город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-4383/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
14 февраля 2021 г. |
дело N А32-48069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представитель Хубуа Н.В. по доверенности от 15.01.2021.
рассматривает в судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34,
апелляционную жалобу ОАО "Российские Железные Дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2020 по делу N А32-48069/2019,
по иску ОАО "Российские железные дороги" к ответчику ПАО "Новороссийский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерного общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказкой железной дороги (далее ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковыми требованиями к Публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", ответчик) о взыскании суммы 407 492,38 руб., в т.ч. 381 437,36 руб. - задолженности по плате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 26 055,02 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 407 492,38 руб. с 11.10.2029 по день фактической уплаты задолженности.
Решением суда от 13.11.2020 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Апеллянт настаивает на доводах о том, что фактические обстоятельства отставления груза в вагонах от движения по вине грузополучателя, владельца пути ОАО "РЖД" подтверждены документально, расчет платы произведен верно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и установленными Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации ставками платы. Истец считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм в области перевозок железнодорожным транспортом, факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования по вине ответчика подтверждается представленными сторонами в материалы дела документами.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" регулируются Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27 марта 2017 года (далее - Договор N 325/2).
В соответствии с данным Договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 Договора N 325/1).
По условиям Договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11 Договора 325/2).
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, что со стороны общества оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного истец вынужден обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями в защиту нарушенного права.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего.
Право начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предоставлено перевозчику ст. 39 УЖТ РФ, в соответствии с которой за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров или иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользование загонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Таким образом, законом предусмотрено два условия для начисления платы за пользование инфраструктурой за вагоны, задержанные в пути следования нарушение срока доставки и нарушение технологических норм выгрузки.
Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей и актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, имеющимися в материалах дела. Основанием для отставления от движения вагонов явились акты общей формы, удостоверяющие факт занятости путей операциями разгрузки-погрузки других вагонов с нарушением технологического срока оборота вагонов.
Ответчик исковые требования не признал в полном объеме ввиду того, что ответчик не отказывался от приема груза, истец не доказал задержку принятия вагонов под выгрузку, находящихся на станции назначения, по причинам, зависящим от ответчика, а также, истец задержав состав не обеспечил наличие на станции назначения груза в объеме перерабатывающей способности.
По мнению ответчика, в результате представленные Истцом ведомости подачи и уборки вагонов не являются доказательством нарушения технологического срока оборота вагонов, по причинам, зависящим от Ответчика, так как безусловно не доказывают данного факта.
Истец не доказал, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия (бездействие) ответчика т.к. ответчиком принимались под выгрузку вагоны в составах, которые прибывали в адрес Порта, отгруженные с аналогичным грузом, от того же грузоотправителя позднее даты спорного состава и со значительным запасом установленного Перевозчиком срока доставки. Задержка уборки порожних вагонов с путей необщего пользования по причинам, зависящим от Истца, как следствие явилось причиной занятости выгрузочных путей для приема под выгрузку вагонов, прибывших и спорных, следующих в адрес Порта. Также как указывает ответчик, истец не обеспечил доставку спорных вагонов по назначению в установленные договором перевозки сроки доставки по причинам, не зависящим от грузополучателя (Ответчика) и нарушил документальное оформление первичных документов и порядок оформления задержки ж/д составов в пути следования, что являются существенными для целей подтверждения самого факта задержки ж/д составов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора N 325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 Договора).
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства.
В соответствии с ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по рассматриваемому делу входят следующие обстоятельства:
- задержка вагонов в пути следования из-за неприема станции назначения по причинам, независящим от перевозчика;
- причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке;
- наличие причинно-следственной связи между задержкой и нарушением расчетного срока доставки вагонов.
Истцом плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава начислена на вагоны, следующие в поездах с индексами N N 2119752-5210, 8000-075-5210, которые были задержаны истцом в пути следования на промежуточных станциях в период октябрь 2018 года.
Поезд с индексом 2119-752-5210, следующий со станции Присады, в количестве 64 вагонов с грузом чугун на станцию назначения Новороссийск, задержан Перевозчиком на ст. Разъезд 9 км СКВжд 29.10.2018 г. в 03-30 час., отправлен 11.10.2019 г. в 10-53 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 11.10.2019 г.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправления в транспортные накладные - 08.10.2018 г., 10.10.2108 г.
