г. Челябинск |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А07-25370/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд: в составе судьи Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Тарасенко Татьяны Ивановны на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2020 по делу N А07-25370/2020.
Арбитражный управляющий Тарасенко Татьяна Ивановна (далее - заявитель, АУ Тарасенко Т.И., арбитражный управляющий) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Прокуратуре г. Нефтекамска (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) о признании незаконным ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственного органа, выразившихся в проведении прокурорской проверки деятельности АУ Тарасенко Т.И. без принятия соответствующих решений уполномоченных лиц, о признании незаконным требования заместителя прокурора г. Нефтекамска Насибуллина Р.И. о явке и даче пояснений N 26д.2020 от 29.09.2020.
АУ Тарасенко Татьяной Ивановной подано ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требования о явке и даче пояснений N 26д.2020 от 29.09.2020 до принятия окончательного решения по делу.
Определением суда первой инстанции от 29.10.2020 в удовлетворении ходатайства отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, заявитель обратилась с апелляционной жалобой, просить определение суда первой инстанции отменить, принять обеспечительные меры.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие у прокурора основания для возбуждения дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), наличие нарушений при проведении проверки прокурором. Само требование о явке вынесено вне процессуальных рамок проверки и вне осуществления прокуратурой своих функций. Ссылается на то, что за неисполнение требований прокурора предусмотрена ответственности статьей 17.7 КоАП РФ, применение указанной статьи к заявителю повлечет невозможность осуществления профессиональной деятельности управляющим.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и иного лица, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным исковым требованиям, то есть должны быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленным требованиям, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения (часть 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В силу статьи 90 и пункта 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче заявления об обеспечении иска (заявленного требования) заявитель должен аргументировать необходимость принятия мер по обеспечению иска (заявленного требования) и привести доказательства, подтверждающие наличие реальной угрозы невозможности исполнения судебного акта в будущем или причинения ему значительного ущерба.
Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (абзац 4 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 от 12.10.2006 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
Оценка обоснованности применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках настоящего дела оспаривается, в частности, требование заместителя прокурора г. Нефтекамска Насибуллина Р.И. о явке и даче пояснений N 26д.2020 от 29.09.2020, о приостановлении действии которого заявлено АУ Тарасенко Т.И.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой г. Нефтекамск Республики Башкортостан 19.08.2020 во исполнение указания прокуратуры Республики Башкортостан от 13.12.2018 N 311/7 проведена проверка исполнения законодательства при проведении банкротства конкурсным управляющим ООО "Трубопроводстрой" Тарасенко Т.И.
По результатам проведения проверки, прокуратурой выставлено требование в порядке статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" о необходимости явки для дачи пояснений и рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности.
Согласно абзацу 4 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При этом данная обязанность возлагается на граждан и должностных лиц независимо от того, в отношении кого проводится проверка.
Таким образом, требование прокурор адресовано заявителю, целью вынесения требования является получение сведений относительно проведенной проверки.
В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо N 83) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса (часть 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 указанного информационного письма N 83 изложено, что не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм, можно также сделать вывод о том, что основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения судебного решения. При рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц (общества, государства). Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств дела.
Предметом спора по настоящему делу является выданное в адрес арбитражного управляющего требование, испрашиваемая заявителем обеспечительная мера направлена на его приостановление.
Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд полагает, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Обоснования АУ Тарасенко Т.И. ходатайства о принятии обеспечительных мер основаны на выводах предположительного характера о последствиях, которые могли либо могут возникнуть в будущем. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства привлечения заявителя к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ либо возбуждения дела о привлечении к административной ответственности не представлены.
Учитывая вышеизложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований, свидетельствующих о необходимости принятия испрашиваемых заявителем обеспечительных мер.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2020 по делу N А07-25370/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Тарасенко Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25370/2020
Истец: Тарасенко Татьяна Ивановна
Ответчик: Прокуратура г.Нефтекамска РБ
Третье лицо: Прокуратура Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5426/2021
23.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1751/2021
05.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14660/20
23.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-25370/20