г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2021 г. N Ф09-2958/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А71-14995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя: Лужбин И.В. (паспорт, доверенность от 01.01.2021, диплом),
от заинтересованного лица: Мурзанаев В.Б. (паспорт, доверенность от 14.12.2020, диплом)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме видео-конференц-связи при техническом содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Чистый город"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 ноября 2020 года
по делу N А71-14995/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1061841042317, ИНН 1835070144)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255)
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 11.06.2019 N 29-О/1, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее - Управление, ответчик).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.10.2019 по ходатайству заявителя на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике г. Ижевск на надлежащего - Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г.Пермь, в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, о чем в государственный реестр внесена запись N 2195958804237 от 27.09.2019.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не дана надлежавшая правовая оценка доказательствам, которыми подтверждается обоснованная позиция заявителя относительно невозможности в одностороннем порядке определять наличие у Общества отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4). При этом, при отборе пробы фильтрата в наименовании пробы отхода не дается конкретное наименование отхода исходя из ФККО. Является неверным, вывод суда первой инстанции о том, что протокол результатов экотоксикологического анализа пробы отхода от 22.05.2019 N 765 определяет конкретный вид отхода, поскольку он устанавливает лишь класс опасности - IV. В связи с чем, обращает внимание суда, что руководствуясь ФККО, фильтрат образуется как при размещении ТКО (код 7 39 101 12 39 4) так и при размещении промышленных отходов (код 7 48 121 1230 4). В соответствии с технологическим процессом твердые коммунальные и промышленные отходы размещаются на полигоне совместно (п.п. 5.1-5.3 Инструкции по приему отходов на полигоне Общества). Таким образом, не представляется возможным однозначно утверждать о наличии только фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов невозможно. Следовательно, нарушение, указанное в предписании: при эксплуатации объекта HBOC 94-0118- GO 1908-П отсутствует паспорт на отход IV класса опасности, а именно: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) является неверным и не соответствующим действительности, что в свою очередь делает предписание неисполнимым. Поскольку ФККО не содержит отход - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов, отнесенных к IV классу опасности, руководствуясь приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности" Росприроднадзор не вправе в ходе проведения плановой выездной проверки Общества самостоятельно определять наличие в пруду накопителе - отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный, код по ФККО 7 39 101 12 39 4. Таким образом, указанное заинтересованным лицом в предписании существо выявленного нарушения, противоречит существующей организации деятельности Общества по размещению отходов производства и потребления, поскольку Общество размещает на полигоне как ТКО, так и промышленные отходы. Вместе с тем, в соответствии с п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, обязанность составления и утверждения паспорта на отход возникает у юридических лиц только в отношении отходов включенных в ФККО, следовательно на Общество незаконно возлагается обязанность составления и утверждения паспорта на отход, не включенный в ФККО. Отмечает, что вывод суда первой инстанции о преюдициальности факта образования в пруду - накопителе фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный является не состоятельным в виду того, что вступившими в законную силу решениями судов было установлено образование указанного отхода в иной период времени, не относящийся к моменту выдачи обжалуемого предписания. Полагает, что определение конкретных действий не может быть отнесено к прерогативе Общества, напротив, конкретные действия которые необходимо выполнить обществу в целях прекращения и устранения выявленного нарушения должны быть указаны Росприроднадзором.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Заявителем представлены возражения на отзыв Управления.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в режиме видео-конференц-связи при техническом содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, заявителя на доводах жалобы настаивал; представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела,Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике 29.04.2019 был издан приказ N 103-П о проведении в период с 14.05.2019 по 21.05.2019 плановой выездной проверки в отношении ООО "Чистый город" общей продолжительностью 50 часов (л.д. т.1 л.д. 146-152) в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденного приказом Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 29.10.2018 N626-П.
Уведомление о проведении плановой выездной проверки с копией приказа на проведение проверки от 29.04.2019 N 103-П были вручены лично директору ООО "Чистый город" 30.04.2019 под роспись (т.2 л.д. 1-4).
Приказом Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 15.05.2019 N 119-П плановая выездная проверка была приостановлена на десять рабочих дней с 16.05.2019 по 29.05.2019. Данный приказ получен лично директором ООО "Чистый город" 15.05.2019 (т.2 л.д. 5 на обороте).
Приказом Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 04.06.2019 N 146-П плановая выездная проверка была продлена на 50 часов. Данный приказ получен лично директором ООО "Чистый город" 04.06.2019 (т.2 л.д. 5).
В ходе проверки Управлением установлено, что ООО "Чистый город" в соответствии с лицензией N 018140/П от 28.12.2018 осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта.
