город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2021 г. N Ф08-4526/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
13 февраля 2021 г. |
дело N А32-38649/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Скляров А.А. по доверенности от 15.12.2020,
от ответчика: представитель Тимошкин С.С. по доверенности от 29.12.2020 (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 декабря 2020 года по делу N А32-38649/2019 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) к ответчику: публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404), о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскание платы за время нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 113 988 рублей 00 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 545 рублей 19 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на задолженность, начиная с 06.08.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и не доказана вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт настаивает на требованиях о том, что правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах ст. 39 УЖТ РФ, п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования и подтверждается судебной практикой
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между АО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27 марта 2017 года (далее - Договор N 325/2).
В соответствии с данным договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 Договора N 325/1).
По условиям договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11 Договора 325/2).
Истец указывает, что обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлена претензия от 06.12.2018 года исх. N 18/692 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, которая в свою очередь со стороны общества оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "РЖД" в суд с настоящими требованиями.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего.
Право начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предоставлено перевозчику ст. 39 УЖТ РФ, в соответствии с которой за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров или иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользование загонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей и актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, имеющимися в материалах дела. Основанием для отставления от движения вагонов явились акты общей формы, оформленные на промежуточной станции.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора N 325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 Договора).
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Пользователя, взимается по ставкам Тарифного руководства.
В соответствии с ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железно-дорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Как следует из материалов дела в адрес ответчика на железнодорожную станцию Новороссийск следовал поезд с индексом 8142-839-5210 в количестве 65 вагонов с грузом - чугун передельный нелегированный. Согласно натурному листу вагоны подлежали выгрузке на Восточном районе ПАО "НМТП".
В связи с нарушением технологического срока оборота вагонов со стороны ответчика поезд с индексом 8142-839-5210 был задержан в пути следования на промежуточной станции Гашун СКжд с 00-06 часов 03.08.2018 по 22-28 часов 07.08.2018
Нормативный срок доставки восьми вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправления в транспортные железнодорожные накладные NN ЭШ 876198, ЭШ 876260, ЭШ876307, ЭШ876228, ЭШ876168, ЭШ876140, ЭШ876027, ЭШ875975 - 08.08.2018 г.
Срок доставки вагонов в количестве сорока восьми, следующих также в составе поезда с индексом 8142-839-5210, по транспортным железнодорожным накладным NN ЭШ874097, ЭШ874533, ЭШ875258, ЭШ875288, ЭШ875334, ЭШ875374, ЭШ875440, ЭШ875522, ЭШ875553, ЭШ875647, ЭШ875752, ЭШ875799, ЭШ876623, ЭШ875524, ЭШ876283, ЭШ875464, ЭШ876196, ЭШ875036, ЭШ876664, ЭШ876068, ЭШ876438, ЭШ873827, ЭШ873967, ЭШ873998, ЭШ874039, ЭШ874148, ЭШ874246, ЭШ874270, ЭШ874313, ЭШ878486, ЭШ878374, ЭШ881399, ЭШ881426, ЭШ881470, ЭШ875579, ЭШ876141, ЭШ876550, ЭШ874933, ЭШ876330, ЭШ875798, ЭШ875202, ЭШ875868, ЭШ874825, ЭШ875311, ЭШ875960, ЭШ875384, ЭШ874761, ЭШ874804 истекал - 05.08.2018.
В обосновании задержания поезда с индексом 8142-839-5210 в количестве 65 вагонов на промежуточной станции Гашун СКжд Истцом в материалы дела представлены телефонограмма N 2790/4920 от 02.08.2018 и оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда с указанным выше индексом.
Как верно установлено судом первой инстанции, предоставленные документы не содержат подписи ответственных лиц ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, что состав с индексом 8142-839-5210, задержанный на промежуточной станции Гашун СКжд не был готов к подводу на станцию Новороссийск, так как в пути следования был переформирован по причинам, не зависящим от Порта (ответчика).
Статьей 13 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрены Перевозки грузов отправительскими маршрутами.
