г. Ессентуки |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А63-9291/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малахит" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2020 по делу N А63-9291/2019, при участии представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску - Хлыстуновой В.А. (доверенность от 12.10.2020), представителя Фонда социального страхования Российской Федерации - Гаджиевой Л.А. (доверенность от 16.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Малахит" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (далее - инспекция), управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - управление), государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд), директору филиала N 9 учреждения (далее - филиал) Мирошниковой В.А., заместителю директора филиала Долговой О.И., начальнику контрольно-ревизионного отдела филиала Донской Т.В., юрисконсульту филиала Гаджиевой Л.А., главному бухгалтеру филиала Терниковой Е.Ю., ведущему специалисту-ревизору филиала Ширяевой Ю.А., главным специалистам-ревизорам филиала Барака Т.П., Федосеевой М.М. о признании незаконными действий учреждения, филиала, управления при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы), повлекших отражение недостоверных сведений в отношении общества в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) по КБК 18210202090070000160, начисление налога и пени по страховым взносам, оплату налога и пени по страховым взносам; о признании незаконными действий филиала, выразившихся в неисполнении решения суда от 21.06.2018 по делу N А63-19411/2017, повлекших отражение в КРСБ по КБК 18210202090070000160 и доначисление 114 875 рублей 95 копеек страховых взносов; о признании незаконными бездействия учреждения по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества при осуществлении предпринимательской деятельности, выразившихся в нерассмотрении жалобы от 01.04.2019 N 01/04/19, непроведении служебной проверки; о признании незаконными действий должностных лиц филиала при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов, выразившихся в нарушении требований действующего законодательства; о признании незаконным бездействия должностных лиц филиала, выразившегося в непроведении камеральной проверки документов, представленных с заявлением на выделение средств на выплату страхового обеспечения за период с 2013 по 2016 годы, в непринятии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения на возмещение расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим; о признании результатов проверок по контролю за уплатой страховых взносов в отношении общества, проведенных филиалом в 2017 и 2018 году за период до 01.01.2017, повлекших доначисление обществу страховых взносов за период до 01.01.2017, недействительными; о признании незаконным бездействия директора филиала Мирошниковой В.А. и и.о. директора филиала Гаджиевой Л.А., выразившегося в неорганизации работы подведомственного отделения и нерассмотрении жалобы от 01.04.2019 N 01/04/19, непроведении служебной проверки; о признании недействительным требования инспекции от 27.03.2019 N 31787; об обязании Фонда, филиала, учреждения, Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем удаления из КРСБ КБК 18210202090070000160 недостоверных сведении о начисленных и уплаченных страховых взносах, а также начисленных и уплаченных пени, в установленном законом порядке (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2020, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.2020 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда от 06.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не полностью выполнены указания суда кассационной инстанции. Податель жалобы указывает, что общество не имеет обязанности по начислению и оплате страховых взносов и освобождено от выплат по обязательному страхованию.
В судебном заседании представители лиц высказали правовые позиции.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.12.2020 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобы не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
При рассмотрении настоящего спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Общество обратилось в филиал с письмом-заявкой от 06.06.2017 N 2/06 о выделении средств на выплату страхового обеспечения, расчетом Формы-4 ФСС и с соответствующим пакетом документов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Филиалом проведена выездная внеплановая проверка, по результатам которой часть понесенных обществом расходов не принята к зачету. Подтвержденная часть денежных средств возмещена обществу. В дальнейшем неподтвержденная часть изменена Фондом в сторону уменьшения. Соответствующие денежные средства перечислены на расчетный счет общества.
Страховые взносы обществу не начислялись, поскольку заявитель применял пониженный тариф налогообложения, составляющий 0%.
В дальнейшем по заявлению общества от 19.04.2018 N 1/04 Фондом проведена корректировка остатка на 01.01.2017.
Общество 27.04.2018 обратилось за возмещением образовавшейся задолженности на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой вынесено решение от 25.06.2018 N 572 о выделении денежных средств. Филиалом указанная сумма перечислена на расчетный счет общества платежным поручением от 02.07.2018 N 353708, сведения о перечислении переданы в инспекцию.
Общество 01.08.2018 обратилось в филиал с письмом-заявкой с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы за период с 01.12.2017 по 31.12.2018.
