г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2021 г. N Ф05-13945/20 настоящее постановление оставлено без изменения
|
5 февраля 2021 г. |
Дело N А40-308693/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яниной Е.Н.,
судей: Ким Е.А., Стешана Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АССОЦИАЦИИ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2020 г, по делу N А40-308693/2019, принятое судьей Цыдыповой А.В. по иску АССОЦИАЦИИ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" (МОСКВА ГОРОД ОГРН 1097799014884, ИНН 7734268558) к ответчику ООО "МОНОСТРОЙ" (МОСКВА ГОРОД, ОГРН 1117746405655, ИНН 7704783093) о взыскании задолженности в размере 300 000 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Алимов А.В. по доверенности от 16 июля 2020,
УСТАНОВИЛ:
АССОЦИАЦИЯ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "МОНОСТРОЙ" о взыскании задолженности в размере 3 00 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2019 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 г апелляционная жалоба общества возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным определением, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, ссылается на нарушение судом норм процессуального права.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2020 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2019 г. отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "МОНОСТРОЙ" о приостановлении исполнительного производства отказано.
При новом рассмотрении дела с учетом указаний АСМО были дополнительно исследованы все обстоятельства, истребованы дополнительные пояснения у сторон
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2020 г по делу N А40-308693/2019 в удовлетворении исковых требований АССОЦИАЦИЯ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" к ООО "МОНОСТРОЙ" о взыскании задолженности в размере 300000 руб. 00 коп. отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АССОЦИАЦИИ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, в том числе, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 262 АПК РФ.
От истца 29.12.2020 г в материалы дела направлено ходатайство от 28.12.2020 г N 333 о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ассоциация строительных организаций "Стройспецмонтажсервис", ранее- Некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение специализированных строительно-монтажных организаций "Стройспецмонтажсервис" внесена в реестр саморегулируемых организаций 19.02.2010 за N СРО-С-202-19022010.
Решением внеочередного общего собрания членов ассоциации от 30.12.2016 N 39 утверждено Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение специализированных строительномонтажных организаций "Стройспецмонтажсервис".
Решением Правления ассоциации (протокол от 15.02.2017 N 93) общество принято в члены ассоциации и ему решением Правления Ассоциации (протокол от 17.02.2017 N 94) выдано свидетельство N С-202-77-0161 -77-17022017 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как указал истец, Обществом взносы в компенсационный фонд возмещения вреда, в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в полном объеме не внесены, обязательства ответчика по уплате в полном объеме взносов в компенсационные фонды Ассоциации не исполнены.
В адрес ответчика, ассоциацией направлена претензия от 21.11.2018 г N 165 с предложением об оплате образовавшейся задолженности по взносам в компенсационные фонды.
Вместе с тем, данная претензия оставлена со стороны ответчика без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате взносов в компенсационные фонды, ассоциация обратилась с настоящим иском в суд с исковыми требованиями о взыскании с ответчика взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 100 000 руб. и взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции мотивировал принятое решение тем, что истцом не представлено достаточных доказательств того, что требование о взыскании с ответчика суммы взноса в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. 00 коп. возникло, в связи с обеспечением истцом имущественной ответственности перед третьими лицами, как и доказательств того, что бывшим членом союза осуществлялись работы на основании свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N С-20-77-0139-77-18012017.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование о взыскании взноса в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. 00 коп. является необоснованным, поскольку приведет к неосновательному обогащению истца, что недопустимо.
Как отражено в оспариваемом решении, сведения о размере внесенного взноса в компенсационный фонд являются недостоверными и противоречат представленным самим истцом в материалы дела доказательствам.
Суд при изучении материалов дела пришел к убеждению, что истец, не выполнивший требования законодательства, самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий, вследствие не совершения им действий, направленных на внесение достоверных сведений в реестр членов СРО.
Суд усмотрел злоупотребление правом со стороны истца, действия которого направлены на то, чтобы принудить исключенного члена союза оплатить спорный взнос в компенсационный фонд при указанных выше по делу обстоятельствах.
Как установил суд первой инстанции, исключение из государственного реестра не предполагает осуществление АССОЦИАЦИЯ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" уставной деятельности, в том числе реализации предмета своей деятельности, установленного п. 2.2. Устава.
Прекращение действий свидетельства о допуске АССОЦИАЦИЯ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" из реестра также исключает возможность деятельности ответчика в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Согласно доводам, изложенным в поданной истцом апелляционной жалобе, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих основание своих возражений, а именно документальное подтверждение уплаты взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Ассоциация полагает, что бездействие ответчика по оплате взносов в компенсационные фонды является очевидным и неправомерным фактом.
