г. Самара |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2021 г. N Ф06-4542/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А55-28053/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" - представителя Голосовой И.А. (доверенность от 03.12.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Блюзиной Л.В. (доверенность от 29.12.2020 N 12-7330),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года по делу N А55-28053/2019 (судья Гордеева С.Д.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Администрации городского округа Тольятти,
2) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области,
3) Министерства строительства Самарской области,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - заявитель, общество, ООО "Волжские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Самарской области) от 10.07.2019 об отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении сооружения "Сеть водопровода Д 110 мм", расположенного по адресу: Российская Федерация Самарская область городской округ Тольятти г. Тольятти Центральный район севернее здания, имеющего адрес: ул. Мира, д. 111-а и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности ООО "Волжские коммунальные системы" в отношении сооружения "Сеть водопровода Д110мм", расположенного по адресу: Российская Федерация Самарская область городской округ Тольятти г. Тольятти Центральный район севернее здания, имеющего адрес: ул. Мира, д. 111-а, в срок, установленный ФЗ-218 "О государственной регистрации недвижимости".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Администрация городского округа Тольятти, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерство строительства Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года по делу N А55-28053/2019 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая на незаконность оспариваемого отказа ответчика от 10.07.2019 года.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Администрация городского округа Тольятти оставляет на усмотрение суда определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно: является ли водопровод самостоятельным объектом недвижимого имущества.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.04.2019 ООО "Волжские коммунальные системы" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с соответствующим заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении сооружения "Сеть водопровода Д110мм", расположенного по адресу: Российская Федерация Самарская область городской округ Тольятти г. Тольятти Центральный район севернее здания, имеющего адрес: ул. Мира, д. 111-а с предоставлением всех необходимых документов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) проведена правовая экспертиза представленных документов, по результатам которой Управлением Росреестра принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, начиная с 09.04.2019, с указанием, что сооружение как самостоятельный объект недвижимости не подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
Однако уведомлением от 10.07.2019 N 63-0-1-174/3311/2019-406, N 63/009/345/2019-1550 Управление известило об отказе в регистрации права собственности на указанный объект, основываясь на том, что согласно проектной документации шифр: 344/16-1/НВК и рабочей документации раздел "Наружные сети водоснабжения и канализации" объекта "Административно-хозяйственное здание с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением" (344/16-1-И ВК), разработанных ООО "Проджэкт Майкерс" в 2016 г., сеть водопровода запроектирована в составе административно-хозяйственного здания с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением. Так как сооружение "Сеть водопровода Д110мм" является частью административно-хозяйственного здания с подземной стоянкой поз. В-2, сооружение как самостоятельный объект недвижимости не подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности. Технический план не содержит проектную документацию в отношении сооружения, как самостоятельного объекта недвижимого имущества.
Считая указанный отказ в государственной регистрации права нарушающим права и законные интересы общества в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель считает отказ управления в государственной регистрации права собственности на объект незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Обществом указано, что вместе с заявлением были представлены: доверенность на представителя; платежное поручение от 13.02.19 N 417 об оплате госпошлины; разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута; постановление Администрации г.о.Тольятти от 23.06.17г. N2144-п/1 "О выдаче ООО "Волжские коммунальные системы" разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута"; распоряжение Администрации г.о. Тольятти от 14.05.18г. N3749/р/5 "О внесении изменений в распоряжение заместителя главы администрации г.о.Тольятти от 09.04.18г. N2727-р/5 О присвоении адреса от 14.05.18г.; распоряжение Администрации г.о.Тольятти от 09.04.18г. N2727-р/5 о присвоении адреса; технический план сооружения.
В рассматриваемом случае, спорный объект является линейным сооружением, строительство которого осуществляется без получения разрешения на строительство, что не противоречит требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации.
По утверждению заявителя строительство указанной сети водопровода Д110мм осуществлялось заявителем в рамках заключенного договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения N 345 от 07.10.16, заключенного с ООО "Дефанс" (Заказчик).