Проведена выездная проверка, по результатам которой вынесено решение от 09.11.2018 N 222 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Общество, полагая, что неправомерные действия (бездействие) фонда, филиала и его должностных лиц, инспекции, управления привели к нарушению его законных прав и интересов, выразившихся, в том числе в отражении недостоверных сведений в отношении общества в карточке расчетов с бюджетом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении уточненных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 данного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 данного Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Согласно части 3 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В рамках "Порядка взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации" от 22.07.2016 N ММВ-23/1/11@02-11-10/06-3098П по состоянию на 01.01.2017 отделения Фонда в ИФНС г. Пятигорска Ставропольского края в лице филиала N 9 передан остаток задолженности, образовавшийся у филиала N 9 отделения Фонда перед ООО "Малахит" в результате произведенных страхователем расходов в сумме 832 626,83 руб.
Как установлено судом, страховые взносы ООО "Малахит" не начислялись, так как в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявитель применял пониженный тариф налогообложения, который составлял ноль процентов. Сумма остатка за исполнительным органом Фонда подтверждена сданным ООО "Малахит" в ФСС отчетом по форме 4-ФСС за 2016 год по каналам электронной связи 24.01.2017.
Общество обратилось в филиал N 9 отделения Фонда за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения с письмом-заявкой от 06.06.2017 N 2/06, расчетом Формы-4 ФСС и с соответствующим пакетом документов на сумму 832 626,83 рублей за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 (в представленном расчете Формы - 4 ФСС на день обращения указана сумма-832 626,83 руб.).
Директором филиала N 9 отделения Фонда в порядке части 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ принято решение о проведении выездной проверки по факту обращения общества за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
По результатам выездной проверки не приняты к зачету расходы в сумме 114875,95 руб., в том числе:
- 81287,48 руб., расходы (пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком), произведенные страхователем ООО "Малахит" застрахованной Шурдумовой О.А. В соответствии с представленными страхователем для проверки документами, ревизором, проводившем проверку были сделаны выводы о фиктивном трудоустройстве застрахованной Шурдумовой О.А., на момент наступления страхового случая, а именно отпуска по беременности и родам, застрахованная отработала 10 дней и т. д.;
- 33588,47 руб., расходы, произведенные страхователем, на момент проверки не были подтверждены документально.
По платежному поручению N 524425 от 10.10.2017 расходы в сумме 717 50,88 руб. возмещены страхователю ООО "Малахит" (832 626,83 руб. - минус сумма обращения 114 875,95 сумма, не принятая к зачету).
Общество обратилось в отделение Фонда с письменной жалобой, по результатам рассмотрения которой отделение Фонда изменило решение филиала N 9 отделения Фонда в части непринятия к зачету расходов в сумме 81287,48 руб. по застрахованной О.А. Шурдумовой. Таким образом, остаток не принятых к зачету расходов составил 33588,47 руб., указанная сумма оставлена без изменения решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2018 по делу N А63-19411/2017, вступившего в законную силу.
В соответствии с принятым решением отделения Фонда об отмене части не принятых к зачету расходов Филиалом N 9 отделения Фонда платежным поручением N 683869 от 21.12.2017 г. на расчетный счет ООО "Малахит" перечислена сумма в размере 81287,48 руб. В ИФНС Ставропольского края 08.12.2017 направлен файл об уменьшении суммы не принятых к зачету расходов (-81287,48 руб.) VO_OPERLS_2632_2621_20171208_37865, после чего получен положительный протокол принятия данного файла PR_VOOPERLS_ 2600_ 2621_ 20171211_ 1a6df1f6-3334-48bb-af67-d59943be40d9.
В рамках исполнительного производства N 44738/19/26030-ИП филиалом N 9 отделения Фонда решение Арбитражного суда от 21.06.2018 N А63-19411/2017 исполнено в полном объеме, что подтверждено представленными из налогового органа карточками расчета с бюджетом и справками о состоянии расчетов с бюджетом.
