г. Ессентуки |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2021 г. N Ф08-4659/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
8 февраля 2021 г. |
Дело N А63-4163/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Межуева Владимира Федоровича - Кузьминова О.И. (доверенность от 24.10.2020), в отсутствие заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Межуева Владимира Федоровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2020 по делу N А63-4163/2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2020 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Межуева Владимира Федоровича (далее - предприниматель, заявитель) к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - заинтересованное лицо, министерство) об оспаривании постановления от 17.01.2020 N 2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение министерством процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы предпринимателя о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как возможное превышение глубины разработки обусловлено необходимостью выполнения пункта 5.4 лицензии. В дополнениях заявитель указал, что экспертное заключение, имеющееся в материалах дела об административном правонарушении, не соответствует Федеральному закону от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит выводы, не соответствующие исходной документации - Лицензии на право пользования недрами СТВ N 00062 ТЭ от 03.09.2007 года и Горноотводному акту N 179 от 26.10.2007; Административным органом нарушены требования действующего законодательства о порядке осуществления государственного контроля (надзора); при производстве по делу об административном правонарушении были нарушены права и законные интересы предпринимателя по предоставлению своих объяснений, замечаний по содержанию протокола и существу вменяемого правонарушения.
В отзыве министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.
Из материалов дела следует, предприниматель имеет лицензию на право пользования недрами от 03.09.2007 серии СТВ N 00062 ТЭ (далее - лицензия) для разведки с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси на Невинномыском месторождении (юго-западный участок) в Кочубеевском районе. Согласно указанной лицензии предприниматель имеет право на геологическое изучение и добычу валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском - 1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края.
В рамках реализации полномочий по осуществлению регионального государственного экологического надзора министерством с 16.10.2019 по 08.11.2019, на основании приказа министерства от 14.10.2019 N 552, был проведен рейдовый осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 26:15:151801:13, 26:15:040501:13, 26:15:040501:82, 26:15:000000:6750, 26:15:281606:18, 26:11:011002:21, 26:11:011002:1, 26:15:160301:77, 26:15:160301:74, 26:15:281501:4, 26:15:281501:1, 26:15:050804:4, в границах Кочубеевского и Шпаковского районов по соблюдению требований природоохранного законодательства.
В связи с выявленными нарушениями 16.01.2020 государственный инспектор Гвоздев Г.И., в присутствии предпринимателя, составил в отношении последнего протокол об административном правонарушении N 2.
По факту выявленного нарушения министерство составило протокол об административном правонарушении от 16.01.202 и постановлением от 17.01.2020 привлекло предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с названным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в признании постановления незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - закон N 2395-1-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона N 2395-1-ФЗ предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 5.2 лицензии добыча валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна проводиться предпринимателем в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Согласно пункту 7.2 лицензии предприниматель обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно экспертному заключению от 05.11.2019 N 4 добыча полезного ископаемого за границами горного отвода (горноотводной акт N 179 от 26.10.2007) к лицензии на Невинномыском месторождении (юго-западный участок) валунно-песчано-гравийной смеси в Кочубеевском районе Ставропольского края выданной предпринимателю, производится ниже нижней плоскости границы горного отвода, с максимальным значением - 4,5 метра. Максимальная глубина отработки полезного ископаемого в контуре подсчета запасов составляет 8,9 метра.
Валунно-песчано-гравийная смесь относится к группе товаров под наименованием "смеси песчано-гравийные".
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (далее - росстат) стоимость единицы полезного ископаемого по вышеуказанной группе, определяемая по средней рыночной цене реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения, равна 134,92 рубля (открытый доступ на официальном сайте Росстат www.gks.ra).
В ходе рейдового осмотра, обследования земельного участка, расположенного в Ставропольском крае Кочубеевского района в 6 км северо-западнее г. Невинномысска, в 1.6. км от Невинномысского круга на юго-запад и практически примыкает к автомагистрали Ставрополь-Минеральные Воды, в районе земельного участка с кадастровым номером 26:15:160301:74, 26:15:160301:77 установлено, что на земельных участках имеется углубление в земной поверхности в виде котлована с неправильной формой, с пространственными параметрами: длина - 725,0 м, ширина -177,0 м, глубина - 8,9 м.
Площадь маркшейдерской съемки составила - 113 929,41 м.
Эксперты сделали вывод, что в период с 01.01.2008 по 24.10.2019 общий объем добытого общераспространенного полезного ископаемого составил - 500 906,98 м3
Объем добытого общераспространенного полезного ископаемого ниже границы горного отвода лицензии на право пользования недрами лицензия в период с 01.01.2008 по 24.10.2019 составил - 177 254,41 м3. Из чего следует, что объем добытого полезного ископаемого в границах горного отвода лицензии составил - 323 652,57 м3
Указанное экспертное заключение подготовлено ООО "МАГ+С" в рамках выполнения обязательств по маркшейдерскому обеспечению мероприятий по государственному геологическому надзору и охране недр на территории Ставропольского края в 2019 году для обеспечения государственных нужд Ставропольского края по государственному контракту от 20.08.2019 N 96 (далее - государственный контракт).
В соответствии с требованиями статьи 83.2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт заключен в электронной форме и размешен в Единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru.
В соответствии с условиями государственного контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод предпринимателя о необходимости применения статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" к экспертному заключению маркшейдера Жукатинского С.М. не подлежит применению, так как данная экспертиза проводилась не в рамках судебного дела, а в рамках государственного контракта.
