город Чита |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф02-1522/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А19-17086/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2020 года по делу N А19-17086/2020 по исковому заявлению межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Братское" (ОГРН 1033800837894, ИНН 3804016398) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980) о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, об обязании принять имущество,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Братское" (далее - МУ МВД РФ "Братское", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в Иркутской области, ответчик) с требованиями:
- об обязании принять в состав казны Российской Федерации и прекратить право оперативного управления на объекты недвижимого имущества: нежилое здание - административный корпус, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 01 00, кадастровый номер 38:34:000000:2273; нежилое здание - контрольно-пропускной пункт, расположенное по адресу: Иркутская область. г. Братск, Р 14 20 07 00, кадастровый номер 38:34:034201:2279; нежилое здание - канализационные системы (КИС), расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 10 00, кадастровый номер 38:34:000000:2281; нежилое здание - хозяйственный корпус с гаражом, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 09 00, кадастровый номер 38:34:000000:2280; нежилое здание - штаб, расположенное по адресу: Иркутская область. г. Братск, Р 14 20 05 00, кадастровый номер 38:34:000000:2277; киноплощадка, расположенная по адресу: Иркутская область. г. Братск, Р 14 20 06 00, кадастровый номер 38:34:000000:2278; трансформаторная подстанция, расположенная по адресу; Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 11 00, кадастровый номер 38:34:034201:2282; жилое здание - спальный корпус 3, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 04 00, кадастровый номер 38:34:000000:2276; жилое здание - спальный корпус N 2, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 03 00, кадастровый номер 38:34:000000:2275; жилое здание - спальный корпус N 1, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 02 00, кадастровый номер 38:34:000000:2274.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.11.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что по причине отсутствия согласия федеральных органов исполнительной власти на принятие спорного имущества ответчик не имеет возможности принять имущество в казну Российской Федерации.
От истца отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2020.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, выразили свою правовую позицию, каких-либо ходатайств не заявили, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных сторон. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением ТУ Росимущества в Иркутской области от 15.07.2011 N 302-и за истцом на праве оперативного управления закреплен комплекс принадлежащих Российской Федерации объектов недвижимости, расположенных по адресу: Иркутская область, полуостров Зяба, северо-западнее дислокации город Братск, необходимых под размещение Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Иркутской области, в том числе: нежилое здание - административный корпус, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 01 00, кадастровый номер 38:34:000000:2273; нежилое здание - контрольно-пропускной пункт, расположенное по адресу: Иркутская область. г. Братск, Р 14 20 07 00, кадастровый номер 38:34:034201:2279; нежилое здание - канализационные системы (КИС), расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 10 00, кадастровый номер 38:34:000000:2281; нежилое здание - хозяйственный корпус с гаражом, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 09 00, кадастровый номер 38:34:000000:2280; нежилое здание - штаб, расположенное по адресу: Иркутская область. г. Братск, Р 14 20 05 00, кадастровый номер 38:34:000000:2277; киноплощадка, расположенная по адресу: Иркутская область. г. Братск, Р 14 20 06 00, кадастровый номер 38:34:000000:2278; трансформаторная подстанция, расположенная по адресу; Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 11 00, кадастровый номер 38:34:034201:2282; жилое здание - спальный корпус 3, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 04 00, кадастровый номер 38:34:000000:2276; жилое здание - спальный корпус N 2, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 03 00, кадастровый номер 38:34:000000:2275; жилое здание - спальный корпус N 1, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 14 20 02 00, кадастровый номер 38:34:000000:2274.
Ввиду проведенных организационных штатных мероприятий, оптимизации численности сотрудников полиции необходимость использования вышеуказанного имущества в служебной деятельности МУ МВД России "Братское" отпала.
Истец неоднократно с ноября 2015 года обращался к ответчику с вопросом о принятии решения о прекращении права оперативного управления с последующей передачей имущества в казну Российской Федерации.
Ссылаясь на принятие решения об отказе от права оперативного управления, поскольку нежилые помещения являются излишними и не используются по назначению, необоснованное несение бремени содержания имущества, а также бездействие ответчика в отношении принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 209, 216, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, оценив доводы сторон, а также доказательства, представленные в обоснование требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, установил наличие права у истца на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и сделал вывод об удовлетворении заявленных требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Иркутской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца право на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности управления, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества письмами ГУ МВД России Иркутской области от 24.11.2015 N 47/9853, от 01.12.2015 N 39/3- 1710, от 10.03.2016 N 39/3-274, от 18.07.2016 N 39/3-431, от 26.08.2016 N 39/3-662, от 22.12.2016 N 39/3-1251, от 30.03.2018 N 36/3-480, от 25.01.2019 N 36/3-87, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы ответчика о правомерности отказа в принятии имущества в казну, в связи с отсутствием согласия в принятии имущества федеральными органами исполнительной власти, суд апелляционной инстанции не принял, поскольку ответчик - ТУ Росимущества в Иркутской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, принимает в казну недвижимое имущество, соответственно, основания для отказа в принятии спорного имущества отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2020 года по делу N А19-17086/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17086/2020
Истец: Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России "Братское"
Ответчик: Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области