По заявлению общества (исх. N 1/04 от 19.04.2018) фондом социального страхования проведена корректировка остатка на 01.01.2017 с суммы 832 623,83 руб. на сумму 886 162,41 руб., то есть страхователем ООО "Малахит" остаток на 01.01.2017 увеличен на сумму 53 535,58 руб. Фондом социального страхования в лице филиала N 9 в ИФНС Ставропольского края 24.04.2018 передан файл VO_OPERLS- 2632_2621_20180423_CB983728-01CB-40ED_BC17-4783F9CE32B4, после чего получен положительный протокол принятия данного файла PR_VOOPERLS_ 2600_ 2621_ 20180425_ 8a5fc9ef-e8a9-436f-ffe1-ac0993bf5533. Как установлено судом, по техническим причинам фактически файл был утерян между УФНС по Ставропольскому краю и ИФНС по г. Пятигорску.
27 апреля 2018 года общество обратилось за возмещением образовавшейся задолженности на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 86 580,38 руб. с приложением корректирующих расчетов ф-4 ФСС РФ от 19.03.2018 года, по результатам обращения фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой вынесено решение от 25.06.2018 N 572 о выделении средств на сумму 86580,38 руб.
Указанная сумма филиалом N 9 отделения фонда социального страхования перечислена платежным поручением N 353708 от 02.07.2018 на расчетный счет общества, сведения о перечислении переданы в ИФНС России по г. Пятигорску.
По состоянию на 01.04.2019 за территориальным органом ФСС по обществу числится задолженность, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2017 года в сумме 543,67 руб.
Общество 01.08.2018 обратилось в филиал N 9 отделения Фонда с письмом-заявкой с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы за период с 01.12.2017 по 31.12.2018 (письмо от 01.08.2018 входящий N 2991).
По результатам выездной проверки составлен акт от 17.10.2018 N 267, по решению о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 09.11.2018 N 222 сумма 102 488,11 руб. выделена полностью.
Пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" указано на то, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В соответствии Закона N 255-ФЗ не производится выделение средств страхователям на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения без проведения (камеральных или выездных) проверок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации. Таким образом, обращение за выделением средств страхователям на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения имеет заявительных характер и соответственно выделение средств, только по результатам принятого годового отчета ООО "Малахит" за 2016 год без предоставления соответствующих документов, действующим законодательством не предусмотрено.
При проверке заявленных требований о признании незаконными действий должностных лиц филиала Мирошниковой В.А., Долговой О.И., Донской Т.В., Гаджиевой Л.А., Терниковой Е.Ю., Ширяевой Ю.А., Барака Т.П., Федосеевой М.М, суд первой инстанции пришел к следующему.
На главного специалиста филиала N 9 отделения фонда социального страхования Гаджиеву Л.А. на основании приказа Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.09.2018 N 725 возложены исполнения обязанностей директора филиала N 9 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ее согласия, без освобождения от своей основной работы на период с 17.09.2018 до выхода на работу основного работника. Фактически главный специалист филиала N 9 отделения Фонда Гаджиева Л.А. исполняла обязанности директора филиала с 17.09.2018 по 19.09.2018 включительно, таким образом, решение о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Малахит" от 18.09.2018 N 247 было принято ею в соответствии с вышеуказанным приказом и действующим законодательством.
Все документы (решения о проведении проверки, решения о выделении средств страхователям на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, справки, акты, требования о предоставлении документов и т.д.), изданные и подписанные специалистами-ревизорами филиала N 9 отделения фонда социального страхования (Мирошниковой В.А.; Долговой О.И.; Донской Т.В.; Терниковой Е.Ю.; Гаджиевой Л.А.; Ширяевой Ю.А.; Барака Т.П.; Федосеевой М.М.) по результатам камеральных и выездных проверок страхователя ООО "Малахит" за периоды 2017-2018 годов, соответствуют утвержденным Фондом социального страхования РФ формам (приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.01.2017 N 10 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении проверок правильности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.01.2016 N 2 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), что также подтверждается письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.06.2019 N 0209-14/06-06-11780, направленным в адрес ООО " Малахит". Кроме того, обществом не приведены соответствующие доводы и доказательства незаконности действий указанных должностных лиц, а также нарушения прав и законных интересов общества действиями указанных должностных лиц.
