г. Москва |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А40-204411/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-204411/23 по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Локотранс" (ОГРН: 1027600682010, ИНН: 7604054410) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727), о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании убытков в размере 724 623 руб. 40 коп.
Решением суда от 19.12.2023 ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования в отношении предмета спора, оставлено без удовлетворения.
Ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства оставлено без удовлетворения.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу закрытого акционерного общества "Локотранс" взысканы убытки в размере 721 023 руб. 40 коп.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что в расчет убытков необоснованно включены суммы НДС.
Полагает, что в сумму убытков необоснованно включено уменьшение стоимости колесных пар после обточки.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, 21 марта 2023 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 91585786.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 136 от 21.03.2023 г.
Вагон N 91585786 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Соколовым В. Н. на основании договора 7/090922 от "09" сентября 2022 г. По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 91585786 от 22.03.2023 г. Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 1175-37189-2017 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 180x60 мм глубиной 2 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний, на колесной паре N 1226-1118-2017 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 65x40 мм глубиной 1 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний, на колесной паре N 1175-37191-2017 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 90x60 мм глубиной 2 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний, на колесной паре N 1175-36802-2017 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 110x30 мм глубиной 1 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний.
Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
24 апреля 2023 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 94963790.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 178 от 23.04.2023 г.
Вагон N 94963790 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Соколовым В. Н. на основании договора 7/090922 от "09" сентября 2022 г. По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 94963790 от 24.04.2023 г. Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 1175-41849-2016 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 60x2 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний, на колесной паре N 1175-77504-2016 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 75x1,5 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний, на колесной паре N 1175-89867-2016 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 65x1,5 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний, на колесной паре N 1557-569-2016 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 110x1,5 мм, образовавшаяся на ползуне. Дефект односторонний.
Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
Таким образом, во всех заявленных случаях перевозчик был надлежащим образом уведомлен о предстоящем комиссионном осмотре, путем направления телеграммы (до начала осмотра и до начала ремонта вагона).
ЗАО "Локотранс" направляет телеграммы в адрес ответчика на основании заключенного с ОАО "РЖД" договора N 1-451113/Т от 28.10.2014 года, в рамках которого ОАО "РЖД" (оператор) оказывает ЗАО "Локотранс" (пользователю) услуги телеграфной связи.
Факт отправки представленных подтверждается соответствующей детализацией по отправке телеграмм обыкновенных, актами выполненных работ по оказанию услуг телеграфной связи от 30.07.2022 г., от 31.08.2022 г., а также соответствующими счетами-фактурами и платежными поручениями.
07.12.2007 утвержден "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
"Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007" от 07.12.2007 г. распределяет неисправности колесных пар по классам в зависимости от признака, характеризующего главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
В соответствии с указанным Классификатором неисправностей, по причинам возникновения выделяют три типа выщербин: 1) выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам; 2) выщербины по усталостным трещинам; 3) выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса.
Причиной возникновения выщербин типа 1 - по светлым пятнам, ползунам, наварам (код неисправности 611) согласно Классификатору является выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Классификатор устанавливает содержание понятия "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Таким образом, неисправность односторонний ползун, которые были обнаружены в ходе ремонта вагонов, являются повреждениями согласно всем трем существующим классификаторам неисправностей, и их образование зависит от действий перевозчика. Причины возникновения неисправностей четко определены вышеназванными Классификаторами.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" приняло исправные вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N ЭД578240 (вагон N 91585786), N ЭЖ245754 (вагон N 94963790).
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке они были исправны.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес Подрядчика претензии N И23-01990 от "15" июня 2023 г., N И23-02292 от "07" июля 2023 г.
Истцом приняты доводы ответчика в части взыскания упущенной выгоды, в связи с чем, заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований.
В остальной части Ответчик доводы истца документально не опроверг, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании убытков в заявленном размере.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд первой инстанции приходит к следующим выводам.
Довод ответчика о том, что в сумму убытков необоснованно включено уменьшение стоимости колесных пар после обточки, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Уменьшение толщины обода колесных пар в результате обточки, относится к естественному износу детали, является нормальным следствием изнашиваемости любой детали.
В то же время, из расчетно-дефектных ведомостей на текущий ремонт вагонов следует, что неисправности забракованных колесных пар были устранены при помощи среднего и текущего ремонта колесных пар с обточкой.
Процесс восстановления профиля поверхности катания колес подробно описан в разделе 19 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм).
Восстановление профиля поверхности катания колес производится методом механической обработки обода колеса - обточкой на колесотокарных или шлифованием на колесошлифовальных станках.
В процессе указанной обработки и уменьшается толщина обода. Таким образом, толщина обода колесных пар уменьшается в процессе ремонта из-за обточки детали. Истцом при расчете исковых требований учитывается толщина обода колесных пар непосредственно до и после ремонта, период эксплуатации колесных пар в спорной ситуации не принимается во внимание.
Указанные данные берутся из справки ГВЦ ОАО "РЖД" 2730 "Сведения по узлам и деталям вагона", оформляемой по завершении текущего ремонта, либо из данных листков учета комплектации (приложение к Уведомлению о выпуске вагона из текущего ремонта, формы ВУ-36), и соотносятся с данными в расчетнодефектных ведомостях.
Таким образом, вопреки заявлению ответчика, уменьшение ценности колеса произошло не в процессе его эксплуатации и естественного износа. Колесные пары были подвергнуты обточке именно для устранения неисправности повреждения.
Действующим гражданским законодательством предусмотрен принцип полного возмещения убытков. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до причинения ответчиком вреда является реальным ущербом.
Относительно взысканных сумм НДС в составе убытков.
Довод о необоснованности предъявления сумм НДС в составе расходов на ремонт вагонов, признается судом апелляционной инстанции верным. Истец в отзыве на апелляционную жалобу также соглашается с выводом ответчика об исключении сумм НДС в размере 10 194,85 руб. из стоимости работ в расчете стоимости ремонта вагонов.
Вместе с тем, включение НДС в расчет требований в части утраты товарной стоимости колесных пар, обоснован.
Для определения потери в рыночной стоимости колесных пар используется расчетный способ, предусматривающий вычисление условной стоимости 1 мм ремонтопригодного колеса, поскольку толщина обода, в пределах которой колесо может быть использовано в перевозочном процессе, всего 51 мм (75 мм - 24 мм), то есть у колеса всего 51 мм "полезного использования".
ЗАО "Локотранс" вычислило, насколько уменьшается стоимость колесной пары при сокращении толщины обода на каждый миллиметр, начиная от ее максимального размера 75 мм и до достижения толщины обода 24 мм, исключая, при этом из расчета стоимость неремонтопригодной колесной пары, определенной по цене металлолома.
При этом, в расчете применяются актуальные рыночные цены на колесные пары, с учетом НДС.
Таким образом, стоимость колесных пар обосновано рассчитана исходя из цен с НДС, поскольку рассчитывается средняя арифметическая рыночная стоимость колесной пары, а рыночная цена колесных пар включает в себя НДС независимо от того, какую систему налогообложения применяет налогоплательщик. В данном случае права на вычет НДС не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 710 828,55 руб., а решение суда первой инстанции изменению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-204411/23 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727) в пользу закрытого акционерного общества "Локотранс" (ИНН: 7604054410) убытки в размере 710 828,55 руб., а также расходы по уплате госпошлины в размере 17 174 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204411/2023
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"