Согласно отметкам, сделанным Перевозчиком в транспортных накладных вагоны в составе поезда следовали прямым отправительским маршрутом.
На станции Гашун СКжд состав был задержан и отправлен в количестве 65 вагонов, а прибыл на станцию назначения Новороссийск в количестве 56 вагонов. В пути следования перевозчиком, после поднятия поезда со станции Гашун СКжд, произведена отцепка 9 вагонов, что подтверждает отсутствие готовности к отправке спорных вагонов. Указанные обстоятельства подтверждаются извещениями N 7497 от 07.08.2018 об отправлении поезда с индексом 8142-839-5210 с промежуточной станции Гашун СКжд и извещением N 7561 от 10.08.2018 о прибытии данного состава на станцию назначения Новороссийск.
Относительно восьми вагонов, следовавших по транспортным накладным ЭШ876307, ЭШ876228, ЭШ876140, ЭШ876168, ЭШ876027, ЭШ875975, ЭШ876198, ЭШ876260 со сроком доставки - 05.08.2018 суд приходит к выводу о продлении срока доставки указанных в связи простоем не по вине ПАО "НМТП" - отсутствие (ожидание) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП" на станциях Новотроицк ЮУР, Сальск СКВ и Тихорецкая СКВ, что подтверждается актами общей формы N 19/10759, N 19/10753, N 19/10752, N 19/10751, N 19/10750, N 19/10749, N 19/10748, N 19/10747.
Отсутствие готовности поезда с индексом 8142-839-5210 также подтверждается следующим.
Ответчиком в извещении N 7369 от 03.08.2018 о задержке поезда с индексом 8142-839-5210 с промежуточной станции Гашун СКжд была изложена просьба о его подводе на станцию Новороссийск в срок до 06.08.2018.
ОАО "РЖД" и ПАО "НМТП" был согласно план подвода поездов на станцию Новороссийск на 08.08.2018 года в который был включен и указанный выше поезд, однако согласно транспортным накладным поезд с индексом 8142-839-5210 прибыл на станцию назначения только 10.08.2018 года, что свидетельствует о невыполнении со стороны ОАО "РЖД" принятых на себя обязательств в связи с чем, грузополучатель (ПАО "НМТП" не мог бы повлиять на ситуацию, связанную с доставкой вагонов в установленные сроки.
Из материалов дела следует, что ответчик не был проинформирован надлежащим образом об обстоятельствах, связанных с задержкой спорных поездов, и единственными документами, подтверждающими эти обстоятельства являются акты общей формы, составленные на станции назначения.
При этом акты общей формы NN 15/14373-15/14428 составлены на сутки позднее даты прибытия поезда - 11.08.2018, что свидетельствует о существенном нарушении процедуры их составления. В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26, указанные акты истец обязан передавать грузополучателю вместе с железнодорожной транспортной накладной, чего сделано не было.
В соответствии с пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости.
Во всех представленных в материалы дела дорожных ведомостей дата, указанная в графе "Выдача оригинала накладной грузополучателю" совпадает с датой, указанной в графе "Прибытие на станцию назначения". В этих графах указана дата - 10.10.2018, что свидетельствует о том, что этой же датой истец обязан был составить акты общей формы NN 15/14373-15/14428 и передать их ответчику вместе с оригиналами накладных.
Истцом в материалы дела не предоставлен анализ занятости путей необщего пользования ПАО "НМТП" основанные на первичных документах (памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов) в динамике (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 по делу N А32-27944/2019) позволяющий сделать вывод о том, что вагоны находящиеся на путях необщего пользования ПАО "НМТП" по выгрузкой, препятствуют подаче очередных вагонов.