Решениями фонда социального страхования от 06.07.2017 N 43502 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 717 750,88 руб., от 25.06.2018 N 572 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 86 580,38 руб., от 14.3.2018 N 277 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 416 053,74 руб., от 28.07.2018 N 1 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 102 488,11 руб., от 28.07.2018 N 2 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 351 748,71 руб., от 19.10.2018 N 3 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 176 209,13 руб., от 07.06.2019 N 394 о подтверждении расходов на возмещение на сумму 139 617,19 руб. обществу подтверждены понесенные им расходы на выплату страховых сумм по больничным листам, суммы в полном объеме перечислены обществу, что подтверждено платежными документами, представленными в дело, и отражено в карточке расчетов с бюджетом. Между тем, при получении указанных решений и сумм обществом не заявлено о нарушении процедуры проведения проверки правильности начисления указанных сумм, не представлены доказательства нарушений прав заявителя действиями должностных лиц по проверке расчетов и сведений общества (страхователя).
Судом исследованы представленные в материалы дела должностные инструкции соответствующие требованиям к перечисленным должностным лицам, действия которых обжалуются заявителем. Исследовав их, суд пришел к выводу, что выполнение обязанностей должностными лицами Мирошниковой В.А.; Долговой О.И.; Донской Т.В.; Терниковой Е.Ю.; Гаджиевой Л.А.; Ширяевой Ю.А.; Барака Т.П.; Федосеевой М.М. соответствует требованиям закона, обязанности выполнены в рамках должностных полномочий.
Согласно пояснениям представителей фонда социального страхования, проверки до 07.04.2017 фондом проводились в соответствии с постановление ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2008 N 11840), и после 07.04.2017 в соответствии с постановлением ФСС РФ от 25.01.2017 N 10, вступившим в силу 18.04.2017.
Уточнив требований, общество указало, что страховые взносы не начисляет. Расходы в счет начисленных им страховых взносов по государственному социальному страхованию не производит, поэтому проверку фондом проводить не следует.
Судом отклонены доводы общества об отсутствии у фонда социального страхования прав на осуществление контроля за выделением и расходованием средств фонда субъектами предпринимательской деятельности, находящимися на льготном режиме, что не соответствуют Закону N 255-ФЗ ввиду следующего.
Отделение Фонда в лице филиала N 9 произвело проверку в соответствии и на основании вышеуказанных федеральных законов, ревизором филиала был так же учтен пункт 7 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно которому средства на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере 0 процентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выделяются данным организациям территориальными органами страховщика в порядке, установленном частями 3 - 6 настоящей статьи, по месту их регистрации в качестве страхователей, то есть ревизор учел все обстоятельства, в том числе и тот факт, что страхователь применяет пониженный тариф и расходы полностью возмещаются из средств социального страхования, при условии, что расходы произведены без нарушения законодательства Российской Федерации.
Не нашел подтверждения довод общества о том, что филиалом N 9 фонда допущен ряд грубых нарушений со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку согласно подпункта 8 пункта 3.1 статьи 1 ЗаконаN 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В связи с чем, материалами дела не подтверждаются доводы заявителя об отражении фондом социального страхования недостоверных сведений в отношении ООО "Малахит", о неисполнении решения суда от 21.06.2018 по делу N А63-19411/2017.
В части требования общества к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края, управлению Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю судом установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 138 Кодекса акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Кодексом.
Частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 139 Кодекса установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
С 01.01.2014 Кодексом изменены сроки на подачу жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (абзац 1 пункта 2 статьи 138 Кодекса).
Судом установлено, что досудебный порядок обжалования требования, действий (бездействия) инспекции и управления ФНС России по Ставропольскому краю, реализован в течение установленного НК РФ срока путем направления обществом жалоб от 29.10.2019, от 30.07.2019, от 04.10.2019, от 03.09.2019, от 08.08.2019, от 16.08.2019 на действия (бездействие) инспекции ФНС РФ по г. Пятигорску, на требование об уплате налога от 23.03.2019 N 31787, на действие (бездействия) УФНС по Ставропольскому краю в Управление ФНС по Ставропольскому краю, Федеральную налоговую службу России.
Суд пришел к обоснованному выводу, что ходатайство инспекции ФНС России по г. Пятигорску об оставлении без рассмотрения требования заявителя в связи с не реализацией обществом обязанности досудебного обжалования не подлежит удовлетворению.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившим в силу с 01.01.2017, внесены изменения в часть вторую Кодекса, введена глава 34 "Страховые взносы" и полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Согласно статье 20 Федерального закона N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного Федерального закона.
Начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. При этом ни налоговым кодексом, ни иными законами не предусмотрено возложение на налоговый орган в лице Управления Федеральной налоговой службы обязанностей по осуществлению контроля за деятельностью фондов социального страхования.