Апелляционный суд повторно исследовав и оценив, представленные в дело доказательства, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и переоценке фактических обстоятельств дела в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации членство в саморегулируемой организации прекращается в случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации.
Согласно пункту 3.1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления на бумажном носителе или в этот же день в случае его поступления в форме электронного документа (пакета электронных документов) направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление об этом.
В силу части 5 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию: о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию; о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ регламентирован порядок, посредством которого лицо, добровольно прекратившее членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации, вправе перевести внесенный им в прежнюю саморегулируемую организацию взнос в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую оно переходит.
Таким образом, в случае, если переход члена СРО в другую саморегулируемую организацию связан с исполнением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации о членстве в саморегулируемой организации по месту регистрации, то у должника (бывшей СРО) возникает обязанность, установленная частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, по перечислению уплаченного ранее взноса в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации.
При этом денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с частью 13 статьи 3.3 Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ, учитываются при расчете взноса кредитора в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации.
Из буквального содержания части 13 статьи 3.3. Федерального закона N 191-ФЗ (в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации такого юридического лица) прямо следует, что юридическое лицо вправе перевести ранее уплаченные средства компенсационного фонда в СРО по месту своей регистрации.
Подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в СРО в целях перехода в другую СРО влечет корреспондирующую обязанность прежнего СРО перечислить компенсационный фонд в СРО, куда переходит юридическое лицо.
В соответствии с ч. 13.1. ст. 3.3. Федерального закона 191-ФЗ саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом в течение семи дней со дня поступления заявления и документов обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходит такое юридическое лицо денежные средства в размере внесенного таким юридическим лицом взноса в компенсационный фонд.
Согласно материалам настоящего дела, Ассоциация строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" внесена в реестр саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства 19.02.2010 г за N СРО - С - 202 - 19022010.
Решением Общего собрания членов Ассоциации от 24.10.2016 г N 38 утверждено Положение о компенсационном фонде возмещения вреда саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение специализированных строительно-монтажных организаций "Стройспецмонтажсервис".
В соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ и требованиями указанного Положения о компенсационном фонде возмещения вреда Ассоциации минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена Ассоциации в зависимости от уровня ответственности утвержден в размере сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена Ассоциации).
Решением внеочередного Общего собрания членов Ассоциации от 30.12.2016 N 39 утверждено Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение специализированных строительно-монтажных организаций " Стройспецмонтажсервис".
В соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ и требованиями указанного Положения о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств Ассоциации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена Ассоциации, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации утвержден в размере двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена Ассоциации). Согласно части 2 статьи 55.6 ГрК РФ для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию заявление о приеме в члены саморегулируемой организации, в котором должны быть указаны в том числе сведения о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров или об отсутствии таких намерений.
Согласно требованиям части 11 статьи 55.6 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления о принятом решении, обязаны уплатить в полном объеме:
-взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
-взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;
-вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.
В соответствии с требованиями статьи 55.6 ГрК РФ, на основании заявления о приеме, решением внеочередного общего собрания членов Ассоциации (протокол от 15.02.2017 N 93) ООО "МОНОСТРОЙ" (ИНН 7704783093) принято в члены Ассоциации.
Решением Правления Ассоциации (протокол от 17.02.2017 N 94) ответчику выдано свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, N С- 202-77-0136 -77 -09012017.
Согласно материалам дела, ранее ООО "МОНОСТРОЙ" являлось членом Союза организаций строительной области "Строительный ресурс" (ОГРН 1107800007700; ИНН 7841017333), расположенного по адресу: 188760, Ленинградская область, Приозерский район, город Приозерск, улица Калинина, дом 11, офис 201.
22.11.2011 на основании платежного поручения N 2 от 22.11.2011 ООО "МОНОСТРОЙ" произведено перечисление денежных средств в компенсационный фонд на основании Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 N 148-ФЗ в сумме 50 000 рублей в счет НП "Строительный ресурс" (ИНН 7841017333).
12.01.2012 на основании платежного поручения N 1 от 12.01.2012 ООО "МОНОСТРОЙ" произведено перечисление денежных средств в компенсационный фонд на основании Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 N 148-ФЗ в сумме 250 000 рублей в счет НП "Строительный ресурс".
Таким образом, ООО "МОНОСТРОЙ" произвело платежи на общую сумму 300 000 рублей в компенсационный фонд на основании Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 N 148-ФЗ в счет НП "Строительный ресурс" (ИНН 7841017333).