По условиям данного договора Заявитель (Организация ВКХ) принял на себя обязательство по выполнению действий по подготовке ЦСВ к подключению объекта Заказчика и подключить объект последнего к сетям ЦСВ в соответствии с техническими условиями. В соответствии с п. 2 данного договора Организация ВКХ осуществляет в том числе, строительство наружной сети водоснабжения от точки подключения на водопроводе Ду530мм (ст.) в колодце ВК-5 до границ земельного участка.
Указанные мероприятия были выполнены (сеть водопровода построена), как заявителем так и заказчиком, и объект заказчика подключен к сети водоснабжения.
Свои доводы заявитель обосновал ссылкой на ч. 10 ст. 40, ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Других доводов заявителем в обоснование заявленных требований приведено не было.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав может быть проведена на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Статья 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) определяет, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, в соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ, представлен технический план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения.
Статья 24 Закона N 218-ФЗ определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. Сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, Градостроительным кодексом РФ предусмотрена подготовка проектной документации при осуществлении строительства объектов капитального строительства.
В качестве основания для осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации обществом был представлен технический план от 01.04.2019 подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием сооружения.
Кроме того, в процессе приостановления кадастрового учета и регистрации прав обществом было представлено письмо N 5118 от 05.07.2019, из которого следовало, что "в соответствии со статьей 3.1 п.п. "б" Закона Самарской области N 90 от 05.07.2006, разрешение на строительство водопровода не требуется, соответственно и проектная документация на линейный объект не разрабатывается отдельно, если проектная документация проходила экспертизу на объект капитального строительства с инженерно-техническим обеспечением".
Вместе с тем, в силу ч. 8 ст. 24 Закона о регистрации сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов сооружения для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура сооружения), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Часть 3 ст. 48 ГрК РФ содержит закрытый перечень случаев, в которых осуществление подготовки проектной документации не требуется, к которым относятся строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома.
Исходя из приведенных норм, законом предусмотрена необходимость подготовки проектной документации при осуществлении строительства любых объектов капитального строительства, кроме объектов ИЖС и садовых домов.
Линейные сооружения, а, следовательно, и заявленный к осуществлению учетно-регистрационных действий объект, к таким исключениям не относятся.
Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 (далее - Требования), согласно пункту 20 которых, сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в Техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. Если для строительства сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
При этом Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, согласно которым исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Однако, в составе технического плана сооружения от 01.04.2019 г. содержалась не проектная, а рабочая документация Раздел "Наружные сети водоснабжения и канализации" 344/16-1-НВК (изм. 5).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" рабочая документация - это документация, которая разрабатывается в целях реализации в процессе строительства.архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Согласно подпункту "п" пункта 23 указанного Постановления один из разделов проектной документации (раздел 6) должен также содержать перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается во исполнение проектной документации.
Исходя из приведенных норм, подготовка технического плана на основании рабочей документации ни законом о регистрации, ни требованиями не допускается.
При этом в Управлении имеется проектная документация, разработанная ООО "Проджэкт Майкерс" в 2016 году в отношении административно-хозяйственного здания с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением.
Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Из материалов дела следует, что в составе технического плана от 01.04.2019 в Управление была представлена рабочая документация Раздел "Наружные сети водоснабжения и канализации" объекта "Административно-хозяйственное здание с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением" (344/16-1-НВК).
В качестве наименования объекта недвижимости обществом заявлено "сооружение коммунального хозяйства".
Вместе с тем, согласно указанной проектной документации предусматривается прокладка сети водопровода Д110мм.
Согласно представленному заключению кадастрового инженера указанный объект представляет собой линейное подземное сооружение.
Эти же сведения подтверждены в судебном заседании представителем заявителя.
Разрешение на строительство и акт о вводе спорного объекта в эксплуатацию в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не выдавались, рассматриваемая сеть является обеспечивающей.