В целях реализации данных полномочий утвержден Порядок обмена информацией территориальных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П (далее - Порядок).
Обмен информацией осуществляется в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации c соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверенной электронной подписью. В этой связи налоговые органы не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного ЭЦП, вносить корректировку в данные, переданные фондами.
Для отражения состояния расчетов с бюджетом плательщиков страховых взносов в налоговых органах открыты карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) в соответствии с Едиными требованиями к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня", утвержденными приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7- 1/9@.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в отношении общества в части возмещенных сумм из фонда социального страхования с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. При этом Фонд социального страхования продолжает осуществлять контрольные мероприятия в части проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, функции возмещения расходов страхователя, принятия к зачету расходов, произведенных налогоплательщиком, осуществляет ФСС.
Обмен информацией между налоговым органом и ФСС осуществляется в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверенной электронной подписью (ЭП). В этой связи налоговые органы не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного ЭЦП, вносить корректировку в данные, переданные фондами.
Из материалов дела усматривается, в адрес ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края из ФСС поступали следующие файлы: на сумму 744 111.88 руб. - по решению территориального органа ФСС стартовая переплата по взносу (УН документа в КСБ 33463947 от 12.02.2017); на сумму 44 905.33 руб. - по решению территориального органа ФСС уменьшено по расчету (УН документа в КРСБ 34207125 от 24.01.2017, N документа 1,срок уплаты 01.01.2017); на сумму 43 609.62 руб. - по решению территориального органа ФСС уменьшено по расчету (УН документа 34207125 от 24.01.2017, N документа 1, срок уплаты 15.01.2017); на сумму 717 750.88 руб. - по решению территориального органа ФСС о возмещении расходов страхователям на выплату пособий по временной нетрудоспособности (УН документа в КРСБ 34207125 от 06.07.2017, N документа 2/06, срок уплаты 16.07.2017); на сумму 81 287.48 руб. - по Решению суда (УН документа в КРСБ 36217456 от 07.12.2017, N документа 177, срок уплаты 01.01.2017); на сумму 81 287.48 руб. - по решению территориального органа ФСС о возмещении расходов страхователям на выплату пособий по временной нетрудоспособности (УН документа в КРСБ 36681560 от 04.10.2017, N документа 146, срок уплаты 14.10.2017); на сумму 86 580.38 руб. - по решению территориального органа ФСС о возмещении расходов страхователям на выплату пособий по временной нетрудоспособности (УН документа 39193915 от 25.06.2018, N документа 572, срок уплаты 05.07.2018); на сумму 114 875.95 руб. - по решению территориального органа ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения (УН документа 39449718 в КРСБ от 04.10.2017, N документа 49, срок уплаты 30.10.2017).
Указанные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) перенесены в КРСБ ООО "Малахит".
Таким образом, из филиала N 9 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования налоговым органом были приняты начисления по непринятым к зачету расходам на выплату обязательного социального страхования (дата отражения в карточке "расчеты с бюджетом" 26.02.2019), в результате чего в отношении ООО "Малахит" образовалась задолженность в сумме взноса 114 875,95 руб. (срок уплаты 30.10.2017).
В связи с имеющейся переплатой у заявителя, по состоянию на 01.01.2019 в сумме взноса 28 295,57 руб., его задолженность уменьшилась и составила 86 580,38 руб.
В адрес ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края 07.05.2018 поступил электронный файл (идентификатор сообщения 10F1989E-456B-4428-A1D1-380BBC2CCCA2, УН сообщения 1250909) с суммой 53535.58 руб.
Как установлено судом, данная сумма по техническим причинам в связи с содержащейся ошибкой была не отражена в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ). Файл с ошибкой не отразился в КРСБ "сообщение исключено из обработки". Неотражение в КРСБ файла с суммой 53535.58 руб. произошло в связи с некорректным переносом сумм из данных файлов происходит в автоматическом режиме. По данной проблеме налоговым органом направлено соответствующее обращение на сайт технической поддержки.
Из филиала N 9 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования налоговым органом приняты начисления по непринятым к зачету расходам на выплату обязательного социального страхования (дата отражения в карточке "расчеты с бюджетом" 26.02.2019), в результате чего в отношении общества образовалась задолженность в сумме взноса 114 875,95 руб. (срок уплаты 30.10.2017).