В качестве доказательств, истцом в материалы дела представлены: железнодорожные ведомости N N ЭЭ449990, ЭЭ450439, ЭЭ452218, ЭЭ449825; извещения ответчику о задержке вагонов на промежуточных станция и их отправлении NN 8882, 9114, 9144; акты общей формы, оформленные станцией Разъезд 9 км СКВжд NN 40/707, 40/761; акты общей формы NN 15/18519, 15/18520, 15/18521, 15/18522 от 13.10.18г., оформленные для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций; акт обшей формыN 2675 от 28.09.2018; ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э NN102161, 102260, 102261, 102300, 096844, 096877, 096879, 101892, 101898, 101936, 101958, 101972, 101983, 101011, 102076, 102107, 102144, 102205, 102237,102275, 103323, 103342, претензионное письмо от 15.11.2018 N 18/367 на сумму 367 329, 28 рублей с учетом НДС.
Поезд с индексом 8000-075-5210, следующий со станции Новотроицк, в количестве 20 вагонов с грузом (сборный) на станцию назначения Новороссийск, задержан Перевозчиком на ст. Деревянковка СКВжд 07.10.2018 г. в 15-15 час, отправлен 10.10.2019 г. в 12-28 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 11.10.2019 г.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данным, внесенных перевозчиком на станции отправления в транспортные накладные - 10.10.2108 г.
В качестве доказательств, истцом в материалы дела представлены: 14 железнодорожных ведомостей; извещения ответчику о задержке вагонов на промежуточных станция и их отправлении N N 9054, 9116, 9139; акты общей формы, оформленные станцией Деревянковка СКВжд N693 и N704; акты общей формы NN 15/18448 - 15/18461 от 11.10.18г.,оформленные для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций; ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э NN103323, 103342, 103315, 102300, претензионное письмо от 15.11.2018 N 18/396 на сумму 14 108,08 рублей с учетом НДС.
При исследовании первичных документов судом установлено следующее.
Представленные в материалы дела акты общей формы N N 693, 704, оформленные на станции задержки Деревянковка СКВ в нарушение пункта 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, не содержат подписей уполномоченных лиц перевозчика. В силу этого, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу.
В соответствии с актами общей формы N 693 и N 704 вагоны, задержанные на станции Деревянковка СКВ, уже находились на этой станции на дату оформления акта N 693 в течение более 10-ти часов по причинам, зависящим от перевозчика (дата прибытия на станцию - 07.10.2018 05 ч. 01 мин., дата составления акта - 07.10.2018 15 ч. 15 мин.).
Акт общей формы N 2675 от 28.09.2018, представленный в подтверждение обстоятельств задержки вагонов на станции Разъезд 9 км, составлен без указания номера и индекса поезда, номера отправления, станции отправления и других идентифицирующих признаков, позволяющих принять его в качестве допустимого и достоверного доказательства.
Согласно актам общей формы N 40/707, 40/761 вагоны, задержанные на станции Разъезд 9 км, также находились на этой станции на дату оформления акта N 40/707 в течение 11 -ти часов по причинам, зависящим от перевозчика.
Материалами дела подтверждается и истцом не опровергается, что спорные ж/д составы находились на промежуточных станциях дополнительное время до начала оформления задержки вагонов по вине грузополучателя. При этом истец нормативно не обосновал продолжительность нахождения данных вагонов на промежуточных станциях по зависящим от него причинам.
Согласно абзацу 3 пункта 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) (далее Правила N 45) - Акт общей форм составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 45 - При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:
первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу;
второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.
О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
Согласно пункту 3.5 Правил N 45 - Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Аналогичным образом не могут быть признаны в качестве допустимых доказательств по делу оперативные приказы истца о задержке составов N N 6569, 6676 так как не содержат подписи со стороны уполномоченных представителей перевозчика.
Выявленные нарушения порядка оформления задержки ж/д составов в пути следования являются существенными для целей подтверждения самого факта задержки ж/д составов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
В извещении N 8882 от 29.09.18 о задержке вагонов на ст. Разъезд 9 км, ответчик просил подвести данный состав до 09.10.18 во избежание нарушения нормативного срока доставки, о чем Портом сделана запись в извещении N 8882. Ответчик в судебном заседании пояснил, что не отказывался от приема спорного состава.
Истец считает, что основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования является только: невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования (технологических сроков оборота вагонов и нарушение нормативного срока доставки груза.
Истец ссылается на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26), согласно которому основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Вышеприведенное правило регламентирует отношения сторон в части начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными в пути следования, но не платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с пунктом 11 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27 марта 2017 года (далее -Договор N 325/2 от 27.03.2017) технологический срок оборота вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ПАО "НМТП" составляет 13 (тринадцать) часов.
