город Омск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2021 г. N Ф04-2193/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А75-15169/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Воронова Т.А., рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14734/2020) общества с ограниченной ответственностью "Региональные грузоперевозки" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2020 по делу N А75- 15169/2020 (судья Бухарова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Региональные грузоперевозки" (ОГРН 1028600965260, ИНН 8603103515, 628601, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 1ПС, Северный промышленный узел, д. 8) о взыскании 465 601 руб.,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РЕММАРК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТИТАН" (далее - ответчик) об истребовании нежилого помещения общей площадью 82,3 кв.м., расположенное по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, ул. Ледовая, д. 3, пом. 1002, эт. 1, а также взыскании задолженности по арендной плате за период с сентября 2019 года по апрель 2020 года по договору аренды нежилого помещения от 01.06.2018 N 01/06-2018 в размере 342 727 руб. 16 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.11.2020 по делу N А75-15169/2020 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Региональные грузоперевозки" в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 187 306 руб., в том числе 185 530 руб. штрафа, 1 776 рублей доплату тарифа, а также 12 312 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказано.
Указанное решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения. Мотивированное решение составлено 01.12.2020 в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит следующие доводы: неправильное указание массы груза для одного вагона не причинило убытка перевозчику, поскольку вагон с N 52846987 был отправлен грузоотправителем в составе группы вагонов, при этом общая масса полученного груза в восьми вагонах на 12 600 кг. меньше, чем было загружено в группу вагонов на станции Нижневартовск.
Определением от 22.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, установлен срок для предоставления отзыва на нее до 21.01.2021.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭД458087 со станции Нижневартовск 1 (далее - Станция отправления) до станции Полевской (далее - Станция назначения) Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" грузоотправителем ООО "Региональные грузоперевозки" в адрес грузополучателя ПАО "Ссверский трубный завод" был отправлен груз - лом черных металлов, не поименованный в алфавите (код 316073).
Согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭД458087 грузоотправителем указано, что в вагоне N 52846987 отправляемый груз лом черных металлов, непоименованный в алфавите, код груза 316073, масса груза - 55200 кг.
В пути следования 7 июня 2020 года на железнодорожной станции Войновка Свердловской железной дороги при прохождении вагона по автоматизированной системе коммерческого осмотра поездов и вагонов в движении (АСКОПВ), выявлен перегруз вагона N 52846987 против документа на 6,1 т. о чем составлен акт общей формы N79040-5-14/2423.
В связи с выявленной коммерческой неисправностью вагон отцеплен для контрольной перевески, о чем составлен акт общей формы N 14068 от 07.06.2020.
При контрольном взвешивании вагона N 52846987 выявлено несоответствие массы груза на 4958 кг.
Расчет превышения массы груза произведен с учетом утвержденной Федеральным государственным унитарным предприятием "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008 Рекомендации МИ 31 15-2008 "Масса грузов", перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", в которой указан рекомендованный размер погрешности при определении массы груза в спорной ситуации.
По факту выявления излишков массы груза составлен акт общей формы N 14083 от 08.06.2020.
По результатам проведенного взвешивания в соответствии со статьей 119 "Устава железнодорожного транспорта" по факту искажения данных в железнодорожной накладной на железнодорожной станции Войновка 01.06.2020. составлен коммерческий актN СВР2001 161/41.
15.06.2020 на станции назначения Полевской Свердловской железной дороги в соответствии со статьей 41 Устава на пути грузополучателя и представителя ОАО "РЖД", произведена комиссионная выдача груза из вагона N 52846987 и контрольная перевеска вагона на вагонных весах N1033 и с учетом утвержденной Федеральным государственным унитарным предприятием "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008 Рекомендации МИ 3115-2008 "Массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителями и грузополучателями", в которой указан рекомендованный размер погрешности при определении массы груза в спорном вагоне, излишек массы против документа (железнодорожной транспортной накладной) составил- 5505 кг.
Данное обстоятельство подтверждается актом общей формы N 116 и приемо-сдаточным актом формы КЭУ-4 N 4 от 15.06.2020, подписанными грузополучателем без разногласий.
Поскольку ответчиком допущено искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе истцом начислен штраф в размере 463 825 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлены претензии N 7052/СВР ТЦФТО N 7189/СВР ТЦФТО, однако ответчик, действия по оплате штрафа не произвел.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, пришел к выводу о частичной обоснованности заявленных требований.
Как уже было отмечено выше, дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела, в том числе по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" вопрос о том, относится ли дело к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, должен быть разрешен судом одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления, заявления к производству.
Если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ). Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Наличие формальных признаков для отнесения дела к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, судом при разрешении вопроса о принятии искового заявления к производству установлено, дело отнесено к категории подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, что нашло свое отражение в определении о принятии искового заявления к производству.
Основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства предусмотрены в части 5 статьи 227 АПК РФ.
Наличие таких оснований судом первой инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 26 УЖТ предусмотрено, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.
Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы груза, перевозимого навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
В соответствии со статьей 27 УЖТ перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявленных на перевозку грузобагажа).
На основании статьи 119 Устава и пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.
В силу пункта 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1 к настоящим Правилам), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в настоящих Правилах.
В силу статьи 98 УЖТ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Плата за перевозку груза определена на основании Постановления Федеральной Энергетической комиссии РФ N 47-Т/5 от 17.06.2003 г. об утверждении Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер неустойки за искажение сведений о грузах в размере 463 825 руб. (тариф 92 765 руб. x 5) определен истцом верно.
Суд первой инстанции, установив факт искажения в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта счел начисление истцом неустойки за занижение размера провозной платы и искажение сведений о грузах обоснованным, а требование о ее взыскании подлежащим удовлетворению.
Довод ответчика о том, что неправильное указание массы груза не причинило убытка перевозку, грузоотправитель не допускал искажений в транспортной железнодорожной накладной, противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Ответчик заявил ходатайство о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера штрафа до 185 530 руб. (до двукратной величины провозной платы), исходя из того, что такое снижение размера штрафа не ущемляет права истца (который доначислил и получил плату за перевозку в размере фактической массы перевезенного груза), а устанавливает баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, в связи, с чем исковое требование удовлетворено частично (в размере 185 530 руб.).
Доводов относительно применения статьи 333 ГК РФ апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, в соответствии с статьей 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно части 5 статьи 30 УЖТ РФ окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Таким образом, за вышеуказанную перевозку груза произошло занижение тарифного платежа на 1776 руб.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании доплаты тарифа за перевозку груза в размере 1 766 руб. признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
Нарушений норм процессуального закона при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено, основания для отмены решения по данным основаниям, рассмотрения дела по общим правилам искового производства отсутствуют (статья 270 АПК РФ, пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для вывода о нарушении судом первой инстанции установленных законом правил по оценке доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также взаимной связи.
Имевшиеся в деле доказательства позволили суду первой инстанции прийти к правомерным выводам о доказанности истцом юридически значимых для применения норм материального права обстоятельств, на которых он основывает свои требования, ответчиком же, напротив, эти обстоятельства не опровергнуты.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Следовательно, принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2020 (в виде резолютивной части принято 23.11.2020) по делу N А75-15169/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15169/2020
Истец: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ"