10 февраля 2021 г. |
А84-4207/2020 |
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2021 г. N Ф10-2071/21 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2021.
Постановление изготовлено полном объеме 10.02.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Карева А.Ю. и Градовой О.Г.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Бабенко Е.В., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 01-33/1387Д,
от индивидуального предпринимателя Авакян Назик Хореновны - Кочмар Г.Г., представитель по доверенности от 02.11.2019 N 50/315-н/50-2019-4-1879,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 ноября 2020 года по делу N А84-4207/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Авакян Назика Хореновны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
17.08.2020 в Арбитражный суд города Севастополя поступили материалы дела N 2а-1160/2020, направленные определением Ленинского районного суда города Севастополя от 22.07.2020 о передаче по подсудности дела по заявлению индивидуального предпринимателя Авакян Назик Хореновны (далее - Предприниматель, ИП Авакян Н.Х., заявитель) о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент архитектуры, уполномоченный орган), выраженного в сообщении от 22.01.2020 N 200/01-02-04-08/02/20 и обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя передать заявление Авакян Н.Х. от 23.12.2019 об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и приложенные к нему документы на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03 ноября 2020 года требования Предпринимателя Авакян Н.Х. удовлетворены. Судом признан незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, выраженный в сообщении N 200/01-02-04-08/02/20 от 22.01.2020, направленному заявителю Авакян Назик Хореновне.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд избрал - возложение на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обязанности передать заявление ИП Авакян Н.Х. от 23.12.2019 об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и приложенные к нему документы на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя в пределах своей компетенции.
Также был разрешен вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела, с Департамента архитектуры в пользу Предпринимателя взыскано 300 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 03.11.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильно применены нормы материального права, поскольку заявитель фактически в своем заявлении просил принять решение об изменении назначения объекта недвижимости с жилого на нежилое, а не определить вид разрешенного использования объекта капитального строительства, что невозможно исполнить на основании действующего в период обращения Временного порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1210-ПП, которым четко регламентирована процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя.
Кроме того, Департамент архитектуры указывает на избыточность избранного судом первой инстанции способа восстановления и устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности на него передать заявление Авакян Н.Х. на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки города Севастополя, так как полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя будет возложение непосредственно на Департамент архитектуры обязанности повторно рассмотреть соответствующее заявление.
В судебном заседании представитель Департамента архитектуры поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительно пояснила, что согласно утвержденному Проекту планировки и межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)", земельный участок и объект капитального строительства заявителя попадают в границы красных линий, на территорию общего пользования, в связи с чем, удовлетворить требования заявителя не представляется возможным.
Представитель ИП Авакян Н.Х. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность, вынесенным при полном выяснении всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Считает, что отказ Департамента архитектуры противоречит как действующему законодательству, так и Временному порядку, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1210-ПП, которым четко регламентирована как процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя так и установлен императивный перечень оснований для отказа осуществления таких изменений.
Законность и обоснованность решения суда от 03 ноября 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Авакян Назик Хореновна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.07.2017, ОГРНИП 317774600336410, ИНН 772342498587, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 22.07.2020 (л. д. 57, том 1).
Предприниматель является зарегистрированным собственником объектов недвижимого имущества:
- земельного участка площадью 727+/-5,43 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Городское шоссе, 20, кадастровый номер 91:03:002020:2 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.05.2015 N 91-91/001-91/002/009/2015-732/1) (л. д. 16, том 1);
- жилого дома площадью 939,4 кв. м, расположенного по адресу:
г. Севастополь, Городское шоссе, 20, кадастровый номер 91:03:002020:167 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.05.2015 N 91-91/001-91/002/009/2015-733/1) (л. д. 15, том 1).
Согласно пункту 1 распоряжения Губернатора города Севастополя от 17.10.2018 N 416-РГ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:2, расположенного по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, Городское шоссе, 20", вид разрешенного использования данного земельного участка - "обслуживание жилой застройки (код 2.7)".
23.12.2019 ИП Авакян Н.Х. обратилась в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, Городское шоссе, 20, с кадастровым номером 91:03:002020:167, на "нежилое здание" (л. д. 19, том 1).
23.01.2020 Предпринимателем был получен отказ Департамента архитектуры (N 20 N 200/01-02-04-08/02/20 от 22.04.2020) в изменении вышеназванного вида разрешенного использования объекта капитального строительства.
Мотивом отказа указаны обстоятельства утверждения приказом Департамента архитектуры N 35 от 04.03.2019 Проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)", согласно которому земельный участок и объект капитального строительства, принадлежащие и находящиеся в пользовании заявителя попадают в границы красных линий, на территорию общего пользования.
Иного обоснования указанный документ уполномоченного органа не содержит.
Полагая, что указанное письмо (сообщение) от 22.01.2020 N 200/01-02-04-08/02/20, которым фактически было отказано в изменении вида разрешенного использования вышеупомянутого объекта капитального строительства, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ИП Авакян Н.Х., в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд первой инстанции с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции в решении от 03 ноября 2020 года исходил из того, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт, который может быть оспорен заинтересованным лицом в порядке главы 24 АПК РФ - это документ органа, обладающего властными полномочиями, содержащий обязательные конкретно-индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, предположительно нарушающий субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно раздела 1 п. 1.1, 2.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который проводит на территории города Севастополя государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, городу Севастополю было дано право нормативно регулировать особенности земельных и градостроительных отношений на основании нормативно-правового акта субъекта, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 3 статьи 5 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46 - ЗС) установлено, что до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее - Порядок N 228-ПП), регламентирующий процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Вышеуказанные Правила землепользования и застройки города Севастополя на момент обращения Предпринимателя с заявлением (23.12.2019), предоставление Департаментом ответа (22.01.2020) и рассмотрения дела судом первой инстанции не приняты и не действуют на территории города Севастополя.
В свою очередь, процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, была ранее урегулирована Временным порядком изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1210-ПП (далее по тексту - Временный порядок).
В первоначальной редакции данного документа не было предусмотрено распространения действия Порядка, утвержденного данным документом. В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 134-ПП, действие Порядка, утвержденного данным документом, распространяется на земельные участки, в отношении которых не утверждены правила землепользования и застройки и входящие в их состав градостроительные регламенты.
Настоящий Порядок регулирует процедуру изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьи 13 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
В соответствии с пунктом 3 Временного порядка вид разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) подлежит изменению на основании заявления правообладателя земельного участка (далее - заинтересованное лицо).
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) заинтересованное лицо обращается с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в котором указываются следующие сведения:
1) о правообладателе земельного участка (фамилия, имя, отчество, место жительства, наименование юридического лица, местонахождение, ОГРН);
2) о земельном участке и объекте капитального строительства (площадь, адрес, кадастровый номер, вид разрешенного использования);
3) желаемый вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, который должен быть установлен в результате удовлетворения заявления;
4) о правах на земельный участок (объект капитального строительства) (пункт 4 Временного Порядка).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копии правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты капитального строительства (по желанию заинтересованного лица);
2) документы, подтверждающие постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, внесение сведений о местоположении границ земельного участка в государственный кадастр недвижимости (по желанию заинтересованного лица);
3) копия градостроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в части, касающейся расположения земельного участка (по желанию заинтересованного лица);
4) сведения о технико-экономических характеристиках объектов капитального строительства, планируемых к размещению на земельном участке в случае изменения вида разрешенного использования;
5) чертежи красных линий, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка;
6) эскизный проект, отображающий архитектурный облик объектов капитального строительства, планируемых к размещению на земельном участке;
7) письменное согласие собственника земельного участка в случае, если земельный участок находится в частной собственности, а в качестве заинтересованного лица выступает арендатор либо землепользователь земельного участка.
Заинтересованное лицо может предоставить для рассмотрения и иные документы, обосновывающие возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства), а также предложения относительно форм и объемов участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктур города Севастополя.
В случае если документы, указанные в подпунктах 1-3 настоящего пункта, не предоставлены заявителем, они запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия (пункт 5 Временного порядка).
Пункт 6 указанного Временного порядка содержит исчерпывающие основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).
Такими основаниями для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) являются следующие обстоятельства:
1) изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 г. в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) строительство (реконструкция) планируемого объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к нарушению положений технических регламентов;
3) строительство (реконструкция) объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к снижению фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок (объект капитального строительства), объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно пунктам 8 и 9 Временного порядка при отсутствии оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган в течение 30 дней с момента поступления заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее - Комиссия).
Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) рассматривается Комиссией в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
В течение 10 дней с момента принятия Комиссией решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган инициирует проведение процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).
Уполномоченный орган, в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства), обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения.
Заявление и приложенные к нему документы, указанные в пунктах 12 и 13 настоящего Порядка, рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 дней с момента поступления в полном объеме.