В ноябре-декабре 2016 года ООО "МОНОСТРОЙ", по рекомендации СРО "Строительный ресурс", осуществлен переход в СРО "Стройспецмонтажсервис". На основании того, что в ФЗ N 372 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс" от 3 июля 2016 года был прописан принцип регионализации.
Таким образом, компания должна была состоять в объединении того региона, в котором она работает, если компания состояла в другой СРО, она должна была успеть до 1 июля 2017 года перейти в нужное объединение.
ООО "МОНОСТРОЙ" оформило переход в новую СРО в срок до 01.07.2017 г.
Без поступления ранее перечисленных денежных средств в компенсационные фонды в размере 300 000 рублей, получение вышеуказанного Свидетельства о допуске для ООО "МОНОСТРОЙ" из СРО "Стройспецмонтажсервис" было невозможно.
В силу прямого указания закона ООО "МОНОСТРОЙ" уплатило суммы взносов в полном объеме, что подтверждается соответствующими платежными документами от 23.11.2011 г и от 13.01.2012 г.
Таким образом, на основании ФЗ N 372 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс" от 3 июля 2016 года, где прописан принцип регионализации, компания должна состоять в объединении того региона, в котором она работает.
Поскольку, ООО "МОНОСТРОЙ" успело оформить переход в новую СРО в срок до 01.07.2017, на основании чего, имело право перевода уплаченного ранее взноса на счет новой СРО.
Довод апеллянта о том, что у Ассоциации отсутствовала обязанность до принятия решения о приеме в члены осуществлять проверку уплаты кандидатом в члены саморегулируемой организации взносов в компенсационные фонды подлежит отклонению, поскольку в соответствии с положениями части 6 статьи 55.6 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2017) лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Соответственно, тот факт, что Ассоциацией строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" выдано ООО "МОНОСТРОЙ" свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N С-202-77-0136-77-09012017, что подтверждается протоколом от 17.02.2017 г N 94, подтверждает то, что в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения о выдаче свидетельства, произошла уплата вступительного взноса и взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
На основании части 6 статьи 55.6 ГрК РФ истец не имел права выдавать свидетельство о допуске без поступления денежных средств в счет компенсационных фондов. Повторное внесение средств в счет компенсационных фондов одной и той же организации не предусмотрено действующими нормами законодательства Российской Федерации.
В случае, если переход члена СРО в другую саморегулируемую организацию связан с исполнением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации о членстве в саморегулируемой организации по месту регистрации, то у должника (бывшей СРО) возникает обязанность, установленная частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, по перечислению уплаченного ранее взноса в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации.
При этом, денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с частью 13 статьи 3.3 Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ, учитываются при расчете взноса кредитора в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации.
Из буквального содержания части 13 статьи 3.3. Федерального закона N 191-ФЗ (в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации такого юридического лица) прямо следует, что юридическое лицо вправе перевести ранее уплаченные средства компенсационного фонда в СРО по месту своей регистрации.
Подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в СРО в целях перехода в другую СРО влечет корреспондирующую обязанность прежнего СРО перечислить компенсационный фонд в СРО, куда переходит юридическое лицо.
В соответствии с ч. 13.1. ст. 3.3. Федерального закона N 191-ФЗ саморегулируемая организация, членство в которой прекращено юридическим лицом в течение семи дней со дня поступления заявления и документов обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходит такое юридическое лицо денежные средства в размере внесенного таким юридическим лицом взноса в компенсационный фонд.
Руководствуясь ч. 13 ст. 3.3. Федерального закона N 191-ФЗ ООО "МОНОСТРОЙ" совершен региональный переход и обязанности лично перечислять средства компенсационного фонда в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 55.6 ГрК РФ РФ у ООО "МОНОСТРОЙ" не было.
Ответчик ранее уплативший средства компенсационного фонда в Союз организации строительной отрасли "Строительный ресурс" не обязан повторно уплачивать данные суммы новому СРО.
Согласно материалам дела, ответчик принят в члены нового СРО, изначально требований НП "МО "Стройспецмонтажсервис" об оплате средств компенсационного фонда к ответчику в период членства не предъявлялось.
05.07.2018 истец обратился к ответчику с претензией от 05.07.2018 N 29 об оплате в компенсационный фонд.
В ответ на претензию истца N 29 от 05.07.2018 с требованиями о внесении взносов в сумме 300 000 руб. ООО "МОНОСТРОЙ" направило письмо (претензию) от 10.07.2018 исх. N 3 в адрес Ассоциации строительных организаций "Стройспецмонтажсервис", в котором также сообщалось, что без поступления ранее перечисленных денежных средств из СРО "Строительный ресурс" на счета СРО "Стройспецмонтажсервис" в компенсационные фонды в размере 300 000 руб. получение Свидетельства о допуске для ООО "МОНОСТРОЙ" из СРО "Стройспецмонтажсервис" невозможно.