В процессе собственной производственной и хозяйственной деятельности ООО Чистый город" в 2018 году было образовано, согласно форме 2-ТП (отходы) 13 наименований отходов I-V классов опасности. Из них I класса опасности - 1 вид отходов; II класса опасности -1 вид отходов - III класса опасности - 3 вида отходов; IV класса опасности - 4 вида отходов; V класса опасности - 4 вида отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФКК047110101521), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО 92011001532), отходы минеральных масел моторных (код по ФККО 40611001313), отходы минеральных масел индустриальных (код по ФККО40613001313), фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО92130201523), тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными
материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО468112025 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)(код по ФККО73310001724), смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714), шлак сварочный (код по ФККО91910002204), лампы накаливания, утратившие потребительские свойства (код по ФККО48241100525), золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная (код по ФККО61140002205), остатки и огарки стальных сварочных электродов (код по ФККО91910001205), тормозные колодки отработанные без накладок асбестовых (код по ФККО92031001525).
Согласно служебной записке отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности от 24.04.2019 имеются сведения о согласовании в Управлении Росприроднадзора по Удмуртской Республике паспортов на вышеуказанные отходы I-IV классов опасности, образующиеся в процессе собственной производственной и хозяйственной деятельности ООО "Чистый город".
В ходе проверки также установлено, что в результате взаимодействия поступающих на тело полигона атмосферных осадков с отходами и продуктами их разложения образуется фильтрат, который с тела полигона принудительно, при помощи канализационной насосной станции перекачивается по фильтропроводу в пруд-накопитель.
Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 14.05.2019 пруд-накопитель фильтрата - искусственное сооружение, расположенное в центре западной стороны земельного участка, прямоугольной формы размером 200x125 м. Согласно справке общества от 31.05.2019 N 05-01/226 ориентировочная глубина пруда - 2,5 м, объем - 50 тыс.м.куб., пруд-накопитель имеет изоляционную пленку. Фильтрат поступает в пруд-накопитель круглосуточно и круглогодично. Проектной документации на данное сооружение и документов о дате ввода его в эксплуатацию у общества не имеется.
В рамках проверки лабораторией АУ "Управление Минприроды УР" (аттестат аккредитации N RA.RU.21АС51 от 13.12.2017) была отобрана и исследована одна объединенная проба фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов из пруда-накопителя. Согласно протоколу результатов экотоксикологического анализа пробы отхода N 7650т(б) от
22.05.2019 фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код 7 39 101 1239 4), установлено острое токсическое действие отхода.
Согласно служебной записке отдела экологической экспертизы разрешительной деятельности от 25.05.2019 в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике копия паспорта на отходы - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов, а также копии документов, подтверждающих его отнесение к конкретному классу опасности в целях подтверждения соответствия образующегося отхода к определенному виду отходов с указанием его кода и наименования, ООО "Чистый город" не предоставлялись.
При анализе представленной ООО "Чистый город" документации, а также данных, имеющихся в Управлении Росприроднадзора по Удмуртской Республике, Управлением было установлено, что пруд-накопитель фильтрата и тело полигона, функционирующие по принципу "сообщающихся сосудов" в части движения отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), являются одним неделимым объектом размещения данного вида отхода, поскольку отход перемещается между телом полигона и прудом-накопителем, из них не изымается (акты приема-передачи отхода сторонним организациям отсутствуют), и фактически складируется в объектах более 11 месяцев. Учет количества фильтрата, размещенного в пруду-накопителе, обществом не ведется.
Таким образом, ООО "Чистый город" на образующийся в процессе своей деятельности отход, а именно: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), не разработало паспорт отходов I - IV класса опасности, что является нарушением ч. ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.06.2019 N 29 (т.1 л.д.37-52).
С целью устранения выявленных нарушений, обществу было выдано предписание от 11.06.2019 N 29-О/1, которым ООО "Чистый город" предписано в срок до 04.06.2020 устранить нарушения частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившееся в том, что у ООО "Чистый город" при эксплуатации объекта НВОС 94-0118-001908-П отсутствует паспорт на отход IV класса опасности, а именно: фильтрат полигон захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) (т.1 л.д.7).
Несогласие с указанным предписанием, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Требования заявителя судом первой инстанции признаны необоснованными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основанием для признания незаконным представления является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагают на надзорный орган обязанность по доказыванию факта нарушения, что предполагает необходимость установления в ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении заявителем вменяемого ему нарушения.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 558 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике" Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике являлось территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Удмуртской Республики.