При отсутствии оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства), указанных в пункте 6 настоящего Порядка, уполномоченный орган обеспечивает подготовку, согласование и внесение на рассмотрение проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) в установленном порядке (пункт 14 в редакции Постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 134-ПП)
Заявитель, обращаясь в суд первой инстанции, считает, что отказ в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, изложенный Департаментом архитектуры в письме от 22.01.2020, не содержит конкретного указания, на основании какого пункта Временного порядка заявителю отказано в предоставлении соответствующей государственной услуги.
Проверяя это утверждение заявителя наравне с доводом представителя Департамента относительно того, что отказ мотивирован обстоятельством нахождения спорного объекта капитального строительства в границе красных линий улично-дорожной сети (территория общего пользования), согласно утвержденному ранее Проекту планировки и проектом межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)", суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как установлено, вид разрешенного использования земельного участка, который принадлежит ИП Авакян Н.Х., согласно Классификатору, "обслуживание жилой застройки" (код 2.7).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ ( далее ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ (п. 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей на момент обращения заявителя) красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГрК РФ.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки и Градостроительным регламентом, которые в г. Севастополе не приняты.
Исходя из анализа приведенных норм градостроительного законодательства, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами, при этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Заявитель обратилась в компетентный орган для разрешения вопроса об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства.
В обоснование своего отказа Департаментом архитектуры указано, что земельный участок с кадастровым номером 91:03:002020:2 с объектом капитального строительства находятся в границах красных линий улично-дорожной сети (территория общего пользования), утвержденных проектом планировки и проектом межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)" (л.д. 20, том1).
В письме от 04.03.2020 (N 953/01-02-04-08/02/20) на повторное обращение заявителя с требованием разъяснить, является ли вышеуказанный ответ - отказом в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства (л.д. 22, том 1), уполномоченный орган, с указанием на приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 04.03.2019 N 35, которым был утвержден проект планировки и проектом межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)" и пункт 12 статьи 1 ГрК РФ, подтвердил невозможность изменения разрешенного вида использования.
В ходе судебного разбирательства представитель уполномоченного органа пояснила, что согласно подпункту 1 пункта 6 Временного порядка отказ в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства может быть выдан в случае, если изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 года, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом, в качестве такого противоречия апеллянтом был приведен только, утвержденный после 18 марта 2014 года, приказ Департамента архитектуры N 35 от 04.03.2019, которым был утвержден Проект планировки и проект межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)".
Как установлено судом, в материалах дела имеется схема расположения земельного участка на кадастровом плане, согласно которой границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:2 расположены рядом с границами красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования, соответственно, отказ Департамента архитектуры по причине того, что земельный участок с кадастровым номером 91:03:002020:2 и объект капитального строительства находятся в границах красных линий улично-дорожной сети, следует признать необоснованным.
Вывода о том, что изменение испрашиваемого Предпринимателем вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 года, обжалуемый документ не содержит.
Есть только вывод о невозможности провести такое изменение в связи с принятием вышеуказанного Проекта планировки и межевания территории.
Также из текста самого отказа Департамента архитектуры, изложенного в письме от 22.01.2020 и письме от 04.03.2020, не усматривается ссылка на какое либо из обстоятельств, исключающих изменение вида разрешенного использования, предусмотренных в пункте 6 Временного порядка.
При этом, согласно пункта 5 Временного Порядка, иных, недостающих документов не было запрошено Департаментом, как в порядке межведомственного взаимодействия, так и у заявителя услуги.
Кроме того, испрашиваемое заявителем изменение вида разрешенного использования существующего объекта не требовало его реконструкции или достройки, иного строительства, и в рассматриваемом случае могло и не препятствовать реализации проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)", поскольку не влечет изменения существующей конфигурации землепользования.
Такая возможность перевода индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, Городское шоссе, 20, кадастровый номер 91:03:002020:167 в нежилой дом подтверждена представленным в материалы дела Актом экспертного исследования ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России от 07.08.2019 N 828/3-7 (л.д.90-122, том 1).
Так, согласно выводам эксперта Воробьевой Е.Ю., учитывая представленные документы на исследование, размещение объекта капитального строительства по адресу: г. Севастополь, Городское шоссе, 20, в качестве многофункционального нежилого здания пл. 939,40 кв.м. будет соответствовать Земельному и Градостроительному кодексам Российской Федерации (л.д. 118, том.1).
Указанное экспертное исследование было оценено судом и принято в качестве доказательства по делу.
Вопреки доводам Департамента, в порядке статьи 65 и статьи 86 АПК РФ, это доказательство по делу не было опровергнуто последним надлежащими и допустимыми доказательствами.
