город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А32-37969/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представителя Жлоба Е.В. по доверенности от 07.09.2020,
от ответчика: представителя Шевлякова М.А. по доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-37969/2020 по иску государственной компании "Российские автомобильные дороги" к федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению "Центррегионводхоз" при участии третьего лица: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об изъятии, принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
Государственная компания "Российские Автомобильные Дороги" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению "Центррегионводхоз" (далее - учреждение) со следующими требованиями:
- изъять (путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования) у ФГБВУ "Центррегионводхоз" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1831, площадью 8 874 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 01:06:0000000:1557, площадью 472 кв. м, образованных из земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:305;
- предоставить возмещение ответчику за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере: за земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1831, площадью 8 874 кв. м - 1 216 278 (один миллион двести шестнадцать тысяч двести семьдесят восемь) рублей 00 копеек; за земельный участок с кадастровым номером 01:06:0000000:1557, площадью 472 кв. м - 36 344 (тридцать шесть тысяч триста сорок четыре) рубля 00 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" компания выступает заказчиком работ по Комплексному обустройству автомобильной дороги, проектированию надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея, истец обратился к ответчику с соглашением об изъятии земельного участка, которое оставлено ответчиком без внимания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением суда от 24.11.2020 исковые требования удовлетворены. Суд изъял (путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования) у Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз" (ОГРН 1027739504528, ИНН 5008028127) для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1831 площадью 8 874 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 01:06:0000000:1557, площадью 472 кв. м, образованных из земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:305. Суд предоставил предоставить возмещение Федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению "Центррегионводхоз" (ОГРН 1027739504528, ИНН 5008028127) за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество: за земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1831 площадью 8 874 кв. м в размере 1 216 278 (один миллион двести шестнадцать тысяч двести семьдесят восемь) рублей 00 копеек, за земельный участок с кадастровым номером 01:06:0000000:1557, площадью 472 кв. м в размере 36 344 (тридцать шесть тысяч триста сорок четыре) рубля 00 копеек.
Суд установил, что федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 "Дон" (далее - автодорога), а также находящиеся в границах ее полосы отвода земельные участки относятся к федеральной собственности. Автодорога с 2010 года передана компании в доверительное управление. Судом также установлен факт вынесения распоряжения от 16.07.2018 N 2623-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон", в соответствии с которым подлежат изъятию земельные участки, которые принадлежат ответчику на праве постоянного (бессрочного пользования), факт направления в адрес ответчика проекта соглашения об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, который остался неподписанным ответчиком, стоимость изъятия участков и сумма возмещения была определена на основании отчета ООО "Межевой земельный центр". Доводы ответчика о недопустимости изъятия земельных участков, находящихся в федеральной собственности в судебном порядке судом отклонены.
С принятым судебным актом не согласился ответчик, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у суда отсутствовали основания для вынесения решений об изъятии недвижимости у одного публичного образования в пользу другого публичного образования, ввиду наличия, в таком случае, необходимости определения приоритетности (значимости) задач, для выполнения которых, таковое уже используется или будет использоваться после его изъятия, что должно быть урегулировано в рамках публично-правовых (а не гражданско-правовых) отношений. Также апеллянт указывает, что на земельном участке имеются принадлежащие ответчику объекты (шлагбаум, забор с охранной сигнализацией, источник бесперебойного питания, коммутатор, видеокамера, пр.).
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 30.03.2018 N 995-р утверждена документация по планировке территории объекта: "Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея".
Согласно проекту межевания территории, в полосу отвода проектируемого объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:305, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью изъятия 2397 кв. м, условный номер на чертеже межевания N 38, площадью изъятия 3889 кв. м, условный номер на чертеже межевания N 126, площадью изъятия 3060 кв. м, условный номер на чертеже межевания N 127, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Краснодарское водохранилище". Адрес нахождения земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Адыгея, р-н Теучежский, Тлюстенхабльское городское поселение.
Федеральным дорожным агентством принято распоряжение от 16.07.2018 N 2623-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея", в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:305, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью изъятия 2397 кв. м, площадью изъятия 3889 кв. м, площадью изъятия 3060 кв. м, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Краснодарское водохранилище".
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, правопреемником ФГБУ "Краснодарское водохранилище" является Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение "Центррегионводхоз".
Согласно ЕГРН от 27.07.2020 N 99/2020/339903841 в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:305 06.04.2020 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз".
По результатам проведения кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:305, площадью 462 683 кв. м, образованы земельные участки с кадастровым номером 01:06:250001:1831 площадью 8 874 кв. м и с кадастровым номером 01:06:0000000:1557 площадью 472 кв. м, подлежащие изъятию для государственных нужд.
Истцом в адрес ФГБУ "Краснодарское водохранилище" направлены письма от 22.05.2020 N 1511-КрФ и N 1512-КрФ с приложением проекта соглашения об изъятии спорных земельных участков для ознакомления и последующего подписания.
Однако ответчиком соглашение об изъятии земельных участков не было подписано.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т.д.).
Так, государственная компания на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", приказом министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" осуществляет деятельность по реализации проекта: "Автомобильная дорога М-4 "Дон". Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея" (далее - Объект) в административных границах города Краснодара.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 06.07.2012 N 199 утвержден "Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (далее - Порядок). На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 23.07.2004 N 374, документация по планировке территории утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства. В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Росавтодор осуществляет проверку полученной от Государственной компании "Российские автомобильные дороги" подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4 Положения о Росавтодоре).
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Орган, принявший решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации (часть 1 статьи 26 Закона N 499-ФЗ).