В соответствии со статьей 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Вместе с тем, пунктом 1 ст. 8.1 и ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 указано, что требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Таким образом, поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли объект признакам объекта недвижимости или нет.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой содержится указание на то, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Правовой статус объекта связан с его функциональным назначением.
Заявителем в материалы дела представлена документация, в том числе техническая, документация на водопровод Д110мм, согласно которой указанный объект построен в целях подключения к сети водоснабжения и строительство указанной сети водопровода Д110мм осуществлялось заявителем в рамках заключенного договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения N 345 от 07.10.16, заключенного с ООО "Дефанс".
Как усматривается из представленных в дело доказательств, в частности из технического плана и рабочей документации, объект кадастровых работ представляет собой технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и является частью административно-хозяйственного здания с подземной стоянкой поз. В-2.
Функциональное назначение водопровода Д110мм определено заявителем как вспомогательное и поименовано в качестве технологического присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения.
Указанное обстоятельство заявителем не опровергалось.
При этом суд обоснованно исходил из того, что спорное сооружение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняет лишь вспомогательную - обслуживающую функцию по отношению к соответствующему зданию функцию, которая заключается в присоединении к водопроводной сети, а его размещение не является строительством.
Аналогичный правовой подход приведен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 302-КГ17-14265.
Таким образом, согласно представленной обществом проектной документации в составе технического плана рабочей документации Раздел "Наружные сети водоснабжения и канализации" объекта "Административно-хозяйственное здание с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением", разработанных ООО "Проджэкт Майкерс" в 2016 году, заявленная обществом сеть водопровода запроектирована в составе административно-хозяйственного здания с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением.
Следовательно, заявленное к осуществлению учетно-регистрационных действий сооружение является частью административно-хозяйственною здания с подземной стоянкой поз. В-2 с инженерно-техническим обеспечением.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Вместе с тем, заявленное обществом сооружение не проектировалось и не создавалось в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а, следовательно, оно не является объектом, в отношении которого органом регистрации прав могут быть проведены действия в рамках Закона N 218-ФЗ.
Доказательств обратного заявителем в ходе рассмотрения дела не представлено.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что спорный объект обладает признаками элемента единого недвижимого комплекса (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) заявителем в ходе рассмотрения дела не представлено.
Доводы, изложенные обществом в заявлении, сводятся лишь к тому, что, по мнению заявителя, им были представлены в управление все необходимые документы для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на заявленное сооружение.
Кроме того, как в судебном заседании суда первой инстанции пояснил представитель Общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" использование указанного сооружения без осуществления подключения к соответствующей сети по его прямому назначению не представляется возможным.
Следовательно, сооружение типа "сеть водопровода Д110мм" критериям самостоятельности объекта недвижимости не отвечает.
При этом каких-либо доводов, опровергающих доводы управления в результате проведения правовой экспертизы представленных документов, заявление общества не содержит и в ходе рассмотрения дела таких не приведено.
При таких обстоятельствах в связи с отсутствием у сооружения "Сеть водопровода Д110мм" качеств самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком, и, руководствуясь положениями статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что основания для признания недействительным отказа регистрирующего органа отсутствуют.
прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Выводы суда согласуются со сложившейся в арбитражных судах правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N 302-КГ17-14265 по делу N А58-4529/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 N 07АП-6573/2018 по делу N А45-34201/2017).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Доводы заявителя рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Оснований для вывода о незаконности оспариваемого отказа ответчика, не имеется.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года по делу N А55-28053/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 4578 от 20 октября 2020 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28053/2019
Истец: ООО "Волжские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Тольятти, Министерство строительства самарской области, Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Маликов Вадим Владиславович, Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Скуфинский Олег Александрович, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", ФГБУ Директор "ФКП Росреестра" Спиренков Вячеслав Александрович, ФГБУ Директор филиала "ФКП Росреестра" по Самарской области Жуков Андрей Викторович