г. Челябинск |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А07-41356/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2020 по делу N А07-41356/2019.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике" - Зиянгирова О.М. (паспорт, доверенность от 09.08.2020, диплом).
Акционерное общество "Октябрьский ремонтно - монтажный комбинат по торговой технике" (далее - заявитель, АО "ОРМК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - ответчик, МЗИО РБ, Министерство) об исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год.
Заявитель, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, выраженный в письме от 20.02.2019, а также обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Октябрьский ремонтно - монтажный комбинат по торговой технике", а именно разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения об исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 636, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании, кадастровый номер 02:57:020301:509, расположенный по адресу: город Октябрьский, улица Космонавтов, д. 2/1.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2020 требования акционерного общества "Октябрьский ремонтно - монтажный комбинат по торговой технике" - удовлетворены. Признано недействительным решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженное в письме от 20.02.2019 N АХ 25/2163.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что выводы суда об уважительности причин пропуска срока являются недопустимыми, основаны на неполном выяснении фактических обстоятельств дела.
Кроме того, решение суда по внесению изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24.12.2018, затрагивает интересы органа утвердившего данное постановление. Правительство Республики Башкортостан к участию в деле не привлекалось, что является основанием для отмены решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В адрес суда от АО "ОРМК" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат" на праве собственности принадлежит нежилое здание, общей площадью 1290,8 кв.м, с кадастровым номером 02:57:020301:509. расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Космонавтов, д. 2/1.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27.12.2017 N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год). Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/. Пунктом 2585 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание общей площадью 1290,8 кв.м с кадастровым номером N 02:57:020301:509, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Космонавтов, д. 2/1.
Акционерное общество "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике" собственник здания, обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2585 Перечня на 2018 год.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 12.10.2018 N 3-1041/2018 требования АО "ОРМК" удовлетворены. Признан недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции от 3 июля 2018 года) в части включения в пункт 2585 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 1290,8 кв. м с кадастровым номером 02:57:020301:509, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Космонавтов, д. 2/1.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 636 (ред. от 14.09.2020) "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Данный документ опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан, 26.12.2018, "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", 12.02.2019, N 5 (623), ст. 250.
Пунктом 4160 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание общей площадью 1290,8 кв.м., с кадастровым номером 02:57:020301:509, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Космонавтов, д. 2/1.
13.12.2018 АО "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат" обратилось в адрес Министерства с заявлением об исключении вышеуказанного объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с пропуском срока для подачи замечаний к предварительному перечню на 2019 год в связи с получением решения Верховного суда республики Башкортостан от 12.10.2018 N 3-1041/2018.
Письмом N АХ-25/278 от 15.01.2019 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" Министерством на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республики Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных ЕГРН, сформирован Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 02:57:020301:509, наименование "здание (нежилое здание, административное здание)", что соответствует п/п 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ. Дополнительно указано, что решение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.10.2018 N 3-1041/2018 не распространяется на Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2019 год определяется как кадастровая стоимость.
25.01.2019 АО "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат" обратилось в адрес Министерства с заявлением об исключении вышеуказанного объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Письмом N АХ-25/2103 от 20.02.2019 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" Министерством на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республики Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных ЕГРН, сформирован Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определяется как кадастровая стоимость.
По результатам проверки фактического использования установлено, что более 20% от общей площади здания 02:57:020301:509, используется для ведения административной деятельности. Следовательно, согласно п.4.1 ст. 378 НК РФ объект с кадастровым номером 02:57:020301:509 не может быть исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
По обращению АО "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат" Министерство письмом НП-25/7591 от 15.06.2019 направило в адрес Общества копию Акта обследования нежилого здания с кадастровым номером 02:57:020301:509.
08.08.2019 АО "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат" обратилось в адрес Министерства с заявлением об исключении вышеуказанного объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость и предоставить информацию об отправлении почтой в адрес заявителя ответа на запрос о предоставлении копии акта от 12.02.2019 (вх. номер 5774 от 05.03.2019).
Министерство земельных и имущественных отношений РБ письмом N НП-25/13699 от 09.10.2019 отказало в исключении вышеуказанного объекта из перечня с разъяснением положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения".
