город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2021 г. N Ф08-4628/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А32-39560/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Иванова М.Г., доверенность от 05.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Гидроникас" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2020 по делу N А32-39560/2020
по иску ООО "Гидроникас"
к ответчику - администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района
о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гидроникас" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района о взыскании неосновательного обогащения в размере 1719082 рубля.
Решением от 01.12.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что выполнение работ в отсутствие контракта, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не влечет возникновение на стороне ответчика обязательств по их оплате. Результат работ заказчику не передавался.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что правоотношения сторон возникли в период ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в результате наводнения, вызванного ливневыми дождями на территории Туапсинского района 24.10.2018. Работы по очистке (откачке) затопленных паводковыми водами подвальных помещений многоквартирных домов и объектов социальной сферы, колодцев и септиков частного жилищного фонда, прочистке канализационных коллекторов выполнялись по просьбе главы муниципального образования Туапсинского района Русина А.В. Локальный сметный расчет N 1/2018 на спорные работы утвержден главой администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Ачох Р.К. Акт о неотложных аварийно-восстановительных работах утвержден главой администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Ачох Р.К. и согласован начальником отдела по делам ГО и ЧС администрации Туапсинского района Ивановым И.В., стоимость работ утверждена в размере 1719082 рубля. Работы приняты по акту от 15.11.2018, акт подписан МУП ЖКХ Небугского сельского поселения Синчило С.К. Единоличным учредителем МУП ЖКХ Небугского сельского поселения является администрация Небугского сельского поселения. По мнению заявителя, вывод суда о том, что акт не направлялся администрации, необоснован.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представил возражения на отзыв ответчика.
Представитель администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района в заседание не явился. Администрацией заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава муниципального образования Туапсинский район Русин А.В. обратился к ООО "Гидроникас" с письмом от 31.10.2018 N 1725/18/05.4-01 (л.д. 7), в котором попросил оказать содействие в выделении техники и проведении работ по очистке (откачке) затопленных паводковыми водами подвальных помещений многоквартирных жилых домов и объектов социальной сферы, колодцев и септиков частного жилищного фонда, прочистке канализационных коллекторов в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Туапсинского района 24.10.2018.
В соответствии с локальным сметным расчетом N 1/2018 (л.д. 8-9), стоимость работ по промывке канализационных сетей составляет 1719082 руб. 35 коп.
Виды подлежащих выполнению работ и конкретные объекты, в отношении которых необходимо выполнить эти работы, определены в акте, утвержденном главой администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района и согласованного с начальником отдела по делам ГО и ЧС администрации Туапсинского района (л.д. 10-11).
В обоснование факта выполнения ООО "Гидроникас" работ на сумму 1719082 рубля в материалы дела представлен акт от 15.11.2018 (л.д. 12). Акт подписан МУП ЖКХ Небугского сельского поселения.
ООО "Гидроникас" направило претензию администрации Небугского сельского поселения об оплате выполненных по акту от 15.11.2018 работ (л.д. 28-29).
Письмом от 10.07.2020 администрация отказалась оплатить выполненные по акту от 15.11.2018 работы, поскольку муниципальный контракт на выполненные данных работ не заключался, приложенный к претензии акт от 15.11.2020 не соответствует форме акта о приемке выполненных работ, не содержит необходимых сведений (л.д. 30-31).
В связи с неисполнением обязательств по оплате выполненных работ, ООО "Гидроникас" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 763 Кодекса, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 названного Федерального закона под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктов 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Довод заявителя о том, что правоотношения сторон возникли в период ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения, вызванного ливневыми дождями на территории Туапсинского района 24.10.2018, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 93 названного закона в таком случае размещение заказчиком в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта не требуется. Однако он обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке, обосновав невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела необходимо принять во внимание, что работы выполнялись в условиях, при которых всякое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения, проживающего в указанных домах. Учитывая зимний период и низкий уровень температуры, устранение аварии не терпело отлагательства, и принятые меры являлись чрезвычайными и объективно необходимыми.
Выполнение спорных работ носило не разовый, неотложный характер, из материалов дела следует, что в отношении иных работ с ООО "Гидроникас" заключались муниципальные контракты (л.д. 33-59).
Доказательств уклонения администрации от заключения контракта не представлено.
В данном случае отсутствуют основания для вывода о закупке спорных работ у ООО "Гидроникас" как у единственного поставщика вследствие чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 1109 Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, представленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В условиях отсутствия контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", о чем не могло не знать ООО "Гидроникас", выполнение работ не влечет возникновение обязательства администрации по их оплате, неосновательное обогащение на стороне администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района отсутствует.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что работы приняты по акту от 15.11.2018, акт подписан МУП ЖКХ Небугского сельского поселения Синчило С.К., отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
По смыслу норм 702 и 711 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему результата работ подрядчиком.
Как отмечено выше, в обоснование факта выполнения ООО "Гидроникас" работ на сумму 1719082 рубля в материалы дела представлен акт (л.д. 10-12). Акт подписан МУП ЖКХ Небугского сельского поселения.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие предъявление работ к приемке администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района.
Ссылки заявителя на то, что работы принятыпри принятии работ МУП ЖКХ Небугского сельского поселения действовало как представитель администрации Небугского сельского поселения, не принимаются апелляционным судом, поскольку соответствующие доказательства не представлены в дело. Тот факт, что учредителем предприятия является администрация не свидетельствует о возникновении между ними отношений по представительству. Доказательств делегирования полномочий органа местного самоуправления предприятию также не представлено.
Принимая во внимание отсутствие между сторонами муниципального контракта на выполнение спорных работ, отсутствие доказательств предъявления спорных работ к приемке, обязательства по оплате работ у ответчика отсутствуют, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований правомерен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2020 по делу N А32-39560/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39560/2020
Истец: ООО "Гидроникас"
Ответчик: Администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района