г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2021 г. N Ф09-3144/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А60-35974/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
(судебное заседание проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Свердловской области)
при участии:
от заинтересованного лица: Завьялова Е.М., удостоверение, доверенность от 09.12.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 октября 2020 года
по делу N А60-35974/2020
по заявлению Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000754, ОГРН 1026601384732)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386)
о признании незаконным решения и об обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Нижний Тагил (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, содержащегося в уведомлении от 18.05.2020 N 66/999/001/2020-449213, и об обязании осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на недвижимость.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2020 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 18.05.2020 N 66/999/001/2020-449213. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Нижний Тагил на 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:56:0602001:97 площадью 1469 кв. м и в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером 66:56:0602001:178 площадью 27,7 кв. м, находящиеся по адресу: г. Нижний Тагил, ул. 2-ое Фотеево, дом 6.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что исключения из правил, предусмотренных частью 1 статьи 42 Закона N 218 -ФЗ о нотариальном удостоверении, в отношении сделок, связанных с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, действующим законодательством не предусмотрено. Апеллянт настаивает, что заявителем не были представлены документы, предусмотренные законом, а именно нотариальное соглашение об изъятии доли.
До начала судебного разбирательства от заявителя, Администрации города Нижний Тагил поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 31.01.2020 Администрация города Нижний Тагил, действуя от имени муниципального образования город Нижний Тагил, заключила с собственниками недвижимого имущества, состоящего из земельного участка с кадастровым номером 66:56:0602001:97, площадью 1 469 кв.м с расположенным на нем жилым домом с кадастровым номером 66:56:0602001:178, площадью 27,7 кв.м, находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. 2-ое Фотеево, д. 6, соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с выплатой возмещения в размере 477 364 руб. 50 коп. каждому из собственников: Витвинову Сергею Николаевичу и Витвинову Константину Николаевичу.
Возмещение в указанном размере было выплачено собственникам недвижимости платежными поручениями от 10.02.2020 N 129, N 130.
Однако переход права собственности от прежних собственников недвижимости к муниципальному образованию город Нижний Тагил не зарегистрирован в связи с получением отказа от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выраженного в уведомлении от 18.05.2020 N 66/999/001/2020-449213.
В обоснование отказа в осуществлении государственной регистрации указано, что соглашение об изъятии недвижимости совершено не в нотариальной форме в нарушение п. 3 ст. 8.1, 163 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Полагая отказ в государственной регистрации, выраженный в уведомлении от 18.05.2020 N 66/999/001/2020-449213, незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для принятия заинтересованным лицом решения об отказе в государственной регистрации права, нарушении этим отказом прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В силу ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основанием для отказа в государственной регистрации права явилось несоответствие соглашения об изъятии недвижимости, представленного на государственную регистрацию, требованиям п. 3 ст. 8.1, 163 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку соглашение нотариально не удостоверено.
Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности (пункт 1 статьи 163 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Данная норма определена законодателем как общее правило для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
Между тем, в данном случае на государственную регистрацию был представлено соглашение от 31.01.2020 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, заключенное между Администрацией г. Нижний Тагил и собственниками имущества, в связи с изданием постановления Администрации города Нижний Тагил от 25.01.2018 N 200-ПА, в соответствии с которым постановлено изъять у собственника для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 66:56:0602001:97, по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. 2-е Фотеево, д. 6. В связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд у собственников подлежал изъятию жилой дом с кадастровым номером 66:56:0602001:178, расположенный на изымаемом земельном участке.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.01.2018 N 200-ПА, в данной ситуации соглашение заключено в общественных интересах (строительство моста через р. Тагил).
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Закона N 218-ФЗ основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (ч. 2 ст. 60 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 60 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для государственной регистрации перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
При этом положения статьи 60 Закона N 218-ФЗ, определяющей особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, не устанавливают требования о нотариальном удостоверении соглашения об изъятии.
В отношениях с публичными образованиями в рамках изъятия для муниципальных (государственных нужд) такого нарушения не допускается, поскольку изъятие происходит в обязательном порядке и всеми долевыми собственниками совместно. Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 03.04.2019 N 302-ЭС19-3666 по делу N А10-3059/2018.
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что норма статьи 42 Закона N 218-ФЗ об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности по существу направлена на защиту прав долевых собственников, в том числе при соблюдении права преимущественного приобретения доли, в отношениях же с публичными образованиями в рамках изъятия недвижимого имущества для муниципальных (государственных нужд) такого нарушения не допускается, поскольку изъятие происходит в отношении всех долевых собственников в обязательном порядке в связи с заключением соглашения в общественных интересах (строительство моста через р. Тагил), суд первой инстанций правомерно удовлетворил заявленные требования, поскольку в данном случае дополнительный контроль со стороны нотариата не требовался, соглашение об изъятии заключено с участием публичного органа, в рамках указанного соглашения собственникам земельного участка и жилого дома выплачено возмещение за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 30.04.2018 N 04-18-06 (п. 4 соглашения).
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о том, что исключения из правил, предусмотренных частью 1 статьи 42 Закона N 218 -ФЗ о нотариальном удостоверении, в отношении сделок, связанных с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, действующим законодательством не предусмотрено, судом отклоняются, так как в рассматриваемом случае соглашение об изъятии заключено с участием публичного органа, то есть с осуществлением публичного контроля, поэтому дополнительного контроля со стороны нотариата не требовалось.
Суд первой инстанции верно указал, что поскольку для такого рода сделок действующим законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение и учитывая, что соглашение об изъятии заключено с участием публичного органа, у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации.
При названных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности действий регистрирующего органа надлежит признать правильными.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 октября 2020 года по делу N А60-35974/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35974/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