При этом в рамках настоящего дела истец утверждает, что реальной причиной задержки поезда явилась невозможность его приема железнодорожной станцией назначения вследствие несоблюдения Портом технологических сроков оборота вагонов.
Суд верно указал, что только установление факта нарушения технологического срока оборота вагонов, не является основанием для задержки вагонов в пути следования.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018 и др.)
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) вносит владельцу инфраструктуры как перевозчику, плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N2.
Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее -Регламент оформления документов).
Данным Регламентом оформления документов установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М. При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1-4.2.3 Регламента).
Согласно пункту 3.9 Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ, заключенным между истцом и ответчиком, ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО "РЖД".
Истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 102161, 102260, 102261, 102300, 096844, 096877, 096879, 101892, 101898, 101936, 101958, 101972, 101983, 101011, 102076, 102107, 102144, 102205, 102237,102275, 103323, 103342.
В графе 4 ведомостей указана дата и время подачи вагонов и дата и время завершения грузовой операции. В графе 5 ведомости указано общее время нахождения под грузовыми операциями.
Со стороны ответчика все ведомости подписаны (согласованы) с разногласиями следующего содержания: "не согласны с временем в графе N 4,5. Вагоны переданы порту без учета интервалов подач, что нарушает договор N 325/2".
В соответствии с пунктом 4 Договора N 325/498/17 от 27.03.2017:
-подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач.
-вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
Порядок эксплуатации пути необщего пользования, закрепленный в Договоре N 325/2 от 27.03.2017, предусматривает определенные взаимообязательства сторон, позволяющие соблюсти баланс их интересов после прибытия груза в адрес грузополучателя в том или ином объеме.
В соответствии с пунктом 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом Перевозчика для Центрального и Западного района Владельца -на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути.
В соответствии с пунктом 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции Дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018) передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30 единиц) и интервалами подач, установленных по каждому району Владельца в отдельности:
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 минут);
Западный район - 3,3 часа (3 часа 20 минут).
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен Владелец. Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
Согласно пункту 7 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема, пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: (1) по заявкам ответчика, (2) с учетом установленных интервалов и (3) в количестве вагонов, не превышающим единовременную подачу (пункты 6-7 Договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
При этом в спорный период вышеуказанные обязательства истец нарушал систематически.
Так, в памятках на подачу вагонов зафиксированы случаи нарушения истцом порядка подачи вагонов, определенного договором, а именно, вагоны подавались с нарушением интервальности подач и в размере, превышающем единовременную подачу -в количестве 30 единиц:
Ответчиком в материалы дела представлена Аналитическая таблицы времени подач вагонов на пути Центрального и Западного района, с указанием в ней: даты и время подачи, номера памяток приемосдатчика на подачу вагонов, количество поданных вагонов по памятке и номенклатуре (роду) грузов.
Пунктом 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 сторонами установлен интервал подач груза на Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.).
При исследование представленных ответчиком в материалы дела памяток на подачу вагонов, суд установил следующее.
20.09.18 г. в 1-10 час. и в 1-15 час по памяткам N N 38753,38754 Истец подал на выставочный путь 30 вагонов, через 50 минут по памятке N 38764 подал 26 вагонов, в 3-40 час. - через 1 час 30 мин. подал вагоны по памятке N 38775, в 4-50 час через 1 час 30 мин. подал вагоны по памятке N 38783, в 5-00 час. 10 мин. подал вагоны по памятке N 38784, в 6-00 час. через 1 час 00 мин. подал вагоны по памятке N 38788, в 7-15 час. через 1 час 15 мин. подал вагоны по памятке N 38806, в 8-15 час. через 1 час 00 мин. подал вагоны по памятке N 38827, в 11 -30 час. истец подал вагоны по памятке N 38831, в 12-50 час. через 1 час 20 мин. подал вагоны по памятке N38848, в 13-45 час. через 50 мин. подал вагоны по памятке N38857, в 16-00 час. подал вагоны по памятке N38862, в 17-05 час. через 1 час 05 мин. подал вагоны по памятке N38873, в 12-50 час. через 1 час 20 мин. подал вагоны по памятке N38848, в 18-15 час. через 1 час 10 мин. подал вагоны по памятке N38886, в 19-00 час. через 45 мин. подал вагоны по памятке N38889, в 21 -30 час. истец подал вагоны по памятке N 38898, в 21 -20 час. через 1 час.20 мин. подал вагоны по памятке N38898, в 21 -40 час. через 20 мин. подал вагоны по памятке N38904, в 21 -50 час. через 10 мин. подал вагоны по памятке N38901, в 22-50 час. через 1 час 00 мин. подал вагоны по памятке N39812.
