г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2021 г. N Ф05-10314/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А41-48548/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.11.2020 по делу N А41-48548/20 по заявлению администрации городского округа Котельники Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании, третьи лица: АО "Мособлгаз", АО "Мособлгаз" "Юго-Восток", Бутурлина Н.В.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Котельники Московской области - Адуковская А.И. по доверенности от 30.12.2020;
от Управления Росреестра по Московской области - Дудкина О.В. по доверенности от 12.11.2020;
от АО "Мособлгаз" - извещено, представитель не явился;
от АО "Мособлгаз" "Юго-Восток" - извещено, представитель не явился;
от Бутурлиной Н.В. - извещена, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Котельники Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), изложенного в уведомлении от 13.02.2020 N 50/022/008/2019-5324, в государственной регистрации; об обязании осуществить государственную регистрацию постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимости: сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3 352 м, кадастровый номер 50:22:0050202:2513 по адресу: Московская обл., г. Котельники, ул. Парковая.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют АО "Мособлгаз", АО "Мособлгаз" "Юго-Восток", Бутурлина Н.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.11.2020 по делу N А41-48548/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Администрация обратилась в управление с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта: сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3 352 м, кадастровый номер 50:22:0050202:2513 по адресу: Московская обл., г. Котельники, ул. Парковая.
Регистрирующий орган уведомлением от 13.11.2019 N 50/022/008/2019-5324 приостановил осуществление регистрационных действий, указав, что согласно данным ЕГРН на указанный объект имеется зарегистрированное право собственности, следовательно, недвижимое имущество не может быть поставлено на учет в качестве бесхозяйного.
Уведомлением от 13.02.2020 N 50/022/008/2019-5324 в государственной регистрации отказано.
Полагая отказ незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок) предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Основанием для отказа в постановке на учет спорного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного послужило наличие зарегистрированного права собственности на объект за ЖСПК "Белая Дача", а также отсутствие доказательств отказа собственника от права собственности либо отсутствия собственника в отношении спорного объекта недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно общедоступным сведениям, в ЕГРЮЛ 21.03.2019 внесена запись о прекращении деятельности ЖСПК "Белая Дача" в связи с исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные данным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
При таких обстоятельства, как верно указал суд первой инстанции, ЖСПК "Белая Дача" не может являться собственником какого-либо имущества.
Из материалов дела усматривается, что 01.04.2019 бывший исполнительный директор ЖСПК "Белая Дача" обращался к филиалу ГУП МО "Мособлгаз" "Раменскоемежрайгаз" (в настоящее время - АО "Мособлгаз" "Юго-Восток"), с заявлением о намерении передать газопровод на баланс АО "Мособлгаз".
В письме от 16.04.2019 исх. N 1042/Р ГУП МО "Мособлгаз" "Раменскоемежрайгаз" отказало в принятии на свой баланс газопровода в связи с невозможностью заключения договора дарения ввиду ликвидации собственника, и указало на Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", которым закреплено, что объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, могут быть поставлены на учет в органах регистрации прав в качестве бесхозяйных. Реализация указанных мероприятий осуществляется на основании заявления соответствующих органов местного самоуправления. В целях предотвращения возникновения бесхозяйного объекта газового хозяйства, являющегося источником повышенной опасности, ГУП МО "Мособлгаз" "Раменскоемежрайгаз" рекомендовало обратиться в Администрацию городского округа Котельники.
08.05.2019 (вх. N 1170 Г-1112) в администрацию поступило обращение бывшего исполнительного директора ЖСПК "Белая Дача" с просьбой постановки на учет в качестве бесхозяйного спорного сооружения.
24.06.2019 (исх. N юр-240/19) администрация обратилась к АО "Мособлгаз" и в филиал АО "Мособлгаз" "Раменскоемежрайгаз" с претензией о добровольном приятии спорных газовых сетей на баланс ГУП МО "Мособлгаз", поскольку согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сооружение газохимического комплекса является опасным производственным объектом, что также подтверждается письмом ГУП МО "Мособлгаз" "Раменскоемежрайгаз" от 01.06.2018 N Исх-1311, где указывается, что прекращение технического обслуживания газопровода и газового оборудования несет угрозу жизни и здоровью физических лиц и может привести к возникновению аварийной ситуации.
06.08.2019 исх. N 7489/01 АО "Мособлгаз" сообщило, что в соответствии с положением ст. 225 ГК РФ, а также приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 оформление права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество относится к компетенции органов местного самоуправления, на территории которых такое имущество расположено.
Как следует из писем АО "Мособлгаз" (от 09.07.2020 N 8094/01) и АО "Мособлгаз" "Юго-Восток" (от 21.07.2020 N 4164/ЮВ), в настоящее время газопровод высокого и низкого давления филиалом не обслуживаются и сведений об иной организации, обслуживающей данный газопровод, у филиала не имеется.
Пунктами 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что перечень мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло - и электроснабжение), организации постановки в порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского (городского) поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию газораспределительных сетей, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные газопроводы.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества не влечет возникновения права собственности на заявленный к регистрации объект, в связи с чем права иных лиц не нарушаются. Только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Из содержания статьи 225 ГК РФ следует, что вещь не имеет собственника, помимо прочего, в том случае, когда собственник или любое иное лицо, претендующее на указанную вещь, фактически отсутствует, в частности, прекратило свою деятельность в качестве юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не представлены доказательства того, что спорный объект недвижимости не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку спорный объект принадлежал на праве собственности юридическому лицу вплоть до его ликвидации (исключении из ЕГРЮЛ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что не представлены доказательства того, что собственник имущества отказался от него, отклоняются апелляционным судом, поскольку собственник имущества не отказывался от него, а был ликвидирован (исключен из ЕГРЮЛ).
Таким образом, учитывая, что органы местного самоуправления обязаны надлежащим образом содержать муниципальное имущество, в том числе в силу части 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 Порядка принимать меры к постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном отказе регистрирующего органа в постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.11.2020 по делу N А41-48548/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48548/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОТЕЛЬНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "МОСОБЛГАЗ", АО "МОСОБЛГАЗ" "Юго-Восток", Бутурлина Наталия Валерьевна