В качестве доказательств нарушения технологического срока оборота вагонов Истцом в материалы дела предоставлены ведомости подачи и уборки вагонов N 081146 от 03.08.2018, N 081123 от 03.08.2018, N 081166 от 03.08.2018, N 081203 от 04.08.2018, N 081205 от 05.08.2018, N 082218 от 05.08.2018, N 082256 от 06.08.2018, N 082290 от 06.08.2018, N 082330 от 08.08.2018.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов N 081146, N 081123, N 081166, N 081146, по состоянию на день задержки поезда с индексом 8142-839-5210 на промежуточной станции Гашун СКжд (00-06 часов 03.08.2018 года) следует, что Ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов на своих путях необщего пользования, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного Договором NN 325/2 от 27 марта 2017 года технологического срока обработки вагонов.
Так, в ведомости N 081146 опережение срока определено для 26 вагонов, в то же время с нарушением срока исчисляемого с 00-06 часов 03.08.2018 года с учетом технологического срока - 13 часов, т.е. с 11-06 часов 02.08.2018 - определено для 12 вагонов.
В ведомости 081123 опережение срока определено для 17 вагонов, а с нарушением срока исчисляемого с 00-06 часов 03.08.2018 года с учетом технологического срока - 13 часов, т.е. с 11-06 часов 02.08.2018 - определено для 10 вагонов.
В ведомости 081166 с нарушением срока исчисляемого с 00-06 часов 03.08.2018 года с учетом технологического срока - 13 часов, т.е. с 11-06 часов 02.08.2018 - определено для 12 вагонов, т.е. фактически у Истца отсутствовали обоснованные причины задержки поезда в пути следования на промежуточной станции Гашун СКВ.
Кроме того, согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 081146 вагоны, находящиеся на путях необщего пользования с нарушением технологического срока оборота, были убраны в 07-00 часов 03.08.2018.
Согласно ведомости N 081123 вагоны, находящиеся на путях необщего пользования с нарушением технологического срока оборота, были убраны в 03-00 часов 03.08.2018.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 истец должен был закрыть акт о задержке вагонов на промежуточной станции и "поднять" спорный ж/д состав в связи с освобождением мест выгрузки.
В нарушение действующих нормативных документов истец данную обязанность не выполнил.
Кроме того, в представленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов зафиксированы случаи нарушения истцом порядка подачи вагонов, определенного договором, а именно: вагоны подавались с нарушением интервальности подач в связи с чем, Ответчиком все ведомости подписаны с возражениями и не являются неопровержимым доказательством нарушения Ответчиком технологического срока оборота вагонов приняты ведомости подачи и уборки вагонов на основании следующего:
Все ведомости подачи и уборки вагонов подписаны Ответчиком с возражениями. Со стороны ПАО "НМТП" все ведомости подписаны (согласованы) Вагоны переданы порту без учета условий договора N 325/2".
В графе 4 ведомости на подачу и уборку вагонов - указывается дата и время подачи вагонов и дата, и время завершения грузовой операции, в графе 5 - время нахождения вагонов под грузовыми операциями.
Между истцом и ответчиком заключен Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27 марта 2017 года. (далее Договор N 325/2). В соответствии с данным Договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1).
Согласно пункту 1 Договора N 325/2 - Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования Владельца (ответчика) при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производиться локомотивом Владельца.
Согласно пункту 6 Договора - Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны с экспортными грузами подаются локомотивом Перевозчика: для Восточного района Владельца на выставочные пути парка "Восточный" станции Новороссийск, для Центрального и Западного районов Владельца на выставочные пути парка "Портовый" станции Новороссийск.
По условиям Договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11).
При этом, Договором N 325/2 от 27.03.2017 г. сторонами определен порядок подачи вагонов и принятия их на ответственность Порта.
Согласно пункту 4 Договора N 325/2 - Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам Владельца.
В соответствии с пунктом 6 Договора N 325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 г. к Договору:
- передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленными по каждому району Владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 мин.)
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.)
Западный район, включая 3-ю пристань 3,3 часа (3 часа 20 мин.)
- вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
- вагоны, поданные Перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными Владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов Перевозчиком на железнодорожные вставочные пути Владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными Владельцу с момента фактической подачи вагонов Перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций.