Судом принято во внимание, что ответчик просил истца принять срочные безотлагательные меры, подтверждающие наличие на счетах истца денежных средств в качестве взноса ООО "МОНОСТРОЙ" в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 100 000 руб. и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000 руб.
К претензии прилагались копии платежных поручений N 1 от 12.01.2012 г и N 2 от 22.11.2011 на сумму, равную сумме требований СРО "Стройспецмонтажсервис" - 300 000 руб.
Как следует из обстоятельств дела и пояснений ответчика, ООО "МОНОСТРОЙ" с момента принятия в члены Ассоциации строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" оплачивало вступительный взнос, а также, членские взносы с апреля 2017 по ноябрь 2018 года, до исключения истца из саморегулируемых организаций.
Каких-либо претензий у Ассоциации строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" к ООО "МОНОСТРОЙ" не имелось.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ, некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, либо с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и в соответствии с п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202, осуществляет ведение государственного реестра саморегулируемых организаций (далее также - СРО) в области строительства.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказом от 29.11.2018 N СП-105 "Об исключении сведений об Ассоциации строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", исключила Ассоциацию из государственного реестра СРО в соответствии с ч. 6 ст. 55.2 и ч. 12 ст. 55.19 ГрК РФ на основании поступившего заключения НОСТРОИ в соответствии с ч. 11 ст. 55.20 ГрК РФ о возможности исключения сведений из государственного реестра СРО.
Верховным судом Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 305-ЭС20-2387 отказано Ассоциации строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на действия и решения Ростехнадзора о принятии данного приказа (дело N А40-299689/2018).
Данное обстоятельство не оспорено истцом, вопреки доводам, изложенным в заявленной апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 1.9. Устава Ассоциации строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" от 28.09.2018 истец является саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
При этом, согласно п. 2.1. данного Устава цели деятельности истца, соответствуют целям саморегулируемых организаций по смыслу ст. 55. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как указано выше приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2018 N СП-105 сведения об истце исключены во внесудебном порядке из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в связи с многочисленными нарушениями в своей деятельности, сведения о которых нашли свое отражение, в том числе, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2019 по делу N А40-299689/18.
Таким образом, исключение истца из государственного реестра СРО не предполагает осуществление им уставной деятельности.
Прекращение действия свидетельства о допуске в связи с исключением Ассоциации Строительных Организаций "Стройспецмонтажсервис" из реестра также исключает возможность деятельности ответчика в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В связи с исключением сведений об Ассоциации Строительных Организаций "Стройспецмонтажсервис" из государственного реестра саморегулируемых организаций все члены некоммерческой организации лишились права соответственно выполнять работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На основании п. 3 ст. 450.1 ГК РФ в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Следовательно, истец не может требовать оплаты взносов, как источник формирования имущества саморегулируемой организации, со ссылкой на Федеральный закон от 01.12.2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Кроме того, действия истца, включившего ответчика в состав членов Ассоциации без уплаты взноса в компенсационный фонд, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 55.6 ГрК РФ) являются неправомерными и осуществлены истцом на свой риск, последствия которого истец несет самостоятельно.
На основании изложенного, довод апелялнта о том, что истец имеет право истребовать невнесенные взносы в компенсационные фонды подлежит отклонению по вышеуказанным основаниям.
Со стороны истца усматривается злоупотребление правом, поскольку действия истца направлены на то, чтобы принудить исключенного члена союза оплатить спорные взносы в компенсационный фонд при указанных выше по делу обстоятельствах.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 этой статьи, арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В связи с изложенным, требование истца о взыскании с ответчика взноса в компенсационный фонд не подлежит судебной защите в силу ст. 10 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции при изучении материалов дела установил, ответчик ранее уплативший средства компенсационного фонда не обязан повторно уплачивать данные суммы новому СРО.
Таким образом, вопреки заявленным исковым требованиям взыскание с ООО "Монострой" в пользу Ассоциации приведет к его неосновательному обогащению.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что у истца отсутствовало право на получение с участников взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в связи с исключением истца из реестра СРО.
В силу изложенного, доводы истца о наличии у ответчика задолженности по внесению взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются необоснованными.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2020 г, по делу N А40-308693/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Янина |
Судьи |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-308693/2019
Истец: АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС"
Ответчик: ООО "МОНОСТРОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13945/20
05.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74325/20
05.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-308693/19
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13945/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-308693/19