город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2021 г. |
дело N А32-5338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2020 по делу N А32-5338/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 22"
к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 22", г. Краснодар (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 2, г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, фонд социального страхования) от 15.11.2019 N 129 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления в 2018 году по данному решению страховых взносов в размере 64 130,06 руб., а также установления штрафа в размере 13 132,15 руб. и пеней в размере 2 931,32 руб., в связи с тем, что проверяющим лицом органа контроля неверно произведен расчет страховых вносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих оплате в Фонд социального страхования Российской Федерации в проверяемый период с 01.01.2016 по 31.12.2018, а также не учтено органом контроля, что общество самостоятельно осуществлено доначисление и оплата суммы доначисляемых страховых взносов от несчастных случаев в размере 64 130,07 руб. вместе с подлежащим к уплате пеней в размере 4 065,66 руб. за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 до даты начала проведения выездной проверки (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2020 обжалуемое решение признано недействительным в части доначисления за период 2018 год по данному решению страховых взносов в размере 64 130,06 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 13 132,15 руб. и пеней в размере 2 931,32 руб.
Не согласившись с принятым решением, фонд обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в расчет за 4 квартал 2018 года обществом полностью включена сумма доначисленных страхователем взносов за 2018 год в размере 64 130,07 рублей, в то время как корректирующие расчеты за 1-3 квартал не предоставлялись.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена выездная проверка общества за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд Социального страхования Российской Федерации.
По результатам проверки был составлен Акт выездной проверки N 287н/с от 11.10.2019.
В ходе проверки фондом установлено нарушение обществом законодательства о страховых взносах в виде неполной уплаты сумм страховых взносов, в связи с подтверждением основного вида экономической деятельности, не соответствующего фактически полученному доходу за соответствующий период, а также в части нарушения обязанности страхователя правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Фондом установлено, что у общества имеются нарушения в виде осуществления неверного определения основного вида экономической деятельности (по которому доход больше, чем по остальным видам деятельности), сумм полученного дохода в проверяемый период, а соответственно неверное определение обществом класса профессионального риска и страхового тарифа в 2016-2018 годов по итогам экономической деятельности в 2015-2017 годов и несвоевременной и не в полном объеме уплаты (перечислений) страховых взносов, в том числе за 2018 год, в размере 65 660,77 руб.
Рассмотрев материалы проверки и возражения проверяемого лица, фонд принял решение от 15.11.2019 N 129 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым доначислил обществу 242 014 руб. 74 коп. по страховым взносам, пени за неуплату страховых взносов в размере 33 802 руб. 91 коп., а также штраф в размере 20%, от доначисленных взносов в сумме 48 402 руб. 95 коп.
Не согласившись с указанным решением фонда в части доначисления за период 2018 год страховых взносов в размере 64 130,06 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 13 132,15 руб. и пеней в размере 2 931,32 руб., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона.
В силу части 1.4 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в территориальный орган страховщика после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то страхователь освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда страхователь узнал об обнаружении территориальным органом страховщика неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Согласно статье 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Из материалов дела следует, что в акте выездной проверки и в решении фонда произведены расчеты за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 без учета работника общества с ограниченными возможностями (инвалид) Р.Ю. Такахо. В акте проверке указывается сумма доначисления страховых взносов в размере 65 660,77 руб., однако, без учета работника-инвалида, подлежит уплате 64 130,07 руб.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что обществом еще до проведения фондом проверки, оплачены страховые взносы в размере 64 130,07 руб. и пени в сумме 4 065,66 руб. на основании платежных поручений от 05.02.2019 N 73, 74, 107.
Следовательно, фондом неправомерно доначислены страховые взносы в размере 64 130,06 руб., а также общество неправомерно привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 13 132,15 руб. и пеней в размере 2 931,32 руб.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение фонда от 15.11.2019 N 129 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональном заболевании подлежит признанию недействительным в части доначисления за период 2018 год по данному решению страховых взносов в размере 64 130,06 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 13 132,15 руб. и пеней в размере 2 931,32 руб., как не соответствующее нормам Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2020 по делу N А32-5338/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5338/2020
Истец: ООО "РЭП N22", ООО Ремонтно-эксплуатационное предприятие N22
Ответчик: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N2