город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А32-42294/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.11.2020 по делу N А32-42294/2020
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар"
(ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края (ИНН 2302041913,
ОГРН 1022300634179), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320,
ОГРН 1022301602091)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар" (далее -заявитель, АО "Газпром газораспределение Краснодар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края (межрайонное) (далее - пенсионный фонд) от 27.07.2020 N 4189, требования от 21.08.2020, о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Отделение) от 10.09.2020 N 34.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2020 признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края (межрайонное) от 27.07.2020 N 4198 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, требования от 21.08.2020 N 4198 об уплате финансовых санкций, как не соответствующее нормам Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Признано недействительным Решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, г. Краснодар от 10.10.2010 N 34 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как не соответствующее положениям Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края в пользу АО "Газпром газораспределение Краснодар" Филиал N 6 взысканы понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысяч) рублей. Решение мотивировано тем, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы заявителем в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на то, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод, что пятидневный срок предоставления исправленных сведений Филиалом N 6 не пропущен, а также на то, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с Управления ПФР судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей в пользу Филиала N 6.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Филиал N 6 общества с 17.11.2017 является обособленным подразделением общества зарегистрированного в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что общество своевременно предоставило сведения по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2019 год на 108 застрахованных лиц 19.12.2019. по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) обществу направлен унифицированный протокол проверки отчетности от 19.12.2019 с результатом "Документ принят".
Обществом по ТКС 27.02.2020 повторно представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2019 год также в законодательно установленный срок, но уже на 520 застрахованных лиц. Данная посылка содержит ошибку, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 28.02.2020, направленным обществу 28.02.2020, в связи с чем, отчетность СЗВ-СТАЖ считается непринятой.
Обществом по ТКС представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год на 416 застрахованных лиц 28.02.2020, также в законодательно установленный срок. Данная посылка содержит ошибку, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 29.02.2020, направленным обществу 13.03.2020, в связи с чем, отчетность СЗВ-СТАЖ считается непринятой.
Обществом по ТКС представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год на 416 застрахованных лиц 26.03.2020. Данная посылка содержит ошибку, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 26.03.2020, направленным обществу 26.03.2020, в связи с чем, отчетность СЗВ-СТАЖ считается непринятой.
Исправленные сведения обществом по ТКС по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год на 413 застрахованных лиц представлены 27.03.2020, что подтверждается извещением о доставке по ТКС 27.03.2020 сведений о работающих застрахованных лицах обществом и протоколом проверки отчетности по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая", сформированным 27.03.2020 в автоматическом режиме в проверочном модуле "Внутриведомственного информационного обмена" автоматической информационной системы ПФР с результатом "Документ принят".
По результатам проверки составлен акт о выявленных нарушениях от 15.06.2020 N 4189.
Рассмотрев акт, пенсионным фондом вынесено решение от 27.07.2020 N 4189, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафов в сумме 206 500 рублей.
Пенсионным фондом обществу выставлено требование от 21.08.2020 N 4189 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования сроком исполнения до 12.09.2020.
Не согласившись с решением пенсионного фонда от 27.07.2020 N 4189, общество обратилось в Отделение с заявлением об оспаривании указанного решения.
Решением Отделения от 10.09.2020 N 34 решение пенсионного фонда от 27.07.2020 N 4189 и требование от 21.08.2020 N 4189 оставлены без изменения.
Не согласившись с решением пенсионного фонда от 27.07.2020 N 4189, требованием пенсионного фонда от 21.08.2020 N 4189, решением Отделения от 10.09.2020 N 34, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (редакция действующая с 03.07.2016) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Перечисленные лица должны отчитываться перед пенсионным фондом по форме СЗВ-СТАЖ по всем своим сотрудникам, которые выполняют работу по трудовому или гражданско-правовому договору.
Необходимость проверки документа СЗВ-М при его приёме подтверждается также и Распоряжением Правления ПФР РФ от 31.08.2016 N 432р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)", в редакции, действовавшей на дату привлечения к ответственности.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 18 Федерального закона N 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчётный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
Между тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
В силу пункта 36 Инструкции N 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество направило сведения по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2019 год на 108 застрахованных лиц 19.12.2019. по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) обществу направлен унифицированный протокол проверки отчетности от 19.12.2019 с результатом "Документ принят".
Обществом по ТКС 27.02.2020 повторно представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2019 год также в законодательно установленный срок, но уже на 520 застрахованных лиц. Данная посылка содержит ошибку, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 28.02.2020, направленным обществу 28.02.2020, в связи с чем, отчетность СЗВ-СТАЖ считается непринятой.
Обществом по ТКС представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год на 416 застрахованных лиц 28.02.2020, также в законодательно установленный срок. Данная посылка содержит ошибку, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 29.02.2020, направленным обществу 13.03.2020, в связи с чем, отчетность СЗВ-СТАЖ считается непринятой.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод фонда о нарушении обществом пятидневного срока, данного на исправление ошибок в форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год, установленного Инструкцией N 766н.
Согласно абзацу 3 пункта 37 Инструкции N 766н датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Материалами дела подтверждается принятие обществом 26.03.2020 протокола проверки отчетности от 29.02.2020, направленного обществу 13.03.2020.
Обществом по ТКС представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год на 416 застрахованных лиц 26.03.2020. Данная посылка содержит ошибку, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 26.03.2020, направленным обществу 26.03.2020, в связи с чем, отчетность СЗВ-СТАЖ считается непринятой.
Исправленные сведения обществом по ТКС по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год на 413 застрахованных лиц представлены 27.03.2020, что подтверждается извещением о доставке по ТКС 27.03.2020 сведений о работающих застрахованных лицах обществом и протоколом проверки отчетности по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая", сформированным 27.03.2020 в автоматическом режиме в проверочном модуле "Внутриведомственного информационного обмена" автоматической информационной системы ПФР с результатом "Документ принят".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок предоставления исправленных сведений обществом не нарушен.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что получив уведомление управления, общество реализовало свое право на уточнение в течение пяти рабочих дней представленных сведений за отчетный период, откорректировав их путем представления управлению дополнительных сведений.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы заявителем в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что решение пенсионного фонда от 27.07.2020 N 4189, требование пенсионного фонда от 21.08.2020 N 4189, решение Отделения от 10.09.2020 N 34 являются незаконными и необоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с Управления ПФР судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей в пользу Филиала N 6, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Поскольку общество при обращении в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением оплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, решения фонда признаны недействительными, таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал данные судебные расходы с фонда.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 N 2777-О, возмещение судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесен судебный акт, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Арбитражное процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод арбитражного суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) разъяснено, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.
Также в пункте 21 Постановления N 1 разъяснено, что правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек применяется по экономическим спорам, возникающим из публичных правоотношений, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов налоговых, таможенных и иных органов, если принятие таких актов возлагает имущественную обязанность на заявителя (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При этом, в рассматриваемом случае на орган Пенсионного фонда возлагается не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а компенсация понесенных заявителем судебных расходов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2015 N 307-АД15-8392, от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 по делу N А33-6026/2016, от 06.12.2017 N309-КГ17-18666 по делу N А71-122/2017.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2020 по делу N А32-42294/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42294/2020
Истец: АО "Газпром газораспределение Краснодар" Филиал N6
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире Краснодарского края, УПФ РФ в г. Армавире КК
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Краснодар", ГУ Отделение ПФ РФ по КК, Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю