город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2021 г. |
дело N А32-8717/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.10.2020 по делу N А32-8717/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику ПАО "Новороссийский морской торговый порт"
о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) г. Москва обратилось в суд с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404) г. Новороссийск о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 118 272 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8 987 рублей 96 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.02.2020 по день фактической уплаты денежных средств.
Решением суда от 28.10.2020 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с применением судом первой инстанции срока исковой давности и к доказанности иска и наличию оснований для его удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП") 27 марта 2017 г. заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (далее -Договор N 325/2).
В соответствии с пунктом 1 договора N 325/2 осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги локомотивом Перевозчика.
Согласно пункту 4 договора N 325/2 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 5 договора N 325/2 уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющим бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца обоюдными подписями.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-t/I.
Срок действия договора с 27 марта 2017 г. по 31 декабря 2019 г. (дополнительное соглашение N 8 к договору от 27 марта 2019 г. N 325/2).
Пунктом 11 договора N 325/2 устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
Как указано в исковом заявлении, в январе 2019 года в адрес ответчика -грузополучателя на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком -грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути.
В пути следования 10.01.2019 на железнодорожной станции Червленое СКжд отставлен от движения и 16.01.2019 г. отправлен на станцию назначения поезд с индексом N 5100-554-5209, адресованными ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 10 января 2019 г. N 498, от 16 января 2019 г. N 824.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
В связи с нарушением срока доставки груза по причинам, зависящим от грузополучателя, истец начислил плату.
В обоснование наличия причин, зависящих от грузополучателя, истцом представлены ведомости подачи и уборки вагонов N , N 013450, 013472,0013500, 013575, 013577, 013527, 013578, 013581, 013607, 013650, 013667, 014715, 014694.
Как указано в исковом заявлении, из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 11 договора. Нарушение сроков доставки грузов подтверждается прилагаемыми дорожными ведомостями. Приложенный к претензиям расчет платы содержит обоснование исковых требований по каждому задержанному поезду, в том числе: индекс поезда, наименование промежуточной станции, на которых в пути следования был задержан поезд, номер акта общей формы, составленного согласно части 5 пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, количество вагонов, начало и окончание, а также общая продолжительность простоя, сумма платы за 1 вагон и общая сумма платы по каждому акту, исчисленная по ставкам Тарифного руководства.
В досудебном порядке истцом были направлена претензия от 14 июня 2019 г. N 19/1171.
В ответе от 15 июля 2019 г. N 2570-18/758 содержатся отказы ответчика от удовлетворения требований. Предъявленные перевозчиком к оплате накопительные ведомости с повагонным расчетом платы ответчиком не акцептованы.
Как верно указано судом первой инстанции, из представленных истцом доказательств усматривается, что факты нарушения ответчиком технологических норм приема вагонов в спорный период имели место. Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические нормы на выгрузку вагонов.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
В силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2019) из системного толкования п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования.
Данный вывод является верным и соответствующим сложившейся в регионе судебной практике (например, дело N А32-52506/19).
Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2017 N Ф08-2047/2017 по делу N А32-15442/2016 факт нарушения срока доставки по договору перевозки, с которым закон связывает возникновение права требования, может быть установлен не ранее дат фактического прибытия вагонов на станцию назначения.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях необщего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика. Данная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 309-ЭС15-5423 при оценке судебных актов по делу N А76-1061/2014, Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015 при оценке судебных актов N А56-8864/2015.
Согласно материалам дела претензия от 14.06.2019 была направлена ответчику по квитанции 02.07.2019.
Ответ на претензию от 14.06.2019 датирован 15.07.2019.
В материалах дела отсутствуют сведения о дате получения истцом ответа на претензию.
Вместе с тем, в случае принятия позиции о том, что ответ на претензию был получен в дату его составления, период приостановления течения срока исковой давности составил 23 дня. С учетом того, что начало течения срока исковой давности с 21.01.2019 (дата прибытия состава и составления АОФ), срок исковой давности по требованию истекал 21.01.2020. С учетом продления на 23 дня последний день срока - 13.02.2020.
Исковое заявление было направлено ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Краснодарского края посредством почтовой связи и согласно почтовому штемпелю подано в почтовое отделение 20.02.2020 (РПО 34401944829059), то есть после истечения срока исковой давности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о пропуске истцом срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2020 по делу N А32-8717/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8717/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"