Пунктом 4.1.3 данного Положения предусмотрено, что Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, предусмотрена обязанность органа Росприроднадзора по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (п.п.1 п. 68).
Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (подпункт "д" пункта 70) установлены требования к содержанию и оформлению предписания. Предписание должно содержать конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено, и срок его исполнения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при вынесении оспариваемого предписания управлением соблюдены требования действующего законодательства и утвержденная форма бланка, оспариваемое предписание вынесено компетентным органом, в пределах предоставленных полномочий.
По смыслу пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всем лицам. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований (определение Верховного суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 309-КГ17-4669).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Верховного Суда РФ от 15.12.2014 N 18-АД14-70, содержание предписания административного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание административного органа должно быть исполнимым, юридическое лицо обязано устранить те нарушения требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В оспариваемом предписании указано, что у общества при эксплуатации объекта НВОС 94-0118-001908-П отсутствует паспорт на отходы IV класса опасности, а именно: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4); указан срок для исполнения данного предписания (до 04.06.2020); обязанность хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды и составить паспорта отходов I - IV класса, предусмотрена статьей 14 Закона об отходах производства и потребления.
Доводы апелляционной жалобы неисполнимости предписания судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений, обществу предоставлена возможность устранить нарушения, при этом способ устранения заинтересованным лицом не ограничен. Неуказание в предписании конкретных действий, которые должно выполнить общество, не свидетельствует о неисполнимости предписания или о нарушении прав и законных интересов общества, так как определение перечня мероприятий по выполнению предписания является прерогативой заявителя. Показателем исполнения предписания, эффективности тех или иных мероприятий будет являться, прежде всего, устранение нарушения, а не вид и объем избранных для достижения данной цели мероприятий.
При этом, установление в предписании конкретных действий по устранению допущенных нарушений влечет за собой ограничение общества в выборе способа устранения данных нарушений, и, следовательно, вмешательство административного органа в хозяйственную деятельность предприятия, что является недопустимым.
Кроме того, судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что приказ от 30.04.2014 N 262 не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 3 закона об охране окружающей среды, определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 34 закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 51 закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании статьи 1 закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (абзац 13).
В силу статьи 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На основании абзаца 9 пункта 2 статьи 11 закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014 N 541 и устанавливает процедуру подготовки юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом.
В целях реализации указанных положений принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (Постановление N 712).
На основании пункта 4 вышеуказанных Правил паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Как установлено в ходе проверки, пруд-накопитель, используемый обществом для размещения (хранения) отходов (фильтрат с тела полигона), специализированным объектом не является, в государственный реестр объектов размещения отходов не включен, лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению) отходов на данном объекте общество не имеет.
Факт эксплуатации объекта - пруда-накопителя общество не оспаривает, однако полагает, что сточные воды из пруда-накопителя необоснованно отнесены к отходам IV класса, поскольку вывод об образовании отхода (фильтрата) сделан управлением только на основании результатов экотоксикологического анализа сточной воды, считает, что только общество, как хозяйствующий субъект, вправе определить, что является отходами.
Отклоняя данные доводы заявителя суд правомерно руководствовался следующим.
В рамках проведенной Управлением проверки лабораторией АУ "Управление Минприроды УР" (аттестат аккредитации N RA.RU.21AC51 от 13.12.2017), была отобрана и исследована одна объединенная проба фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов из пруда-накопителя.
Согласно протоколу результатов экотоксикологического анализа пробы отхода от 22.05.2019 N 765 От (б) (т.1 л.д. 69 на обороте), фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 73910112394), установлено острое токсическое действие отхода.
Класс опасности определен согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008).
Рассмотрение вопроса об отнесении образующихся в производстве деятельности предприятия веществ к опасным отходам, определение класса опасности отхода, составление паспорта опасного отхода и представление необходимой отчетности является обязанностью хозяйствующего субъекта в силу требований частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, в соответствии с которой установлена прямая обязанность юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности и составить паспорт отходов I - IV классов опасности.
Поскольку обществом данная обязанность не исполнена, в ходе проверки Управлением проведены мероприятия по отбору образующихся в процессе деятельности общества загрязняющих веществ (отходов) и определению класса опасности. Класс опасности отходов определен специализированным учреждением - Центральной экоаналитической лабораторией АУ "Управление Минприроды УР", подтвержден протоколами экотоксикологического анализа пробы отхода. При этом, доказательств, опровергающих результаты лабораторных исследований, материалы дела не содержат.
