г. Хабаровск |
|
09 февраля 2021 г. |
А73-11303/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Магдыч К.И. по доверенности от 11.01.2021 N 4-2-13-03,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение"
на решение от 14.12.2020
по делу N А73-11303/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение"
к комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (далее - ООО "Водоснабжение", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, административный орган) от 25.06.2020 N 22-ю, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением от 13.08.2020 заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 14.10.2020 суд, руководствуясь положениями пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением от 14.12.2020 Арбитражный суд Хабаровского края отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Водоснабжение" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество, сославшись на постановление Комитета от 24.01.2020 N 89-ю, указало на то, что административным органом по одному и тому же факту административного правонарушения вынесено два постановления, что является неправомерным. По мнению Общества в данном случае имеет место одно длящееся правонарушение, выразившееся в периодическом направлении потребителям платежных документов за определенный период, содержащих неверно определенный размер платы (по тарифу). Данные правонарушения не являются отдельными и независимыми правонарушениями, в связи с чем, у административного органа в случае установления события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по каждому факту направления квитанции за один период по каждому собственнику подавшему жалобу.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 11.01.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Административный орган в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ООО "Водоснабжение" не направило своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 АПК РФ.
Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В результате рассмотрения коллективного обращения жителей р.п. Эльбан (вх. N КО-9ж от 20.01.2020 и N ЭП/КО-9ж/1 от 27.01.2020) Комитетом установлено, что ООО "Водоснабжение", являясь ресурсоснабжающей организацией в сфере холодного водоснабжения в р.п. Эльбан (682613, Хабаровский край, р.п. Эльбан, ул. Островского, д. 2) и получателем платежей от жильцов за предоставленные коммунальные услуги (холодное водоснабжение) в МКД N 2 через ООО "Управление ЖКХ", предъявляло жильцам плату за холодное водоснабжение, рассчитанную с применением неустановленных в законном порядке для потребителей ООО "Водоснабжение" тарифов.
По данному факту 10.02.2020 заместителем начальника отдела по контролю за порядком ценообразования Комитета Молокеевым К.А. вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Водоснабжение" дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении в порядке статьи 28.7 КоАП РФ административного расследования.
По окончании административного расследования 14.05.2020 вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО "Водоснабжение", в отсутствии законного представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Водоснабжение" извещалось надлежащим образом, путем направления соответствующего уведомления от 10.04.2020 по юридическому адресу Общества заказным письмом N 80083047181617, полученным адресатом, согласно карточке почтового уведомления - 13.04.2020.
Определением от 21.05.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 28.05.2020 в 11-30 часов. Определением от 28.05.2020 рассмотрение дела отложено на 25.06.2020 в 11 часов по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 70, каб. 617.
В назначенное время директор ООО "Водоснабжение" Кабанов А.В. для участия в рассмотрении дела не явился, направил в Комитет заявление от 25.05.2020 N 706 о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества.
25.06.2020 заместителем председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования Комитета Гончар Е.И. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 22-ю, которым ООО "Водоснабжение" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО "Водоснабжение" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2020 N 22-ю.
Апелляционный суд полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектом правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен (тарифов).
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленный действующим законодательством порядок ценообразования, в том числе в части порядка установления регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение подлежат государственному регулированию (статья 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, при установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр (далее - Положение N 142-пр), Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
Согласно пункту 3.3 Положения, Комитет является органом регулирования тарифов, осуществляющим регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения на территории Хабаровского края.
В силу пункта 4.2.1 Положения N 142-пр Комитет регулирует на территории Хабаровского края тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с федеральным законодательством.
В силу пункта 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 - для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Таким образом, законодательством о тарифном регулировании предусмотрен механизм учета выпадающих расходов регулируемой организации, сложившихся, в том числе в период, отсутствия установленных тарифов, посредством учета понесенных расходов (недополученных доходов) при последующем тарифном регулировании.
Согласно материалам дела, в прилагаемых к обращению (вх. N ЭП/КО-9ж/1 от 27.01.2020) платежных документах за июль и декабрь 2019 года (на имя Б., проживающей по адресу: МКД N 2, кв. 15) плата за холодное водоснабжение, рассчитана с применением следующих тарифов:
- за июль - ноябрь 2019 года в размере 23,69 руб. за 1 куб. м;
- с 01.12.2019 по 06.12.2019 в размере 23,69 руб. за 1 куб. м.
Получателем платежей и ресурсоснабжающей организацией по указанным в платежных документах адресам является ООО "Водоснабжение".
Для выяснения всех обстоятельств правонарушения, определениями об истребовании сведений от 10.02.2020, от 04.03.2020 у ООО "Водоснабжение", а также определением об истребовании сведений от 04.03.2020 у ООО "Управление ЖКХ" были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе, платежные документы, предъявленные жильцам МКД N 2, кв. 15 за период с августа по ноябрь 2019 года.
Из представленных в адрес Комитета сведений установлено, что между ООО "Водоснабжение" и ООО "Управление ЖКХ" заключен договор на прием платежей за коммунальные услуги, ведение аналитического учета операций, связанных с начислением и оплатой коммунальных услуг от 01.07.2019 N 4 (далее - договор N 4).
Разделом 1 договора N 4 предусмотрено, что ООО "Водоснабжение" поручает, а ООО "Управление ЖКХ" принимает на себя обязательства выполнять от имени и за счет ООО "Водоснабжение" услуги по начислению платы и приему от плательщиков платежей за водоснабжение, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед ООО "Водоснабжение".
Срок действия договора N 4 установлен пунктом 5.1. договора N 4 с 01.07.2019 и считается продленным на тех же условиях, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока действия договора N 4 не заявит о намерении изменить или расторгнуть договор.