Заявитель, полагая, что указанным письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N АХ-25/2103 от 20.02.2019 нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного ненормативного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Как следует из содержания части 1 статьи 375 НК РФ, по общему правилу, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, но в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон РБ о налоге на имущество).
Статьей 2.1 Закона РБ о налоге на имущество предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).
Из материалов дела следует, что АО "Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике" на основании акта приемки законченного строительством объекта является собственником нежилого строения - базы ОХРУ по торговой технике.
Основным и дополнительными видами деятельности Общества являются предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки, другие виды хозяйственной деятельности.
Согласно техническому паспорту, составленного государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан, спорное здание входит в комплекс строений обозначено как литер "А", наименование административное здание, общая площадь 1290,8 кв. м. Кроме литера "А" производственный комплекс состоит из производственного корпуса литер "Б" (гараж). По экспликации помещения в административном здании находятся кабинеты, мастерские, кладовые, вентиляционные, коридоры, склады, кухня, коридоры, туалеты, электрощитовые.
Спорное здание было включено в Перечень на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и с учетом Акта обследования от 12.02.2019.
Комиссией, утвержденной приказом Минземимущества РБ от 30.11.2015 N 1822, 12 февраля 2019 года осуществлен выезд с целью установления фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:57:020301:509.
По результатам проверки фактического использования установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером 02:57:020301:509 предназначено для использования под офисные помещения.
В здании ведет свою деятельность ООО "Октябрьский завод металлоизделий "Сетка РБ", помещение площадью 25,4 кв. м используется под магазин, помещение площадью 29,5 кв. м используется под офис ООО "Медтехника".
Остальные помещения используются под служебные кабинеты сотрудников АО "ОРМК", хозяйственные помещения, тамбуры, коридоры, электрощитовые, кладовые.
Таким образом, оценив содержание указанного акта обследования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что данный акт не подтверждает фактическое использование более 20 процентов площади здания с кадастровым номером 02:57:020301:509 в целях размещения офисов и торговых объектов. Площадь арендуемых помещений ООО "Октябрьский завод мелаллоизделий "Сетка РБ" и ООО "Медтехника", площадью соответственно, 25,4 кв. м и 29,5 кв. м, составляют 54, 9 кв. м или 4,25% от общей площади задания.
В своей жалобе апеллянт ссылается на то, выводы суда об уважительности причин пропуска срока являются недопустимыми, основаны на неполном выяснении фактических обстоятельств дела.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом, либо арбитражным судом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.11.2005 N 11-П, одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляется в разумный срок. Этой же цели служат (согласно статье 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) сроки совершения процессуальных действий, назначаемые судом или установленные Федеральным законом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть, в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, установлением сроков для обращения в суд обеспечивается как реальная возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений. Обеспечивая эффективное и своевременное разрешение вопросов, связанных с предполагаемым нарушением прав и законных интересов, судебно-юрисдикционные механизмы должны исключать их использование с единственной целью причинения вреда интересам других лиц (в том числе путем возбуждения судебной процедуры спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств период).
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.
Таким образом, вопрос о восстановлении срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением отнесен к категории судейского усмотрения.
Суд первой инстанции рассмотрел заявленное обществом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа Министерства и, оценив фактические обстоятельства дела и доводы заявителя, признал причины пропуска срока уважительными. Оснований для переоценки этого вывода суда первой инстанции не имеется, поскольку восстановление срока произведено при наличии достаточных оснований и направлено на обеспечение доступа к правосудию.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле Правительство Республики Башкортостан, судебная коллегия также не считает основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В этой связи решение суда первой инстанции следует признать вынесенным при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствующим представленным в материалы дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и изменения или отмены решения апелляционная инстанция не находит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2020 по делу N А07-41356/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-41356/2019
Истец: АО "ОКТЯБРЬСКИЙ РЕМОНТНО-МОНТАЖНЫЙ КОМБИНАТ ПО ТОРГОВОЙ ТЕХНИКЕ"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ОГРН 1020202552920)
Третье лицо: Росреестр по РБ