Кроме того, судом правомерно приняты во внимание выводы судов, изложенные в вступивших в законную силу судебных актах, принятых по результатам рассмотрения Первомайским районным судом г. Ижевска административного дела по ст. 8.2 КоАП РФ N 7-160/2018, Завьяловского районного суда Удмуртской Республики по делу N12-236/2020, Арбитражного суда Удмуртской республики по делу NА71-21156/2017, NА71-15486/2019.
Так, выводы об отнесении фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасного (код по ФККО 7 39 101 1239 4) к отходам, определении лабораторным путем класса опасности отхода, установлены в рамках производства по административному делу по ст. 8.2 КоАП РФ Первомайским районным судом г. Ижевска в решении от 08.12.2017, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики по делу N 7-160/2018.
Выводы о размещении в пруду-накопителе отхода (фильтрата) подтверждены решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 26.03.2018 по делу N А71-21156/2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018.
Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 12.09.2019 ООО "Чистый город" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за отсутствие паспорта на отход: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики по делу N 12-236/2020.
Законность проведения Управлением мероприятий по надзору в ходе плановой проверки (законность проведения экспертизы, установления класса опасности в виде отхода, размещенного в пруду -накопителе) было предметом рассмотрения по делу N А71-15486/2019, решение по которому оставлено без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 N 17АП-2959/2020-АК.
Указанными судебными актами подтверждается факт образования в ходе деятельности общества отхода-фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4). Доказательств иного заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что в соответствии с технологическим процессом твердые коммунальные и промышленные отходы размещаются на полигоне совместно, судом обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства не исключают факт образования отхода фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4).
Доводы апелляционной жалобы о том, что сточные воды пруда-накопителя не могут быть отнесены к отходу, ввиду того, что Общество удаляет их путем отчистки на очистных сооружениях, признаются апелляционной коллегией несостоятельными на основании следующего.
Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) содержится в блоке 7 ФККО "Отходы при водоснабжении и водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сброса в водные объекты)". В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, вид отхода-фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) относится к подгруппе отходов: Инфильтрационные воды объектов размещения ТКО.
Вместе тем, на территории объекта НВОС 94-0118-001908-П - полигон твердых отходов, очистные сооружения отсутствуют. Отсутствуют также акты приема-передачи по заключенным договорам на передачу отхода фильтрата на очистные сооружения за 2017 год, 2018 год и за первое полугодие 2019 года.
На момент обследования территории 14.05.2019 пруд-накопитель был заполнен полностью, уровень фильтрата находился примерно в 20-30 см от края обваловки. На момент проведения проверки отходы фильтрата не изымались из пруда-накопителя в течение 2017 года, 2018 года и 5 месяцев 2019 года.
Следовательно, способ обращения общества с фильтратом, образующимся при эксплуатации полигона, не позволяет отнести его к сточным водам.
Представленный в материалы дела договор N 1741-2У/19 от 26.12.2019 заключенный между ООО "Чистый город" и МУП г. Ижевска "Ижводоканал", УПД на прием сточных вод, обоснованно не принят во внимание судом, поскольку из вышеуказанного договора и актов следует, что к сточным водам возможно отнести лишь переданное количество отходов, для отнесения к сточным водам остального объема отходов, остающихся в пруду-накопителе, оснований не имеется.
Кроме того, для проведения мероприятий по обезвреживанию или обработке отходов необходима соответствующая лицензия, которая у МУП г.Ижевск "Ижводоканал" отсутствует, следовательно, МУП г.Ижевск "Ижводоканал" не имеет возможности принимать на анализ иные виды продукта, кроме сточных вод.
Оценив представленные в материалы доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, учитывая, что факт нарушения заявителем положений частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Управлением доказан, подтвержден материалами дела, заявителем по существу не оспаривается, суд признает требования предписания законными, обоснованными и исполнимыми.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичным выводам о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, Управлением доказан, материалами дела подтвержден факт нарушения обществом вышеназванных требований, предписание не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, что в совокупности, в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Основания для выводов, отличных от тех, которые изложены в обжалуемом решении у суда первой инстанции отсутствовали.
Судом правомерно не установлено совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным, выводы суда о законности предписания являются мотивированными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности исполнения предписания судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку реальная возможность исполнить предписание имеется. Оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений, обществу предоставлена возможность устранить нарушения, при этом способ устранения заинтересованным лицом не ограничен.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Апелляционным судом отклоняется довод заявителя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку данный довод не нашел своего подтверждения в ходе апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года по делу N А71-14995/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14995/2019
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2958/2021
04.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16509/20
05.11.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-14995/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-14995/19