Также представителем Департамента архитектуры не было приведено суду обоснование того, как изменение вида разрешенного использования из жилого объекта недвижимости на нежилое здание входит в конфликт с видом разрешенного использования земельного участка - "обслуживание жилой застройки (код 2.7)", измененного ранее на основании пункта 1 распоряжения Губернатора города Севастополя от 17.10.2018 N 416-РГ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:2, расположенного по адресу:
г. Севастополь, Ленинский район, Городское шоссе, 20", с учетом выводов эксперта и требований земельного и градостроительного законодательства.
Отсутствие в субъекте Российской Федерации (городе Севастополе) законодательства, регулирующего Правила землепользования и застройки, Градостроительного регламента, не могут являться основанием для немотивированного отказа в оказании государственной муниципальной услуги, в силу действия регуляции Временного порядка в том числе.
Деятельность Департамента архитектуры относится к сфере публичного права.
Заявитель в данных правоотношениях является слабой стороной, соответственно публичный орган должен соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В свете такого понимания роли публичного лица в правоотношениях по оказанию государственной услуги представляется, что акты органов власти наравне их соответствия закону должны отвечать признакам ясности четкости, определенности, быть понятными и недвусмысленными.
Ненормативный акт при судебной ревизии подлежит оценке в том виде как он принят, судебный контроль не призван расширительно толковать акты публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством для осуществления своих функций в пределах, определенной компетенцией и полномочиями.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции находит обоснованным возражения заявителя Авакян Н.Х. относительно того, что оспариваемое решение (ответы) Департамента архитектуры не содержит как ссылки на конкретное основание для отказа, предусмотренное Временным порядком, так и конкретных разъяснений какие действия заявитель должен совершить, чтобы устранить эти нарушения. Ограничение его возможности устранить нарушения, послужившие основанием для отказа, в свою очередь приводит к нарушению его экономической деятельности как предпринимателя.
В соответствии со статьями 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В разъяснение указанной нормы права Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 6 марта 2012 г. N 12505/11 указал, что нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Учитывая вышеизложенное, настоящий ответ Департамента архитектуры нельзя признать мотивированным, а значит законным.
Разрешая довод Департамента об избыточности выбранного судом способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об его необоснованности, исходя из следующего.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Направив предпринимателю обжалуемый отказ, в той форме, в которой он есть, даже после уточнения его мотивов в письме от 04.03.2020 N 953/01-02-04-08/02/20 (л.д. 22, том 1), Департамент как уполномоченный орган завершил процедуру оказания государственной услуги и рассмотрел вопрос по существу, приняв соответствующее решения в пределах своей компетенции. В связи с чем, способ повторного направления Департаменту архитектуры заявления Предпринимателя для рассмотрения не будет под собой содержать прогрессивную восстановительную меру его нарушенных прав.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 25.12.2015 года N 1317-ПП (Положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя), как постоянно действующего совещательного органа, образуемого в целях обеспечения исполнения задач градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки г. Севастополя (далее ПЗЗ), принятия исполнительными органами государственной власти решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Департамент Архитектуры и Градостроительства г. Севастополя.
Следовательно, Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя не отнесена к деятельности другого органа, функционально создана для исполнения вышеназванных задач Департаментом архитектуры, который осуществляет руководство и обеспечение ее деятельности.
Уполномоченный орган в течение 30 дней с момента поступления заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии, которая в последующем в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов рассматривает вопрос изменения вида разрешенного использования. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер (исходя из смысла п. 8 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 134-ПП).
Согласно положениям части 1 статьи 198, пунктов 3 части 4 и части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд помимо рассмотрения вопроса о признании этих решений, действий незаконными также рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных этими решениями, действиями нарушений прав и законных интересов заявителей.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491).
Так как мотивы отказа публичного органа не были основаны на конкретных обстоятельствах, а касались реализации проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта "Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 "Севастополь - порт Камышовая бухта" и 67 Н-261 "пр-т Ген. Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)", без четкого указания : сроков реализации проекта планировки; наглядного совпадения с земельным участком и объектом капитального строительства, условий изъятия земельного участка и других причин, апелляционная коллегия судей считает, что восстановительная мера была выбрана судом первой инстанции адекватно нарушенному права заявителя на момент обращения.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Департамент архитектуры обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и выполнить предусмотренные Временным порядком действия, а именно, - возложить на Департамент архитектуры обязанность путем передачи заявления Авакян Н.Х. от 23.12.2019 об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и приложенные к нему документы на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
По существу доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора и основаны на ином толковании их заявителем, что не свидетельствует о нарушении судами норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 ноября 2020 года по делу N А84-4207/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4207/2020
Истец: Авакян Назик Хореновна
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя