город Воронеж |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А35-8787/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Медиа 24": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области на решение Арбитражного суд Курской области от 22.12.2020 по делу N А35-8776/2020, по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области к ООО "Медиа 24" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Роскомнадзора по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Медиа 24" (далее - ООО "Медиа 24", Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление Роскомнадзора по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что к моменту рассмотрения данного дела в суде трехмесячный срок давности привлечения ООО "Медиа 24" к административной ответственности не истек, поскольку выявленные административным органом нарушения по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), носят длящийся характер, т.е. срок давности исчисляется с даты обнаружении административного правонарушения.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Медиа 24" осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) лицензий N 166282 от 26.01.2017 на оказание телематических услуг связи и N 166827 от 21.02.2017 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В результате рассмотрения письма УФСБ России по Курской области (исх. от 03.10.2020 N 9/1-3586), поступившего в Управление Роскомнадзора по Курской области 07.10.2020, административный орган пришел к выводу, что ООО "Медиа 24" осуществляет лицензируемый вид деятельности с нарушением лицензионных требований, а именно Общество в установленный срок не приступило к разработке плана мероприятий по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий.
Уведомлением от 27.10.2020 N 4381-03/46 ООО "Медиа 24" было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (получено адресатом 29.10.2020).
В указанные в уведомлении дату и время составления протокола об административном правонарушении законный представитель ООО "Медиа 24" не явился, ходатайство о рассмотрении материалов административного производства и составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие не представил.
02.11.2020 специалистом - экспертом Управления Роскомнадзора по Курской области Макиенко А.В. в отношении ООО "Медиа 24" в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества был составлен протокол N АП-46/3/154 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении N АП-46/3/160 от 02.11.2020 была направлена 03.11.2020 в адрес ООО "Медиа 24" заказным почтовым отправлением.
05.11.2020 Управление Роскомнадзора по Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Медиа 24" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет за собой ответственность, установленную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъективная сторона характеризуется виной.
Лицензирование указанных в части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по оказанию услуг связи.
Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ) предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Согласно пунктам 14, 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, одними из видов услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи являются услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематические услуги связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Исходя из буквального толкования указанных норм, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
Как следует из части 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", услуги телеграфной связи (телематических услуг) включены в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Как следует из материалов дела, ООО "Медиа 24" осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) лицензий N 166828 от 26.01.2017 на оказание телематических услуг связи (срок действия лицензии установлен до 26.01.2022) и N 166827 от 21.02.2017 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия лицензии установлен до 21.02.2022).
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно пункта 5 Правил руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи.
Согласно пункта 7 Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
В соответствии с пунктом 1 Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных Приказом Минэкономсвязи России N 391, ФСБ России N 437 от 07.08.2017, вступивших в законную силу с 11.09.2017, план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - план мероприятий) составляется в трех экземплярах. Оператор связи по одному экземпляру плана мероприятий представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере информационных технологий и связи, и территориальное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Один экземпляр плана мероприятий хранится у оператора связи.
Пунктом 2 Типовых требований предусмотрено, что план мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи в соответствии с лицензией (лицензиями) на деятельность в области оказания услуг связи.
Пункт 3 Типовых требований содержит перечень мероприятий, которые указываются в плане мероприятий; пункт 4 - перечень документов, прилагаемых к плану мероприятий.
Принимая во внимание, что лицензия N 166828 была выдана Обществу 26.01.2017, с соответствующим заявлением в территориальный орган ФСБ РФ Общество должно было обратиться не позднее 27.03.2017, по лицензии N166827 от 21.02.2017 - не позднее 22.04.2017.
Согласно письму УФСБ России по Курской области от 03.10.2020 N 9/1-3586, оператор связи ООО "Медиа 24" после своего обращения 27.06.2018 в УФСБ России по Курской области к разработке совместного плана реализации СОРМ на сети связи не приступал.
Как указано выше, в силу второго абзаца пункта 7 Правил план разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности.
Принимая во внимание, что с заявлением в уполномоченный орган ООО "Медиа 24" обратилось 27.06.2018, соответственно разработать план Общество должно было не позднее 27.09.2018.
Как верно указал суд области, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в нарушение лицензионных требований ООО "Медиа 24" после обращения с соответствующим заявлением в УФСБ России по Курской области не исполнило в установленный срок обязанность по разработке плана мероприятий по внедрению технических средств связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
С учетом изложенного, нарушение ООО "Медиа 24" пункта 7 Правил, пункта 9 лицензии N 166828 от 26.01.2017 на оказание телематических услуг связи и пункта 10 лицензии N 166827 от 21.02.2017 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, основания для привлечения ООО "Медиа 24" к административной ответственности отсутствуют в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Привлечение к административной ответственности после истечения предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности является недопустимым в силу нормы статьи 24.5 КоАП РФ.
Применительно к положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей. Следовательно, противоправное деяние должно продолжаться в момент его выявления, поэтому исчисление срока давности с момента его обнаружения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено, то есть имело место во время проведения проверочных мероприятий.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае, событие административного правонарушения заключается в неисполнении ООО "Медиа 24" в установленный пунктом 7 Правил срок обязанности по разработке совместного плана мероприятий по внедрению технических средств связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, который подлежит исчислению с даты обращения лицензиата в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С учетом даты обращения ООО "Медиа 24" в территориальный орган ФСБ РФ с соответствующим заявлением - 27.06.2018, Общество должно было исполнить обязанность по разработке плана не позднее 27.09.2018.
Объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с даты совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Правонарушение окончено 30.09.2018 - день, следующий за последним днем срока, когда Общество должно было исполнить обязанность по разработке плана мероприятий.
Доводы административного органа о длящемся характере совершенного правонарушения, основаны на неверном толковании норм права. При этом следует отметить, что административным органом в протоколе об административном правонарушении от 02.11.2020 N АП-46/3/154 указано, что датой совершения административного правонарушения является 27.09.2018.
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение подлежит исчислению с 30.09.2018, истекает 30.12.2018, и, следовательно, на дату обращения административного органа с заявлением о привлечении ООО "Медиа 24" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в арбитражный суд - 05.11.2020, а соответственно и на дату рассмотрения данного дела арбитражным судом - 16.12.2020, установленный трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 настоящего Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
С учетом изложенного, основания для привлечения ООО "Медиа 24" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований, заявленных административным органом.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Курской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 22.12.2020 по делу N А35-8776/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8776/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области
Ответчик: ООО "Медиа 24"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд