г. Москва |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А40-93760/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко
судей Е.Б. Алексеевой, В.В. Валюшкиной при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Е.Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2020 года
по делу N А40-93760/20, принятое судьей В.Г. Дружининой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 125009, Москва, пер. Газетный, д. 1/12)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании 5 201 рублей 34 копеек задолженности
и по встречному иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании 3 904 рублей 53 копеек неосновательного обогащения
Представители сторон не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 5 201 рубль 34 копеек задолженности, 722 рубля 14 копеек пени за период с 06.10.2017 по 30.09.2019.
ОАО "РЖД" обратилось в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с встречными требованиями к Департаменту о взыскании 3 904 рублей 53 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 первоначальные исковые требования оставлены без удовлетворения, встречные требования удовлетворены, с Департамента в пользу ОАО "РЖД" взыскано 3 904 рубля 53 копеек неосновательного обогащения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Департамента в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что расчет по требуемой ответчиком арендной ставке произведен начиная с 01.01.2019, при этом за более ранний период перерасчет произвести не представляется возможным, поскольку изменения в Постановление Правительства города Москвы N 273-ПП в части изменения порядка предоставления в аренду земельный участков были внесены только 18.12.2018.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 31.03.2017 между Департаментом и ОАО "РЖД" был заключен договор аренды N И02-001403 на земельный участок площадью 144 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, СВАО, МК МЖД, участок N 5 (кадастровый номер N 77:02:0009003:1205).
Данный договор аренды предоставлен ОАО "РЖД" в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства 3-го Главного пути Малого кольца Московской железной дороги (далее - договор).
Пунктом 2.1. договора установлено, что договор заключен сроком на 6 лет.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допустим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ, пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 и 5.5 договора ответчик обязан исполнять все условия договора, оплачивать в полном объеме причитающуюся арендодателю арендную плату ежеквартально, не позднее 5 числа первого месяца каждого квартала.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В нарушение принятых по договору обязательств, ответчиком допущена задолженность по арендной плате за период с 31.03.2017 по 30.09.2019 в размере 5 201 рубль 34 копейка, а также не оплачены пени, начисленные в соответствии с условиями договора за несвоевременное внесение арендной платы за период с 06.10.2017 по 30.09.2019 в размере 722 рубля 14 копеек за просрочку платежа.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 11.12.2019 33-6- 512814/19-(0)-1, которая последним оставлена без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим требования в суд.
Встречные требования ОАО "РЖД" мотивированы следующими обстоятельствами.
Согласно пункту 1.4 договора участок N 77:02:0009003:1205 предоставлен для целей проектирования и строительства 3-го главного пути Малого кольца Московской железной дороги.
Из условий спорного договора и приложения N 2 к нему следует, что годовая арендная плата в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, что составляет 10 576 рублей 56 копеек.
Уведомлением N 33-6-93354/19-(0)-1 от 04.03.2019 годовая арендная плата снижена до 3,16 рублей в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 396).
В разделе 3 договора предусмотрено, что расчетным периодом по договору является квартал. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5-го числа месяца каждого квартала.
Приказом Минэкономразвития N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб./га в год.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу, предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
В апреле 2018 года ОАО "РЖД" обратилось к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений (N ИСХ-7171 от 11.04.2018) с просьбой внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы" и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы N 1591-ПП 18 декабря 2018 года внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной плате, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов
ОАО "РЖД" направлялось обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации от 11.09.2019 N Исх-11452/ДКРС о разъяснении порядка начисления арендных платежей.
Письмом от 17.10.2019 N Д23и-35815 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что при заключении подобных договоров аренды на земельные участки для расчета арендной ставки применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом N 396.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 15.08.2019 года N 9700/ДКРС МСК с требованием произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенным между ОАО "РЖД" и Департаментом за период с момента их заключения по настоящее время с учетом требований Приказа N 396, возвратить сумму излишне уплаченной арендной платы или произвести зачет суммы излишне уплаченной арендной платы в счет будущих платежей.
На претензию получен ответ N ДГИ-1-69458/19-1 от 05.09.2019, Департамент указал, что расчет арендной платы с 01.01.2019 по договорам аренды земельных участков, предназначенных для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, в том числе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, производится в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации" - по предельной ставке 219,72 руб/га с учетом уровня инфляции на 2019 год.
Перерасчет по договорам, заключенным до 01.01.2019 не произвел и возврат излишне уплаченной арендной платы не осуществил.
Письмом N ДГИ-1-69402/19-1 от 17.09.2019, ответчик применил ставку арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 по договорам с 01.01.2019, а в пересчете арендной платы по всем договорам до 01.01.2019 договорам истцу отказал.
Вместе с тем, изменения в федеральное законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015, а Департамент применяет арендную ставку в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 396 только с 01.01.2019, ответчик был вынужден производить оплату арендной стоимости земельного участка по ставке, превышающей ставку, установленную действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности встречных требований ввиду следующего.
Арендная ставка подлежит применению и пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, данная позиция подтверждается судебной практикой в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, в пункте 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
При рассмотрении спора, связанного с определением размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, необходимых для размещения объектов железнодорожного транспорта, решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2017 по делу N А19-12880/2017, оставленным в силе постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2018, удовлетворены требования ОАО "РЖД" к администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области о пересчете арендной платы в соответствии с требованиями Приказа N 396.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) разъяснен вопрос правомерности применения пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ к землям, собственность на которые не разграничена.
Верховный Суд Российской Федерации изложил свою позицию следующим образом: "Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. Поскольку пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 года, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований".
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" фактически произведена оплата за аренду земельного участка за период действия договора в размере 3 913 рублей 67 копеек, арендатором произведено ошибочное исполнение обязательства по внесению арендной платы в размере большем, чем следовало бы исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка (в 2017 году - 2,93 рублей (144/10000* 203,73 руб.); в 2018 году - 3,03 рублей (144/10000* 210,66 руб.); в 2019 году - 3,16 рублей (144/10000* 219,72 руб.); а всего за рассматриваемый период времени - 9 рублей 13 копеек.
Поскольку расчет неосновательного обогащения Департаментом не оспорен, суд первой инстанции удовлетворил встречные требования о взыскании 3 904 рублей 53 копеек неосновательного обогащения.
В удовлетворении требований Департамента суд первой инстанции отказал обоснованно по причине их необоснованности и неправомерности.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2020 года по делу N А40-93760/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93760/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"