г. Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А41-13621/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Кривошеин Б.В., доверенность от 17.03.2020;
от ответчика: Захарова Д.А., доверенность от 24.12.2019,
от третьих лиц:
Главного управления государственного строительного надзора Московской области - Кондырева И.Н., доверенность от 03.07.2019,
Администрации Ленинского городского округа Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.08.2020 по делу N А41-13621/20, по заявлению ООО "СЗ "К ПРОЕКТ" к Министерству жилищной политики Московской области третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Администрация Ленинского городского округа Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Специализированный застройщик "К Проект" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее- ответчик, Министерство) о признании незаконным решения от 09.01.2020 по заявлению N Р001-4937109283-32164139 от 24.12.2019, обязании внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-999/С от 24.12.2014 в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25.12.2019 по 24.12.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Администрация Ленинского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Главное управление государственного строительного надзора Московской области поддержал позицию Министерства, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации Ленинского городского округа Московской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на строительство от 24.12.2014 N RU50503102-999/С, выданным Администрацией муниципального образования Городское поселение Горки Ленинские ООО "Южные горки" (срок действия разрешения на строительство до 24.12.2019) общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "К Проект" осуществляло строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3, дом N 22) по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, под. Мещерино.
На основании заявления ООО "СЗ "К ПРОЕКТ" от 23.07.2019 N Р001-4937109283-26530475 о внесении изменении в разрешение на строительство N RU50503102-999/С от 24.12.2014 в связи с приобретением юридическим лицом прав на земельный участок, в отношении, которого прежнему правообладателю земельного участка выдано разрешение на строительство, внесено в разрешение на строительство следующее изменение: На титульном листе разрешения на строительство поле "наименование застройщика, почтовый индекс и адрес, адрес электронной почты" изложить в следующей редакции: ООО "Специализированный застройщик "К ПРОЕКТ".
Между ООО "СЗ "К ПРОЕКТ" (заказчик) и ООО "АрДиАЙ" (исполнитель) 07.10.2019 заключен договор N ТЗ/К071019 об исполнении функций технического заказчика, связанных с застройкой (строительством) многоквартирных жилых домов - корпус 22, 23, 24, 25. По условиям договора N T3/ К071019 от 07.10.2019 ООО "АрДиАй" от имени и за счет Заказчика осуществляет весь комплекс работ, связанных со строительством многоквартирных жилых домов начиная от подбора организаций для проведения изыскательских работ, разработки предпроектной, проектной и рабочей документации и заканчивая подготовкой приема-сдачи Объектов в эксплуатацию и контролем выполнения гарантийных обязательств по законченным строительством объектам на период действия гарантии.
Для строительства объектов между ООО "СЗ "К ПРОЕКТ" (заказчик), от имени которого выступает ООО "АрДиАй", действующее на основании Договора N ТЗ/К071019 от 07.10.2019 и ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) 12.11.2019 заключен договор генерального подряда N 115021.
По условиям договора генерального подряда от 12.11.2019 N 115021 генеральный подрядчик обязуется своими силами и средствами и/или силами привлеченных им субподрядных организаций в установленный договором срок выполнить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов (многоквартирных жилых домов - корпус 22,23,24,25) в месте производства работ, передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик принять их и оплатить в порядке, предусмотренном договором.
Между ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) и ООО АСК "Олимпстрой" (подрядчик) 12.11.2019 заключен договор подряда N 115502 по условиям которого подрядчик обязуется своими силами и средствами в установленный договором срок выполнить работы подготовительного периода для строительства многоквартирных жилых домов (корпус 22,23,24, 25) по устройству временных подъездных путей, площадок из ж/б плит и временных ограждений строительных площадок.
Заявитель 15.11.2019 направил извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22), расположенного по адресу: МО, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещернно, квартал 4, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:070106:1711. По заявлению принято положительное решение.
Извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22) утверждено 20.11.2019, Главным Управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-166500.
Работы по строительству объекта начаты 06.12.2019, ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном Управлении ГСН МО 10.12.2019.
Срок действия разрешения на строительство RU50503102-999/C установлен до 24.12.2019. Для продления срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22) ООО "СЗ "К Проект" 24.12.2019 направило обращение - заявку N Р001-4937109283-32164139 о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство", в Министерство жилищной политики Московской области через Региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Министерство жилищной политики Московской области 09.01.2020 вынесло решение об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство с указанием основания для отказа - "Наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения".
В связи с истечением срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22) 24.12.2019 работы по строительству объекта приостановлены.
Полагая, что указанными действиями нарушаются права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ (в применимой к рассматриваемым правоотношениям редакции) срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
При этом в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано только в том случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Специализированный застройщик "К Проект" заинтересованное лицо ссылалось на факт подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство за пределами его срока действия.
Однако, как обоснованно отметил суд первой инстанции, министерством не учтено следующее.
В материалы дела представлена копия электронного обращения, посредством которого ООО "Специализированный застройщик "К Проект" подано заявление заинтересованному лицу.
Данное обстоятельство, по существу, министерством не оспаривалось (ст. 70 АПК РФ).
Таким образом, с учетом того, что срок действия разрешения на строительство от 24.12.14 N RU50503102-999/С до 24.12.2019, ООО "Специализированный застройщик "К Проект" обратилось с заявлением о продлении срока действия указанного разрешения на строительство ранее чем за 10 дней до истечения его срока действия.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал довод министерства об отказе в продлении разрешения на строительство несостоятельным.
Указанная правовая позиция также отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-13628/20 от 19.01.2021.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа Министерства строительного комплекса Московской области во внесении изменений в разрешение на строительство от 24.12.14 N RU50503102-999/С.
В целях устранения нарушенных прав общества суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на Министерство жилищной политики Московской области продлить срок действия разрешения на строительство N RU50503102-999/С от 24.12.2014 по 24.12.2022.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.08.2020 по делу N А41-13621/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13621/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "К ПРОЕКТ"
Третье лицо: Администрация Ленинского городского округаМосковской области, Главное управление государственногостроительного надзора Московскойобласти, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