В связи с имеющейся переплатой у заявителя, по состоянию на 01.01.2019, в сумме взноса 28 295,57 руб., его задолженность уменьшилась и составила 86 580,38 руб.
В ИФНС данная сумма по техническим причинам в связи с содержащейся ошибкой была не отражена в карточке "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ). Файл с ошибкой не отразился в КРСБ "сообщение исключено из обработки". Не отражение в КРСБ файла с суммой 53535.58 руб. произошло не по вине налогового органа, так как перенос сумм из данных файлов происходит в автоматическом режиме. По данной проблеме налоговым органом направлено соответствующее обращение на сайт технической поддержки.
В связи с поступившим в филиал 9 отделения Фонда г. Пятигорск заявлением ООО
Малахит
от 19.04.2018
и уточненным расчетом за 2016 год отделением Фонда 24.04.2018 в соответствии с совместным письмом Фонда социального страхования Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 15.09.2017
ЗН-4-22/18490@/02-11-10/06-02-3959П передан УФНС по СК файл о корректировке сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 в формате OPERLS на сумму 53 535,58 руб., письмо отделения Фонда от 24.04.2018
1-17/102-1064.
Данный файл был принят управлением, 25.04.2018 выгружен в ИФНС по г. Пятигорску, протокол обработки переданного файла получен отделением Фонда положительный, письмом УФНС от 26.04.2018 N 09-13/013272@.
Материалами дела подтверждается, что 17.06.2019 между Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее-Управление) и Государственным учреждением - Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -отделение Фонда) была проведена рабочая встреча по вопросу рассмотрения письменного обращения страхователя ООО "Малахит" о передаче отделением Фонда в Управление сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные(отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. По итогам которой решено: Управлению принять меры по внесению изменению в карточку "Расчеты с бюджетом" по ООО "Малахит" на сумму 53535,58 руб., а отделению Фонда провести анализ причин остатка суммы 33044,80 руб. в карточке "Расчеты с бюджетом".
От управления в адрес отделения фонда поступило письмо, о том, что файл на сумму 53535,58 руб. успешно перенесен в карточку "Расчеты с бюджетом". Так же, филиалом N 9 отделения Фонда 21.06.2019 на основании протокола рабочей встречи (между Управлением и отделением Фонда) был отгружен файл на сумму 33 044,80 руб., 25.06.2019 получен положительный протокол о загрузке вышеуказанного файла.
По запросу филиала N 9 отделения Фонда от 01.07.2019 N 01-15/02-2471, направленному в адрес ИФНС России по г. Пятигорску по вопросу передачи отделением Фонда в Управление Федеральной Налоговой службы по Ставропольскому краю сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 был получен ответ, что по состоянию на 01.07.2019 года в лицевом счете ООО "Малахит" задолженность и переплата отсутствуют.
По состоянию на 27.03.2019 года по сведениям, поступившим в порядке обмена из фонда социального страхования налоговому органу, за обществом ООО "Малахит" числилась задолженность по налогам (сборам, страховым взносам), которая не была погашена. ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края на основании статей 69, 70, 75 Налогового Кодекса Российской Федерации в адрес ООО "Малахит" было направлено требование N 31787 от 27.03.2019 на сумму 87 743,44 руб. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
В отношении довода о незаконности действий налогового органа по выставлению требования N 31787 от 27.03.2019 на сумму 87 743,44 руб. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, судом установлено, что данная задолженность общества сформировалась с учетом сведений, представляемых в налоговый орган от Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившим в силу с 01.01.2017, внесены изменения в часть вторую Кодекса, введена глава 34 "Страховые взносы" и полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Согласно статье 20 Федерального закона N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного Федерального закона.
В целях реализации данных полномочий утвержден Порядок обмена информацией территориальных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П (далее - Порядок).
Обмен информацией осуществляется в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверенной электронной подписью. В этой связи налоговые органы не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного ЭЦП, вносить корректировку в данные, переданные фондами.
Для отражения состояния расчетов с бюджетом плательщиков страховых взносов в налоговых органах открыты карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) в соответствии с Едиными требованиями к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня", утвержденными приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7- 1/9@.
В рамках единоразовой выгрузки, предусмотренной Порядком, отделением ФСС в отношении общества передано следующая сальдо переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) КБК 18210202090070000160 в сумме 744 111,88 рублей.
