город Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2021 г. N Ф05-6277/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
9 февраля 2021 г. |
дело N А40-161659/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Промсооружение" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2020
по делу N А40-161659/20
по заявлению АО "Промсооружение" (ОГРН 1164027058700)
к 1. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области (ОГРН 1044004424727); 2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1027739591010)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Дмитриев В.С. по доверенности от 28.12.2020;
от заинтересованных лиц - 1. не явился, извещен; 2. Клейменова Д.Г. по доверенности от 09.01.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2020 в удовлетворении заявленных АО "Промсооружение" требований о признании незаконным отказа Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России, оформленного письмом исх. N 11-6-5819 от 19.11.2019 и о возложении обязанности на МЧС России (Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России) согласовать акт о снятии с учета в реестре защитных сооружений гражданской обороны здание: заглубленный склад, расположенный на территории АО "ПромСооружение" по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Курчатова, дом 53 (с учетом принятых судом уточнений предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ), отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поддержали свои доводы и возражения.
Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Промсооружение" является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Курчатова, дом 53, известного как "Обнинский молочный завод".
Указанное имущество приобретено заявителем у продавца - ОАО "Вимм-Билль-Данн" на основании договора N 02-ОСН купли-продажи недвижимого имущества от 26.08.2015.
Право собственности на объекты недвижимого имущества зарегистрировано за АО "Промсооружение" в установленном законом порядке, при этом обременений не установлено.
06.07.2017 при получении заявителем решения о проведении прокурорской проверки в части соблюдения законодательства о гражданской обороне выявлено, что один из объектов недвижимого имущества - здание заглубленного склада - числится в реестре защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) МЧС России как "убежище".
Вступившим в законную силу решением Обнинского городского суда от 05.06.2018 по делу N 2-28/18 в удовлетворении исковых требований прокурора о восстановлении и приведении ЗС ГО в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне отказано.
11.10.2018 АО "ПромСооружение" обратилось в адрес комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета ЗС ГО с запросом о снятии здания заглубленного склада с учета в качестве ЗС ГО - убежища.
В связи с отсутствием ответа от уполномоченных лиц заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, обязании предоставить ответ МЧС России (дело N А23-4785/2019).
В ходе рассмотрения данного дела МЧС России направило в адрес заявителя письмо исх. N 11-6-5819 от 19.11.2019, в соответствии с которым принято решение в отказе в согласовании акта о снятии с учета ЗС ГО", ввиду обнаружения недостатков в предоставленной документации.
Посчитав данный отказ необоснованным, не соответствующим положениям п. 2.5 приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", заявитель обратился с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Деятельность по согласованию актов о снятии с учета ЗС ГО на период принятия решения в отношении АО "Промсооружение" по состоянию на 2018 осуществлялась на основании Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, приказа МЧС России от 26.03.2003 N 147 "О фактах неправомерного списания с учета защитных сооружений гражданской обороны и мерах по обеспечению сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты"; иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России, нормативно-технических, руководящих и методических документов, регламентирующих организацию и порядок осуществления деятельности в области строительства объектов градостроительной деятельности (в том числе объектов гражданской обороны) с учетом требований в области гражданской обороны.
Порядок снятия с ЗС ГО определен приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
На основании п. 2.5 приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты установленных категорий населения; при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу.
Согласно п. 2.10 приказа МЧС России N 583 до утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.
Вместе с тем, согласно п. 2.13 приказа МЧС России N 583 Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО.
Решение о согласовании акта о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с пунктом 2.10 приказа МЧС России N 583 в 2018 принимала комиссия МЧС России по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны, созданная на основании приказа МЧС России от 27.12.2010 N 684 "Об организации в МЧС России работы по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны", коллегиально, большинством голосов.
При этом основными задачами при рассмотрении в МЧС России документации на снятие с учета ЗС ГО (в соответствии с Методическими рекомендациями по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны N 1-4-60-5-14 2007 года) являются: недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета ЗС ГО; обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты населения; обеспечение требуемого уровня обеспеченности средствами коллективной защиты установленных категорий населения для защиты от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; поддержание в состоянии готовности к использованию по предназначению ЗС ГО; предупреждение нарушений требований техники безопасности и неправомерной эксплуатации ЗС ГО, в том числе пришедших в негодность, а также неправомерных действий уполномоченных на их содержание должностных лиц или недопущение их бездействия.