- вагоны, поданные Перевозчиком на выставочные пути Владельца без заявки, считаются не переданными Владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются Владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленного п. 11 настоящего договора, с момента фактической подачи. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов Владельцем с выставочных путей.
Учитывая возражения Ответчика и отсутствие в материалах дела первичных документов (памяток на подачу вагонов), которые в свою очередь Истцом не приобщены к материалам дела в качестве доказательств суд, приходит в выводу о недоказанности соблюдения требований действующего договора N 3252 от 27.03.2017 со стороны ОАО "РЖД".
В результате временя нахождения вагонов на ответственности Порта, указанное в ведомостях на подачу и уборку вагонов, подписанных ответчиком с возражениями, не соответствует фактическому времени (с учетом условий договора).
Согласно пункту 4.5. Правил эксплуатации путей необщего пользования - Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
В ведомости подачи и уборки вагонов Перевозчиком вносятся данные из памяток на подачу и памяток на уборку вагонов.
В памятках приемосдатчика на подачу вагонов фиксируются номера передаваемых вагонов грузополучателю и время их передачи.
Памятка подписывается представителями сторон.
Между ПАО "НМТП" и ОАО "РЖД" заключено Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ.
Согласно пункту 3.9 Соглашения ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитывается АС ЭТРАН на основании информации, веденной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы) подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО "РЖД".
Исходя из изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что ведомости подачи и уборки вагонов не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства нарушения технологического срока оборота вагонов, по причинам, зависящим от Ответчика, так как безусловно не доказывают данного факта.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершения приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом Перевозчика в размере единовременной подачи (не более 30 единиц) и интервалами подач установленному по каждому району в отдельности.
По условиям Договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11).
Максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по основным родам грузов устанавливается Приложением N 1 к настоящему Договору.
В соответствии с Приложением N 1 в редакции Дополнительного соглашения N 3 от 04.04.2018 суммарная перерабатывающая способность на фронтах погрузки и выгрузки при наличии вагонов для груза - чугун составляла - 200 вагонов/сутки (115 - для Восточного района).
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции Дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018) передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования производится с интервалами подач, установленных по Восточному району - 2,7 часа (2 часа 45 минут).
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен Владелец. Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
Согласно пункту 7 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: (1) по заявкам ответчика, (2) с учетом установленных интервалов и (3) в количестве вагонов, непревышающим единовременную подачу (пункты 6 - 7 Договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
В виду ограниченной вместимости пути необщего пользования, на занятость данного пути влияет не объем прибывшего в адрес грузополучателя груза и не беспрерывность его подачи, а ритмичность подачи вагонов перевозчиком, исходя из заявленной грузополучателем к подаче номенклатуры грузов и с учетом того, что заявленная номенклатура определяется последним исходя из действительной загрузки фронта погрузки/выгрузки грузом определенного вида в конкретный интервал.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил.
В результате несогласованности логистических действий перевозчика относительности интервальности подач произошла задержка вагонов с истекающими сроками доставки, таким образом, именно, истец нарушил условия договора (не обеспечил интервальность подачи вагонов, указал недостоверные сведения о сроках доставки в извещении), в связи с чем, суд считает, что вина порта в задержке вагонов отсутствует.
Кроме того, в качестве доказательства Ответчиком в материалы дела приобщен Технический паспорт железнодорожных путей необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт", согласно которому полная длина путей Восточного района составляет - 5 717, 70 погонных метров, полезная длина (длина путей необщего пользования предназначенных для выгрузки груза) - 3 090, 20 погонных метра, что исходя из дины вагона - 14, предполагает вместимость 220 вагонов под выгрузку.
При этом истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих занятость путей необщего пользования, препятствующих подачу следующих партий вагонов, подлежащих выгрузке на путях необщего пользования Восточного района ПАО "НМТП". Истцом не предоставлены документы, свидетельствующие о занятости станционных путей за весь период оставления от движения поезда с индексом 8142-839-5210.
Таким образом, суд первой пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и не доказана вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 декабря 2020 года по делу N А32-38649/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38649/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"