Поступившие суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) перенесены налоговым органом в карточку расчета с бюджетом ООО "Малахит":
- уменьшенные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по уточненным расчетам, представленным в органы ФСС России за периоды до 01.01.2017 (тип информации ОпЛСПФРФСС), в размере 44 905,33 руб. (дата внесения в КРСБ 04.05.2017),
- уменьшенные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по уточненным расчетам, представленным в органы ФСС России за периоды до 01.01.2017 (тип информации ОпЛСПФРФСС), в размере 43 609,62 руб. (дата внесения в КРСБ 04.05.2017). Вследствие произведенных уменьшений сумм страховых взносов переплата составила 832 626,83 руб.,
- возмещенные органами ФСС России расходы плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (тип информации РешВозмРасхФСС) в размере 717 750,88 рублей (дата внесения в КРСБ 13.12.2017). Вследствие произведенных ФСС возмещений Обществу расходов на выплату страховых взносов переплата составила 114 875,95 руб.,
- уменьшенные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по решению суда (тип информации ОпЛСПФРФССРег) в размере 81 287, 48 рублей (дата внесения в КРСБ 18.12.2017), в результате чего сумма переплаты составила 196 163,43 руб.,
-возмещенные органами ФСС России расходы плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (тип информации РешВозмРасхФСС) в размере 81 287,48 руб. (дата внесения в КРСБ 15.02.2018), в результате переплата составила 114 875,95 руб.,
- возмещенные органами ФСС России расходы плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (тип информации РешВозмРасхФСС) в размере 86 580,38 рублей (дата внесения в КРСБ 20.12.2018). Вследствие произведенных ФСС возмещений обществу расходов на выплату страховых взносов переплата составила 28 295,57 рублей.
Названные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) перенесены в КРСБ общества".
Следовательно, из филиала N 9 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования были приняты начисления по непринятым к зачету расходам на выплату обязательного социального страхования (дата отражения в карточке "расчеты с бюджетом" 26.02.2019), в результате чего, в отношении общества, образовалась задолженность в сумме взноса 114 875,95 руб. (срок уплаты 30.10.2017).
В связи с имеющейся переплатой у заявителя по состоянию на 01.01.2019 в сумме взноса 28 295,57 руб., его задолженность уменьшилась и составила 86 580,38 руб.
Сведения о задолженности общества, отраженные налоговым органом в карточке расчета с бюджетом ООО "Малахит", внесены на основании переданного территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации сальдо переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года).
В части довода общества о том, что состояние расчетов страхователя имеет ошибки в расчетах, что подтверждается корректировкой сумм, произведенной уполномоченным органом, суд первой инстанции указал следующее.
Налоговый орган в отзыве и дополнениях пояснял, что данная корректировка была произведена после установления факта неотражения в КРСБ плательщика по технической причине одного из файлов, переданных органами ФСС России, о корректировке сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 в формате OPERLS на сумму 53 535,58 руб. (имя файла VO _ OPERLS_ 2632 _ 2621 _ 20180423_ СВ983728-01CB-40ED-DC17-4783F9CE32B4, письмо отделения Фонда от 24.04.2018 N 1-17/102-1064).
В целях устранения данной ситуации налоговым органом были проведены мероприятия 28 согласно Временному порядку взаимодействия УФНС России по субъектам Российской Федерации, МИ ФНС России по ЦОД N 2 и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по отражению в карточках "РСБ" АИС "Налог-3" операций по решениям вышестоящих налоговых органов, установленному Письмо ФНС России 05.04.2019 ГД-4-12/6398 МИФНС России N 2. Согласно письму УФНС России по Ставропольскому краю от 24.06.2019 N19-14/018553@ сведения, направленные Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации с именем файла VO_OPERLS_2632_2621_20180423_CB983728-01CB40ED-DC17-4783F9CE32B4.XML в отношении ООО "Малахит" на сумму 53 535,58 руб. успешно перенесены в карточку "Расчеты с бюджетом" 20.06.2019.
Также 25.06.2019 из филиала N 9 ФСС Ставропольского регионального отделения поступил файл с суммой 33044.80 руб. по сроку уплаты 01.01.2017.