Сведений об изменении или расторжении договора от ООО "Водоснабжение" или ООО "Управление ЖКХ" в адрес Комитета не поступало.
Для потребителей ООО "Водоснабжение" тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на период с 01.06.2019 по 06.12.2019 Комитетом не устанавливались.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено право ресурсоснабжающим организациям самостоятельно определять тарифы на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение и водоотведение.
При этом распоряжением директора ООО "Водоснабжение" от 02.07.2019 N 2 (далее - распоряжение от 02.07.2019 N 2), поступившим в адрес ООО "Управление ЖКХ" предписано, что для осуществления производственно-хозяйственной деятельности Общества, согласно Концессионному соглашению от 21.06.2019 в отношении объектов централизованного холодного водоснабжения, расположенных на территории Эльбанского городского поселения в период с 01.07.2019 до утверждения органом регулирования тарифа на водоснабжение для потребителей ООО "Водоснабжение" в рамках договора N 4 необходимо производить начисление платы за холодную воду, исходя из действовавшего с 01.07.2018 тарифа на водоснабжение для потребителей Эльбанского городского поселения, а именно: 19,74 руб. за 1 куб.м (без учета НДС), согласно ст. 17.1. НК РФ начисление производить с учетом НДС - 23,69 руб. за 1 куб.м.
Указанный в распоряжении от 02.07.2019 N 2 тариф в размере 19,74 руб. за 1 куб. м. установлен постановлением Комитета от 25.11.2015 N 35/21 для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Водо-канализационное хозяйство" (далее - ООО "ВКХ") в поселке Эльбан Амурского муниципального района на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 без учета НДС в связи с тем, что ООО "ВКХ" применяет упрощенную систему налогообложения.
Как следует из пояснений ООО "Водоснабжение", представленных в адрес Комитета (вх. N 805 от 25.02.2020), в период до установления тарифа Общество вынуждено было применять ранее действующий тариф на водоснабжение, установленный Комитетом для потребителей ООО "ВКХ" в размере 19,74 руб. за 1 куб.м, самостоятельно увеличенный на сумму НДС.
Таким образом, тариф в размере 23,69 руб. за 1 куб.м (19,74 * 1,2 НДС = 23,69), по которому в платежных документах рассчитана плата за холодное водоснабжение в период с июля 2019 по 06.12.2019 года рассчитан ООО "Водоснабжение" самостоятельно.
Однако, ООО "Водоснабжение" не является правопреемником ООО "ВКХ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. В этой связи, ООО "Водоснабжение" не имело оснований применять тариф, установленный для ООО "ВКХ", до утверждения Обществу тарифа.
Постановлением Комитета от 20.11.2019 N 37/27 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО "Водоснабжение" в поселке Эльбан Амурского муниципального района на 2019-2024 годы" установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО "Водоснабжение", в том числе, для населения с 07.12.2019 по 31.12.2019 в размере 21,89 руб./куб.м.
Таким образом, ООО "Водоснабжение" в период времени с 01.07.2019 по 06.12.2019 осуществляло регулируемый вид деятельности - оказание услуг по холодному водоснабжению в отсутствие установленных уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке тарифов.
При этом ООО "Водоснабжение" в период с 01.07.2019 по 06.12.2019 предъявило к оплате (с указанием в платежных документах оператора по сбору платежей - ООО "Управление ЖКХ") жильцу, проживающему по адресу: МКД N 2, кв. 15, плату за холодное водоснабжение, рассчитанную с применением тарифа в размере - 23,69 руб./м3, который не был установлен уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке на указанный период времени для потребителей ООО "Водоснабжение".
Необоснованно начисленная сумма потерпевшей за холодное водоснабжение за период с июля 2019 по 06.12.2019 согласно платежным документам на оплату услуг по холодному водоснабжению, вследствие применения тарифа в размере - 23,69 руб./куб.м, не установленного на соответствующий период в законном порядке, составила 698,39 руб.= 0,9 куб.м *23,69 руб.+ 4 куб.м *23,69 руб.+ 5 куб.м *23,69 руб.+ 2 куб.м *23,69 руб.+17 куб.м *23,69 руб.+0,580645*23,69 руб.
Обстоятельства рассматриваемого правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 14.05.2020, квитанциями на оплату коммунальных услуг, письменными пояснениями ООО "Водоснабжение", иными материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения установленного порядка ценообразования в части применения, не установленного тарифа на водоснабжение и водоотведение.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно согласился с Комитетом о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что ранее вынесенным постановлением от 24.01.2020 N 89-ю ООО "Водоснабжение" было привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение, совершенное в один и тот же период времени (июль 2019 года), был принят во внимание Комитетом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, ввиду совпадения одного из периодов совершения правонарушения производство по делу об административном правонарушении в указанной части было прекращено на основании части 5 статьи 4.1, пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в остальной части административного правонарушения, выразившегося в предъявлении жильцам платы за холодное водоснабжение, рассчитанной с применением неустановленных в законом порядке для потребителей ООО "Водоснабжение" уполномоченным органом тарифов за период с августа по ноябрь 2019 года, с 01.12.2019 по 06.12.2019 ООО "Водоснабжение" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
По мнению суда, Общество не может быть привлечено дважды к ответственности только за направление потребителям платежных документов за определенный расчетный период (месяц), выставление таких документов за иные расчетные периоды свидетельствует о совершении другого правонарушения. Иное устанавливало бы, что после совершения правонарушения субъект необоснованно освобождался бы от ответственности за неправомерные действия за иные, в том числе, последующие периоды.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в непринятии всех возможных мер по соблюдению установленного порядка ценообразования, при этом доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных Обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень правонарушения, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения и правомерности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.12.2020 по делу N А73-11303/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11303/2020
Истец: ООО "Водоснабжение"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края