г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А40-93760/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 31.05.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей Е.Ю. Филиной, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен;
от "Российские железные дороги" - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А40-93760/2020
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 5 201 руб. 34 коп. задолженности, 722 руб. 14 коп. пеней за период с 06.10.2017 по 30.09.2019
по встречному иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о взыскании 3 904 руб. 53 коп. неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, ответчик) о взыскании 5 201 руб. 34 коп. задолженности, 722 рубля 14 копеек пени за период с 06.10.2017 по 30.09.2019.
ОАО "РЖД" обратилось в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) со встречными требованиями к Департаменту о взыскании 3 904 рублей 53 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, первоначальные исковые требования оставлены без удовлетворения, встречные требования удовлетворены, с Департамента в пользу ОАО "РЖД" взыскано 3 904 рубля 53 копеек неосновательного обогащения
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента.
Департамент в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что судами не принято во внимание, что приказ Министерства экономического развития от 04.12.2006 N 396 регулирует условия предоставления земельных участков ОАО "РЖД", находящихся в федеральной собственности Российской Федерации, однако доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1205 к собственности Российской Федерации ответчиком представлено не было; учитывая, что арендованный земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, к спорным правоотношениям подлежит применению порядок расчёта арендной платы, установленный спорным договором аренды и Постановлением Правительства г. Москвы N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве"; поскольку изменения в Постановление Правительства г. Москвы N273-ПП в части изменения порядка предоставления в аренду земельных участков внесены только 18.12.2018, расчёт по новой ставке арендной платы правомерен только начиная с 01.01.2019.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.03.2017 между Департаментом и ОАО "РЖД" был заключен договор аренды N И02-001403 на земельный участок площадью 144 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, СВАО, МК МЖД, участок N 5 (кадастровый номер 77:02:0009003:1205).
Данный договор аренды предоставлен ОАО "РЖД" в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства 3-го Главного пути Малого кольца Московской железной дороги (далее - договор).
Пунктом 2.1. договора установлено, что договор заключен сроком на 6 лет.
В соответствии пунктами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 5.5 договора ответчик обязан исполнять все условия договора, оплачивать в полном объеме причитающуюся арендодателю арендную плату ежеквартально, не позднее 5 числа первого месяца каждого квартала.
Посчитав, что ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате арендной платы за период с 31.03.2017 по 30.09.2019 в размере 5 201 руб. 34 коп., что привело к возникновению пени, начисленных в соответствии с условиями договора за несвоевременное внесение арендной платы за период с 06.10.2017 по 30.09.2019, в размере 722 руб. 14 коп., истец обратился в суд с заявленными требования.
Как установлено судами, ОАО "РЖД" в соответствии со статьей 132 АПК РФ обратилось в суд со встречными исковыми требованиями к Департаменту.
Согласно пункту 1.4 договора участок N 77:02:0009003:1205 предоставлен для целей проектирования и строительства 3-го главного пути Малого кольца Московской железной дороги.
Из условий спорного договора и приложения N 2 к нему следует, что годовая арендная плата установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, что составляет 10 576 рублей 56 копеек.
Уведомлением N 33-6-93354/19-(0)-1 от 04.03.2019 годовая арендная плата снижена до 3,16 рублей в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 396).
Приказом Минэкономразвития N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб./га в год.
Постановлением Правительства Москвы N 1591-ПП 18.12.2018 внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной плате, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Письмом от 17.10.2019 N Д23и-35815 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что при заключении подобных договоров аренды на земельные участки для расчета арендной ставки применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом N 396.
Поскольку изменения в федеральное законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015, а Департамент применяет арендную ставку в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 396 только с 01.01.2019, при этом перерасчет по договорам, заключенным до 01.01.2019 Департамент не произвел и возврат излишне уплаченной арендной платы не осуществил, ОАО "РЖД" обратилось в суд со встречными требованиями.
Удовлетворяя встречные требования и отказывая в удовлетворении первоначальных требований, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь 1102, 1103 Гражданского кодекса российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации", пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" исходили из того, что арендная ставка подлежит применению и пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом установив наличие переплаты Обществом арендной платы за спорный период, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворении требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Судами принята во внимание правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 19.11.2019 N 305-ЭС19-14556, учтено, что п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, предусмотрены случаи, при которых размер арендной платы не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Суд округа приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения первоначальных требований и наличии оснований для удовлетворения встречных требований.
Проверив доводы кассационной жалобы, суд считает, что они не опровергают выводов судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судами, и не содержат предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебных актов.
Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не являются основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А40-93760/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
Е.Ю. Филина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя встречные требования и отказывая в удовлетворении первоначальных требований, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь 1102, 1103 Гражданского кодекса российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации", пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" исходили из того, что арендная ставка подлежит применению и пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом установив наличие переплаты Обществом арендной платы за спорный период, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворении требований.
...
Судами принята во внимание правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 19.11.2019 N 305-ЭС19-14556, учтено, что п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, предусмотрены случаи, при которых размер арендной платы не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2021 г. N Ф05-11018/21 по делу N А40-93760/2020