город Москва |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А41-13621/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "СЗ "К ПРОЕКТ": Кривошеина Б.В. (дов. от 17.03.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства жилищной политики Московской области: Черненко А.М. (дов. N 7 от 30.12.2019 г.);
от третьего лица Главного управления государственного строительного надзора Московской области: Григорьянца А.В. (дов. N 811-09/19 от 20.09.2019 г.);
от третьего лица Администрации Ленинского городского округа Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 07 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г.,
по делу N А41-13621/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "К Проект"
к Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Главное управление государственного строительного надзора Московской области; Администрация Ленинского городского округа Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "К Проект" (далее - ООО "СЗ "К Проект", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:1711, площадью 8398 +/- 31 кв.м., расположенный по адресу: Московская обл., Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, под. Мещерино, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажное жилищное строительство.
Администрацией муниципального образования городское поселение Горки Ленинские 24 декабря 2014 г. выдано разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип3, дом N 22), расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, под. Мещерино, N RU50503102-999/С, со сроком действия до 24 декабря 2019 г.
23 июля 2019 г. ООО "СЗ "К Проект" обратилось в Министерство жилищной политики Московской области с заявлением N Р001-4937109283-26530475 о продлении срока действия разрешения на строительство N RU50503102-999/С от 24 декабря 2014 г. в связи с приобретением юридическим лицом прав на земельный участок, в отношении которого прежнему правообладателю земельного участка выдано разрешение на строительство, внесено в разрешение на строительство следующее изменение: На титульном листе разрешения на строительство поле "наименование застройщика, почтовый индекс и адрес, адрес электронной почты" изложить в следующей редакции: ООО "Специализированный застройщик "К ПРОЕКТ".
Между ООО "СЗ "К ПРОЕКТ" (заказчик) и ООО "АрДиАЙ" (исполнитель) 07 октября 2019 г. заключен договор N ТЗ/К071019 об исполнении функций технического заказчика, связанных с застройкой (строительством) многоквартирных жилых домов - корпус 22, 23, 24, 25, по условиям договора которого ООО "АрДиАй" от имени и за счет заказчика осуществляет весь комплекс работ, связанных со строительством многоквартирных жилых домов начиная от подбора организаций для проведения изыскательских работ, разработки предпроектной, проектной и рабочей документации и заканчивая подготовкой приема-сдачи объектов в эксплуатацию и контролем выполнения гарантийных обязательств по законченным строительством объектам на период действия гарантии.
Для строительства объектов между ООО "СЗ "К ПРОЕКТ" (заказчик), от имени которого выступает ООО "АрДиАй", действующее на основании вышеуказанного договора ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) 12 ноября 2019 г. заключен договор генерального подряда N 115021, по условиям которого генеральный подрядчик обязуется своими силами и средствами и/или силами привлеченных им субподрядных организаций в установленный договором срок выполнить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов (многоквартирных жилых домов - корпус 22, 23, 24, 25) в месте производства работ, передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик принять их и оплатить в порядке, предусмотренном договором.
13 ноября 2019 г. ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) и ООО АСК "Олимпстрой" (подрядчик) заключен договор подряда N 115502 по условиям которого подрядчик обязуется своими силами и средствами в установленный договором срок выполнить работы подготовительного периода для строительства многоквартирных жилых домов (корпус 22, 23, 24, 25) по устройству временных подъездных путей, площадок из ж/б плит и временных ограждений строительных площадок.
15 ноября 2019 г. заявитель направил извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22), расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, квартал 4, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:070106:1711, по результатам которого принято положительное решение.
Извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22) утверждено 20 ноября 2019 г. Главным управлением государственного строительного надзора Московской области и сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-166500.
Работы по строительству объекта начаты 06 декабря 2019 г., ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном управлении государственного строительного надзора Московской области 10 декабря 2019 г.
Срок действия разрешения на строительство N RU50503102-999/С установлен до 24 декабря 2019 г.
Для продления срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22) ООО "СЗ "К Проект" 24 декабря 2019 г. направило обращение - заявку N Р001-4937109283-32164139 о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство" в Министерство жилищной политики Московской области через Региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Министерство жилищной политики Московской области 09 января 2020 г. вынесло решение об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство с указанием основания для отказа - "Наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения".
В связи с истечением срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 3 дом 22) 24 декабря 2019 г. работы по строительству объекта приостановлены.
Считая свои права нарушенными, ООО "СЗ "К Проект" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения о признании незаконным решения от 09 января 2020 г. по заявлению N Р001-4937109283-32164139 от 24 декабря 2019 г. и об обязании Министерство жилищной политики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-999/С от 24 декабря 2014 г. в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25 декабря 2019 г. по 24 декабря 2022 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление государственного строительного надзора Московской области и Администрация Ленинского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что обществом к заявлению о продлении срока действия разрешения на строительство не были приложены документы, подтверждающие факт начала строительства объекта, поскольку характер работ, проделанных обществом, относится к подготовительным, предваряющим основные строительные работы и не могут расцениваться как надлежащее подтверждение условий продления срока действия разрешения на строительство, а также на подачу заявления о продлении срока действия разрешения на строительство за пределами его срока действия.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства жилищной политики Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "СЗ "К Проект" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов. Представитель Главного управления государственного строительного надзора Московской области с доводами жалобы согласился.
Представитель Администрация Ленинского городского округа Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Пунктом 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что отказ в предоставлении государственной услуги по оформлению продления разрешения на строительство не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом был представлен полный пакет документов в подтверждение начала строительства.
При этом судами установлено, что для продления разрешения на строительство заявителем был представлен полный пакет документов, подтверждающий осуществление им строительных работ, необходимых для возведения здания, предусмотренного разрешением на строительство.
Относительно указания Министерством жилищной политики Московской области в оспариваемом решении на пропуск обществом срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство судами указано на то, что срок действия разрешения на строительство от 24 декабря 2014 г. N RU50503102-999/С до 24 декабря 2019 г., в то время как ООО "СЗ "К Проект" обратилось с заявлением о продлении срока действия указанного разрешения на строительство ранее чем за 10 дней до истечения его срока действия.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суд обязал Министерство жилищной политики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-999/С от 24 декабря 2014 г. в части продления срока действия разрешения на строительство N RU50503102-999/С от 24 декабря 2014 г. по 24 декабря 2022 г.
Поскольку все необходимые документы обществом были предоставлены, суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г. по делу N А41-13621/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Пунктом 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2021 г. N Ф05-8170/21 по делу N А41-13621/2020