В соответствии с приказом МЧС России от 27.12.2010 N 684 представляемая балансодержателями ЗС ГО техническая документация на снятие с учета ЗС ГО проходит экспертизу в органе, уполномоченном на решение данной задачи -Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
В случае выявления в представленной на экспертизу документации сведений, касающихся выполнения работ, не отвечающих требованиям нормативных документов, а также представления сведений не в полной мере или недостоверно отражающих реальное состояние обследуемого сооружения, документация возвращается балансодержателю на доработку.
В представленной документации на снятие с учета ЗС ГО, находящемся на балансе АО "Промсооружение", выявлены значительные технические, конструктивные нарушения, разночтения номеров и иные недостатки, что подробно отражено в заключении ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на документацию для снятия с учета заглубленного склада инвентаря и оборудования с кадастровым N 40:27:030803:1656 АО "Промсооружение", расположенного по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Курчатова, дом 53 от 10.12.2018 N 7-4-2-0328-18, в соответствии с которыми Комиссия МЧС России в нарушение установленных требований законодательства Российской Федерации не могла согласовать представленный акт о снятии ЗС ГО с учета.
На заседании Комиссии МЧС России 21.12.2018 принято решение о направлении документации, представленной АО "Промсооружение", на снятие с учета ЗС ГО, убежища III класса, инвентарный номер 64-41, вместимостью 150 человек, введенного в эксплуатацию в 1982 году, расположенного по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Курчатова, дом 53, балансодержателю как несоответствующую предъявляемым требованиям (на доработку), что отражено в протоколе заседания комиссии от 21.12.2018 N 8.
27.12.2018 документация с замечаниями доведена непосредственно заявителю, передана нарочно генеральному директору общества, прибывшему лично в МЧС России (Москва, улица Ватутина, дом 1).
Письмом от 19.11.2019 N 11-6-5819 Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России уведомил АО "Промсоружение" о принятом решении Комиссии МЧС России.
При этом повторно документация АО "Промсооружение" с устраненными замечаниями в МЧС России на рассмотрение не поступала.
Согласно п. 1.7 приказа МЧС России N 583 готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В соответствии с п. 1.8 приказа МЧС России N 583 в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения следующих мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309).
Из представленной заявителем информации следует, что приватизация государственного предприятия молочный завод "Обнинский" осуществлена 11.10.1993, в план приватизации входил весь комплекс объектов недвижимости, в том числе и здание - заглубленный склад (из приватизируемого имущества не исключалось).
АО "Промсооружение" как добросовестный приобретатель всего недвижимого имущества, составляющего в целом предприятие Обнинский молочный завод, знало о наличии заглубленного помещения специального назначения ГО и ЗН, так как планирует в данном объекте строительство очистных сооружений.
Пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, определено, что объекты и имущество ГО, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия (по сути являются собственностью Российской Федерации) и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Первоначальный собственник Обнинский молочный завод и приобретатель всего имущества балансодержатель АО "Промсооружение" в Росреестр для добросовестного возврата объекта ГО в собственность Российской Федерации не обращались.
С правопреемником приватизируемого предприятия договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, которые, по сути, являются собственностью Российской Федерации, не заключался.
Заявитель обратился с требованием о признании незаконным решения, изложенного в письме МЧС России от 19.11.2019 N 11-6-5819.
Из Положения о Департаменте гражданской обороны и защиты населения МЧС России, а также указанных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по снятию с учета ЗС ГО следует, что Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России не обладает полномочиями для принятия решений о согласовании или отказе в согласовании акта о снятии с учета ЗС ГО. Соответствующими полномочиями наделена Комиссия МЧС России.
Общество, обращаясь с требованием о признать незаконным письма МЧС России от 19.11.2019 N 11-6-5819, которое не обладает властно-распорядительными свойствами, носит информационный характер для заявителя - доводит до него решение Комиссии МЧС и не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, вследствие чего не влияет на права и законные интересы заявителя и не может быть расценено в качестве конкретного решения, фактически избрало ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2020 по делу N А40-161659/20
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161659/2020
Истец: АО "ПРОМСООРУЖЕНИЕ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