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с Распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Истец письмами от 22.05.2020 N 1511-КрФ и N 1512-КрФ направил в адрес ответчика соглашение об изъятии земельных участков, вместе с приложенным отчетом об оценке.
При этом ответчик соглашение об изъятии участка не подписал.
Отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
- выполнение международных договоров Российской Федерации;
- строительство, реконструкция следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
-объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженернотехнические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электроснабжения, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- иными основаниями, предусмотренными федеральными законами. Комплексное обустройство автомобильной дороги.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
На основании указанных норм доводы ответчика о недопустимости изъятия земельных участков, находящихся в федеральной собственности в судебном порядке отклонены судом.
В жалобе апеллянт настаивает на том, что изъятие из одного уровня публичной собственности в другой не производится, указанное может быть разрешено в рамках публично-правовых отношений, но не в рамках гражданско-правовых.
В обоснование вышеуказанного довода апеллянт ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2011 N 9987/11, в котором, применив законодательство, подлежащее применению к соответствующим отношениям в период рассмотрения спора, суд делает вывод о том, что определение приоритетности целей, для которых производится изъятие имущества у одного публичного образования в пользу другого публичного образования в сравнении с целями, для которых такое имущество использовалось ранее, в гражданско-правовом порядке невозможно, ввиду того, что соответствующие отношения носят публично-правовой характер и резюмирует отсутствие урегулированного законодательством порядка изъятия имущества Российской Федерации для муниципальных нужд (со ссылкой на п.2.2 постановления Конституционного суда РФ от 30.06.2006 N8-П).
Вместе с тем, с 01.04.2015 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в Земельный кодекс РФ введена глава VII. 1, регламентирующая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 ст. 26 Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) предусмотрено, что после его вступления в законную силу, изъятие осуществляется в соответствии с процедурой предусмотренной положениями вновь введенной главы VII. 1 Земельного кодекса РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015).
В силу пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок. Названная норма закрепляет возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности публично-правового образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие (в этой форме прекращения прав) осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок.
При этом, согласно п. 2 ст. 279 Гражданского кодекса РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 8 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ допускает изъятие для государственных нужд земельных участков, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям, кроме случаев, когда последние осуществляют управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Очевидно, что ссылка на необходимость обеспечения единообразия толкования и применения судами норм законодательства может быть обоснована исключительно выводами соответствующих судов, сделанными на основании действующего законодательства, подлежащего применению в рамках рассмотрения конкретного спора.
Аналогичные правовые выводы сделаны по делам N А32-11183/2017, N А32-17568/2020, N А32-12844/2020 по исковым заявлениям Государственной компании об изъятии для федеральных нужд земельных участков, находящихся в собственности РФ, муниципальной собственности путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования публичного юридического лица и были разрешены с учетом правового регулирования данных отношений, введенного Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ - в пользу возможности такого изъятия.
Апелляционный суд отмечает, что в данном случае иск направлен на изъятие земельного участка путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ответчика, в связи с чем доводы о невозможности изъятия из одного уровня публичной собственности в другой в принципе не относимы к настоящему спору.
Также апеллянт неверно понимает саму цель правового регулирования института принудительного изъятия земельного участка как исключающую учет желания правообладателя в дальнейшем использовать такой участок и потребности правообладателя в его использовании.
Наличие размещенных указанных апеллянтом размещенных на изымаемом на участке объектов (шлагбаум, забор с охранной сигнализацией, источник бесперебойного питания, коммутатор, видеокамера, пр.) не является препятствием для изъятия участка.
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении компанией порядка принудительного изъятия участка.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Как указано выше, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Реконструкция дорожной сети федеральной трассы, является проектом федерального и регионального значения, и имеет статус объекта государственной важности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца об изъятии спорных земельных участков подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету ООО "Межевой земельный центр" от 08.04.2020 размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 01:06:0000000:1557 по состоянию на 08.04.2020 составляет 36 344 руб.
Согласно отчету ООО "Межевой земельный центр" от 08.04.2020 размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1831 по состоянию на 08.04.2020 составляет 1 216 278 руб.
Составленные отчеты оценщик обосновал ссылкой на пункт 3 статьи 35 "Конституции Российской Федерации" (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции); статьи 15, 239, 279 - 283 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принятого ГД ФС РФ 21.10.1994); статьи 49, 56.8, 57, 62, 63 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 N 135-ФЗ; Федеральными стандартами оценки; Постановлениями и инструктивными материалами Правительства Российской Федерации, и другими нормативными документами, регламентирующие оценочную деятельность в Российской Федерации.
Оценщик, составивший отчет, имеет высшее базовое профессиональное образование и образование в области оценки, соответствующее профессиональным критериям по должности "эксперт по оценке имущества", утвержденным Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 27.11.96 N 11.
Суд сел, что заключения оценщика от 08.04.2020 N 023-03/20 и N 004-04/20 основаны на объективных сведениях о фактическом состоянии изымаемых земельных участков и наиболее реально отражает стоимость земельных участков, в связи с чем, считает необходимым определить размер возмещения в соответствии с указанными отчетами.
В части определения рыночной стоимости земельного участка стороны с решением суда не спорят.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда апелляционный суд не находит. Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм материального и процессуального права, носят формальных характер.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-37969/2020 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37969/2020
Истец: ГК "Российские автомобильные дороги", "Российские Автомобильные Дороги"
Ответчик: ФГБВУ "Центррегионводхоз", Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение "Центррегионводхоз"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ РОСИМУЩЕСТВАВ КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