г. Челябинск |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А76-31508/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киреева П.Н. рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2020 по делу N А76-31508/2020.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, УПФР в г. Копейске) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Халаевой Елене Валентиновне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Халаева Е.В.) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года в размере 6000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированным решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2020 (резолютивная часть решения изготовлена 19.10.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что по смыслу положений пункта 2.2. статьи 11, статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" представление сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в законодательно установленный срок не свидетельствует об исправлении ошибок в ранее представленных сведениях, а является по существу дополнительным представлением сведений, в связи с чем, по мнению пенсионного фонда, в рассматриваемом случае имеются основания для взыскания финансовых санкций.
Отзыв в установленный судом в определении от 08.12.2020 ответчиком в материалы дела не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Халаевой Е.В. посредством почты (штемпель почтового отправления от 15.02.2019) в адрес Управления представлена отчетность по форме СЗВ-М по "исходной" форме за январь 2019 года (почтой 15.03.2020) за март 2019 года (почтой 15.04.2019), за апрель 2019 года (почтой 15.05.2020), за май 2019 года (почтой 17.06.2019), за июнь 2019 года (почтой 15.07.2019).
Впоследствии страхователем ИП Халаевой Е.В. посредством почты в составе "дополняющей" формы СЗВ-М представлены сведения на двух застрахованных лиц, которое отсутствовало в "исходной" форме СЗВ-М за январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года.
Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Закона по форме СЗВ-М в отношении страхователя - ИП Халаевой Е.В.
По результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ИП Халаевой Е.В. и составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.02.2020 N 084S181900002025 за январь 2019 года, N084S181900002026 за февраль 2019 года, N084S181900002027 за март 2019 года, N084S181900002028 за апрель 2019 года, N084S181900002029 за май 2019 года, N084S181900002030 за июнь 2020 года.
ИП Халаева Е.В. 19.03.2020 на рассмотрение акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не явилась, возражений не направила, в связи с чем Управлением принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие предпринимателя.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в отсутствие страхователя приняты решения от 19.03.2020: 084S181900002025 за январь 2019 года, N 084S181900002026 за февраль 2019 года, N 084S181900002027 за март 2019 года, N 084S181900002028 за апрель 2019 года, N 084S181900002029 за май 2019 года, N 084S181900002030 за июнь 2020 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Требования от 03.06.2020 N 084S181900002025, N084S181900002026, N 084S181900002027, N084S181900002028, N084S181900002029, N084S181900002030 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции направлены в адрес ответчика.
Поскольку в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций страхователем не исполнены, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии у пенсионного фонда оснований для привлечения предпринимателя к ответственности в виде начисления соответствующих финансовых санкций.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей после 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Исходя из нормативных требований, отчетность за периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года, страхователь обязан представить в территориальные органы ПФР, не позднее 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля 2019 года соответственно. Материалами дела подтверждается и управлением не оспаривается, что сведения по форме СЗВ-М за соответствующий период представлены страхователем в фонд с соблюдением нормативно установленного срока.
Привлекая страхователя к ответственности, пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды - январь-июнь 2019 года.
Между тем, 15.01.2020 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за отчетные периоды январь-июнь 2019 года, за который им уже представлялись сведения в установленные законом сроки, то есть страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.
Суд апелляционной инстанции, оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, приходит к выводу, что ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была установлена и исправлена предпринимателем самостоятельно, в отчетность внесены изменения. Действия страхователя правомерно оценены судом как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 закон N 27-ФЗ, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для привлечения общества к ответственности. При том, что ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку самостоятельно, представив необходимые дополняющие сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ по основанию того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что непредставление сведений о застрахованных лицах не является ошибкой, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании законодательства об индивидуальном персонифицированном учете. В Законе N 27-ФЗ, и в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н не содержится норм, позволяющих определить, что конкретно понимается под ошибкой при представлении отчетности.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2020 по делу N А76-31508/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31508/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области
Ответчик: Халаева Елена Валентиновна