г. Тула |
|
6 февраля 2024 г. |
Дело N А68-8585/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Евраскина Юрия Федоровича (ОГРНИП 305714833900018) - Шестовой Е.Н. (доверенность от 07.06.2023), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области (ИНН 7136005464, ОГРН 1027101848905) и третьих лиц - публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Тульской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Евраскина Юрия Федоровича на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2023 по делу N А68-8585/2023 (судья Морозова Г.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Евраскин Юрий Федорович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области (далее - администрация) о признании права собственности на земельный участок, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 71:23:000000:21, площадью 99 568 кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Определением суда от 26.09.2023, принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публично-правовая компания "Роскадастр" в лице филиала по Тульской области (далее - кадастровая палата) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - управление).
Решением суда от 27.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок не значатся в реестре муниципальной собственности и сформирован за счет земель, находившихся в границах бывшего колхоза "Ленинский путь" Ясногорского района Тульской области, что подтверждается материалами инвентаризации земель колхоза. Указывает на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о вызове свидетеля, которым мог быть подтвержден факт открытого, непрерывного и добросовестного владения истцом спорным земельным участком. Сообщает, что администрация не заинтересована в приобретении права на спорный земельный участок.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. С учетом мнения представителя истца судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 71:23:000000:21 до его выделения и постановки на кадастровый учет находился в границах бывшего колхоза "Ленинский путь" Ясногорского района Тульской области.
В ответ на обращение предпринимателя о наличии права муниципальной собственности администрация в письме от 09.08.2022 (т. 1, л. д. 9), сообщила ом, что испрашиваемый земельный участок в реестрах муниципального имущества не значится.
Ссылаясь на то, что истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным земельным участком как своим собственным более 23 лет, несет затраты, связанные с его содержанием и использует его по прямому назначению, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22) разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 71:23:000000:21, в границах которого, по утверждению предпринимателя, располагается спорный земельный участок, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения; ранее земельный участок с кадастровым номером 71:23:000000:21 до его выделения и постановки на кадастровый учет находился в границах бывшего колхоза "Ленинский путь" Ясногорского района Тульской области.
Согласно сведениям ЕГРН (раздел "Особые отметки") правообладателями долей в праве земельном участке с кадастровым номером 71:23:000000:21 являются физические лица, сам земельный участок находится в общей долевой собственности указанных лиц (т. 1, л. д. 95-115).
Земельный участок с кадастровым номером 71:23:000000:21, в котором истец просит признать право собственности на площадь 99 568 кв.м по указанным в иске координатам, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Статьей 12.1 Закона N 101-ФЗ определено правовое положение невостребованных земельных долей.
Согласно пункту 1 указанной статьи невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий (пункт 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования; список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В силу пункта 6 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждает такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
Особенности оборота невостребованных земельных долей определены в статье 19.3 Закона N 101-ФЗ.
Согласно указанной статье орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе до 1 января 2025 года обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2025 года лицо, чья земельная доля признана невостребованной, утрачивает право собственности на такую земельную долю, а поселение или муниципальный, городской округ, на территории которых расположен земельный участок, земельная доля которого признана невостребованной, либо муниципальный район в случае, если земельный участок, земельная доля которого признана невостребованной, расположен на межселенной территории, приобретает на указанную земельную долю право муниципальной собственности, за исключением невостребованной земельной доли, в отношении которой подано исковое заявление о признании права муниципальной собственности в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 19.3 Закона N 101-ФЗ).
До 1 января 2025 года орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа, на территории которых расположен земельный участок, выделенный в счет невостребованной земельной доли, имеет право передавать в аренду такой земельный участок в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 4 статьи 19.3 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, нормами специального законодательства установлен правовой режим использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в отношении земельных долей в таких землях, у которых имеются собственники, не распорядившиеся этими долями.
В данном случае истец фактически просит признать право на земельный участок, который не сформирован (доли в нем не выделены) в обход специальных правовых процедур, регламентированных Законом N 101-ФЗ.
Доказательств обращения к администрации для оформления прав на доли в спорном земельном участке в целях их последующего выдела и распоряжения в порядке, установленного Законом N 101-ФЗ, отказа администрации в оформлении этих прав, обжалование такого отказа, истцом, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Утверждение истца о возможности признания права на несформированный земельный участок в составе земельного участка с кадастровым номером 71:23:000000:21, находящегося в общей долевой собственности физических лиц, по правилам статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, не основано на содержании норм указанной статьи, с учетом разъяснений о ее применении, изложенных в постановлении Пленума N 10/22.
Исходя из этих разъяснений, а также обязательного толкования, данного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.02.2021 N 186-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афанасьева В.И. на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации", институт приобретательной давности не распространяется на земельные участки публичной собственности (в которую подлежат переводу невостребованные земельные доли).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru). По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2023 по делу N А68-8585/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8585/2023
Истец: Евраскин Юрий Федорович
Ответчик: Администрация муниципального образования Ясногорский район, Администрация муниципального образования Ясногорский район Тульской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тульской области Кимовский отдел, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Тульской области, Филиал ППК "Роскадастр" по Тульской области, филиал ППК "Роскадастр" по Тульской области, Шестова Елена Николаевна