В связи с вышеизложенным, задолженность общества была сторнирована налоговым органом и уменьшена в карточке "расчеты с бюджетом" по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, 20.06.2019 на сумму взноса 53 535,58 руб., 25.06.2019 - на сумму взноса 33 044,80 руб., в связи с чем сальдо по налогу стало равно 0 руб.
При данных обстоятельствах, на момент выставления обществу требования N 31787 от 27.03.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов налоговому органу не было известно о технических неполадках, в результате которых файл отделения ФСС России на сумму 53 535,58 руб. не был своевременно внесен в КРСБ ООО "Малахит". Кроме того, с учетом успешного перенесения данного файла в карточку "Расчеты с бюджетом" 20.06.2019 задолженность общества была сторнирована.
В результате указанных корректировок и отсутствия сальдо по налогу требование об плате налога N 31787 от 27.03.2019 не подлежало исполнению обществом.
Отмена налоговым органом требования об уплате налога налоговым законодательством не предусмотрена.
Согласно статье 71 НК РФ, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после выставления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Изменение обязанности по уплате налога, ее возникновение и прекращение связаны исключительно с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 44, а также пунктов 2 и 3 статьи 78 НК РФ следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.
В рассматриваемом случае изменения налоговой обязанности налогоплательщика не происходило ввиду отсутствия задолженности у общества и отсутствия основания для выставления требования. Ошибка в программе при передаче файла повлекла ошибочное определение программным комплексом обязанности общества по уплате налога.
Таким образом, поскольку у налогоплательщика отсутствовала установленная законом обязанность по уплате налога и пени, требование N 31787 от 27.03.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов само по себе не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации. Однако при корректировке отсутствующей задолженности по первоначальному требованию уточненное требование не выставляется, поскольку по данным налоговых органов задолженность после внесения исправительных проводок в карточку расчетов с бюджетом сальдо расчетов равно нулю. Данное обстоятельство не влечет изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Поскольку изменения налоговой обязанности налогоплательщика не произошло, у налогового органа отсутствовали основания для направления уточненного требования налогоплательщику.
Как верно указано судом первой инстанции, дальнейших принудительных мер по взысканию задолженности, отраженной в требовании от 27.03.2019, налоговый орган не применял. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3. статьи 46 НК РФ решение о взыскании задолженности принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Двухмесячный срок для взыскания налоговым органом задолженности в порядке статьи 46 НК РФ истек.
Вместе с тем, задолженность общества, отраженная в требовании от 27.03.2019, в последующем была сторнирована налоговым органом с учетом поступивших файлов из филиала N 9 ФСС Ставропольского регионального отделения, и уменьшена в карточке "расчеты с бюджетом" по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, 20.06.2019 на сумму взноса 53 535,58 руб., 25.06.2019 - на сумму взноса 33 044,80 руб., в связи с чем сальдо по налогу стало равно 0 руб. Указанное подтверждается материалами дела.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требование от 27.03.2019 N 31787 не повлекло нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, так как не подлежало исполнению в связи с отсутствием задолженности и не исполнено обществом (доказательства обратного обществом в дело не представлены), в связи с чем не может быть признано недействительным.
Довод заявителя о необходимости удаления записей об операциях по возмещению и начислению платежей налогов, пени в КРСБ правомерно отклонен судом ввиду следующего.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, названное согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса)
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, удалять сведения из КРСБ налогоплательщика, списывать соответствующие суммы.
Осуществление налоговым органом записи в карточке по расчетам с бюджетом применяются в силу технической необходимости документального оформления восстановления, либо сторнирования сумм. Поэтому, отражение налоговым органом сведений и операций в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам общества не может являть незаконным, если не влечет необоснованную обязанность по уплате налога, пени. Как уже изложено выше, налоговым органом представлены сведения по расчетам за 2017, 2018, 2019 год с обязанностью к уплате (возмещению) нуля рублей.
При таких обстоятельствах, суд не усмотрел нарушений в оспариваемых обществом действиях ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края и Управления ФНС России по Ставропольскому краю, фонда социального страхования и его филиала N 9, а также должностных лиц требований Налогового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обоснованность заявленных обществом требований своего подтверждения не нашла.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявленные обществом требования не являются законными и обоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
По мнению суда апелляционной инстанции, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2020 по делу N А63-9291/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Малахит" (ИНН 2632047141, ОГРН 1022601619061) 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.