Довод о необоснованности указанного в расчете эксперта "Объема добытого полезного ископаемого" в размере 500 906,98 куб, м, также несостоятелен, так как данный объем установлен с помощью маркшейдерской съемки площади земельного участка, основных контуров (верха и низа откосов), которая осуществлялась методом тахеометрической съемки, с применением электронного тахеометра Trimble МЗ N 132065, по раздвижной штанге с триппельпризменным отражателем. Периодическую поверку электронный тахеометр Trimble МЗ N 132065 прошел 04.10.2019 г. Свидетельство N АМП 0300170 (приложение 7 к заключению).
Довод об отсутствии указания нижней плоскости границ горного отвода также несостоятелен.
Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода -геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, влияющие на состояние недр и земной поверхности согласно геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы запасов и согласования указанного проекта оформляются документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять только в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Действующими документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода (горноотводный акт от 26 октября 2007 и графические приложения) к лицензии на право пользования недрами СТВ N 00062 ТЭ выделен геометризованный блок недр юго-западного участка Невинномысского месторождения валунно-песчано-гравийной смеси с ограничениями по площади и вертикали.
Согласно документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода лицензии СТВ N 00062 ТЭ, максимальная глубина отработки карьера не должна превышать 3,8 метра.
Согласно заключения специалистов ООО "МАГ+С" максимальная глубина отработки на юго-западном участке Невинномысском месторождении валунно-песчано-гравийной смеси составила на 4,5 метра больше.
Таким образом, министерством установлен факт добычи ИП Межуевым В.Ф. полезного ископаемого за границами контура горного отвода и подсчета запасов юго-западного участка Невинномысского месторождения валунно-песчано-гравийной смеси.
Нижняя плоскость границ горного отвода указана в приложениях к лицензии: План подсчета запасов Невинномысского месторождения (юго-западный участок) м-б 1:1000 (приложение 12 к лицензии СТВ N 00062 ТЭ), Геологические разрезы по линиям 2-2; 3-3; 4-4; 5-5; 6-6; 7-7; 9-9, масштабы: верт. 1:100, гор. 1:1000 (приложение 13 к лицензии СТВ N 00062 ТЭ), Заключение по комплексной геологической экспертизе материалов и фактических условий недропользования (приложение 11 к лицензии СТВ N 00062 ТЭ).
Также нижняя плоскость границ горного отвода указана в Заключении N 14 государственной экспертизы отчета "О доразведке юго-западного фланга Невинномысского месторождения валуно-песчано-гравийной смеси в Кочубеевском районе Ставропольского края" от 19 декабря 2007 года и в горноотводном акте к лицензии на пользование недрами.
Довод предпринимателя о существенном влиянии на конечный результат системы координат также не состоятелен.
В разделе "Методика проведенных работ" специалисты ООО "МАГ+С" указали, что маркшейдерская съемка площади земельного участка, основных контуров (верха и низа откосов) осуществлялась методом тахеометрической съемки, с применением электронного тахеометра Trimble МЗ N 132065, по раздвижной штанге с триппельпризменным отражателем. Периодическую поверку электронный тахеометр Trimble МЗ N 132065 прошел 04.10.2019 г. Свидетельство N АМП 0300170 (приложение 7 к заключению).
Съемка характерных точек (пикетов) осуществлялась в режиме автоматического определения координат и высот. Показания записывались во внутреннюю память прибора и в последующем экспортировались в компьютер с программным обеспечением ГИС ГЕОМИКС (приложение 8 к заключению).
Наземные измерения, полученные с приборов, обрабатывались в лицензионном программном продукте ГИС ГЕОМИКС с последующим экспортированием для составления плана карьера масштаба 1:2000 и расчета объемов, в программный продукт ГИС ГЕОМИКС.
Работы выполнены согласно с Инструкцией по производству маркшейдерских работ РД 07-603-03, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 73, Инструкцией по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 74.
Таким образом, не указание системы высот и системы координат никоим образом не влияет на конечный результат проведенных измерений, т.к. современное оборудование и программное обеспечение позволяет делать это автоматически. При этом метры остаются метрами, а градусы градусами.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания не доверять экспертному заключению ООО "МАГ+С".
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению заявителем требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Срок для привлечения заявителя к административной ответственности, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено.
Суд проверил и отклонили довод предпринимателя о том, что в возможное превышение указанной глубины разработки обусловлено необходимостью выполнения пункта 5.4 лицензии, судом так же не принимается ввиду того, что согласно пункту 5.4. лицензионного соглашения пользователь недр не должен допускать сверхнормативных потерь валунно-песчано-гравийной смеси при добыче, а изменение и дополнение N 2 к лицензии не заключалось. Таким образом, предприниматель ссылается на несуществующие пункты лицензионного соглашения, а также изменение и дополнения N 2.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств того, что у общества не имелось возможности для соблюдения законодательства о недропользовании, за нарушение которого оно привлечено к административной ответственности, а также того, что им были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, в деле не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется, новых доводов и доказательств, способных повлиять на оценку обстоятельств совершения правонарушения, суду апелляционной инстанции не представлено.
В целом, доводы заявителя апелляционной жалобы фактически повторяют доводы общества, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Данные доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2020 по делу N А63-4163/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4163/2020
Истец: Межуев Владимир Федорович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Кузьминов Олег Иванович