Судом установлено, что в дату предшествующую задержке состава 2119-752-5210 -28.09.18г. вагоны подавались Истцом следующим образом:
- в 03-00 час. 28.09.18 г. истец подал вагоны по памятке N 40156, в 03-40 час. через 40 мин. подал вагоны по памятке N 40170, в 05-00 час. через 1 час 20 мин. подал вагоны по памятке N 40180, в 7-15 час подал вагоны по памятке N 40206, в 09-00 час. через 1 час 45 мин. подал вагоны по памятке N 40209, в 09-05 час. через 5 мин. подал вагоны по памятке N 40210, в 09-25 час. через 20 мин. подал вагоны по памятке N 40212, в 09-30 час. через 5 мин. подал вагоны по памятке N 40230, в 13-35 час подал вагоны по памятке N 40246, в 14-40 час. через 1 час. 05 мин. подал вагоны по памятке N 40255, в 15-30 час. через 50 мин. подал вагоны по памятке N 40261.и т.д.
Приведенный анализ памяток на подачу вагонов подтверждает подачу вагонов Истцом на выставочные пути без учета интервала подач, согласованного Договором 2 часа 15 минут.
Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения N 7 к Договору N 325/2 от 27.03.2017 г. Перевозчик обеспечивает подачу вагонов по заявке Владельца на очередной интервал подачи в количестве не более группы вагонов сдаваемой одновременно.
Согласно пункту 7 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Судом установлено, что согласно памяткам N N 4015 и 40170 в интервал 40 минут Истцом подано 39 вагонов, согласно памяткам N N 40209, 40210, 40212, 40230 в интервал 30 минут Истцом было подано 67 вагонов, согласно памяткам NN 40246, 40255 с интервалом 5 минут Истцом было подано 57 вагонов.
Согласно пункту 6 Договора N 325/2 - Вагоны, поданные Перевозчиком на железнодорожные выставочные пути в количестве, превышающем размер одновременно сдаваемой группы вагонов, установленных п.7 (вагоны, поданные свыше размера единовременной подачи), не считаются переданными Владельцу до наступления очередного интервала.
Согласно данным, указанным в Аналитической таблице Порта, Истец на протяжении задержек составов 2119-752-5210, 8000-075-5210 регулярно нарушал условия Договора N 325/2.
При сопоставлении времени, указанного в графах 4-5 указанных ведомостей и времени передачи вагонов, указанного в памятках приемосдатчика, следует, что расчет технологического срока оборота вагонов произведен истцом с момента фактической передачи вагонов, а не с момента наступления очередного интервала подач, что нарушает условия заключенного между сторонами Договора N 325/2 от 27.03.2017 (пункты 4,6).
Следовательно, Истец подавал вагоны в нарушение условий Договора, при этом зачислял вагоны на ответственность Ответчика со времени фактической подачи, чем увеличивал время оборота вагонов на путях необщего пользования Порта. В результате временя нахождения вагонов на ответственности Порта, указанное в ведомостях на подачу и уборку вагонов, подписанных ответчиком с возражениями, не соответствует фактическому времени (с учетом условий договора N 325/2 от 27.03.2017 г. и Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ). В результате ведомости подачи и уборки вагонов не принимаются судом в качестве допустимого доказательства нарушения технологического срока оборота вагонов, по причинам, зависящим от Ответчик, так как, безусловно не доказывают данного факта.
Суд отметил, что срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
Действуя добросовестно и осмотрительно, заинтересованный в оказании своих услуг, перевозчик обязан не только принимать к перевозке груз в количестве, соответствующем его возможностям по приему груза в пункте отправления и его продвижению, но и в количестве, соответствующем возможностям перевозчика по его приему на станции назначения. При этом ответчик вправе рассчитывать на то, что при исполнении своих гражданских обязанностей в рамках отношений по перевозке, истец намерен соблюдать условия по подаче и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ними Договором N 325/2 от 27.03.2017. В данном случае, речь идет (1) о приеме к перевозке груза в объеме, соответствующем техническим возможностям накопления вагонов на станции назначения; (2) о соблюдении истцом интервальности подач и единовременного количества и номенклатуры подач вагонов в адрес ответчика.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 ГК РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
В условиях невыполнения истцом своих договорных обязательств, влекущих нарушение ритмичности подач вагонов в адрес ответчика, его требования по выполнению последним технологического срока оборота вагонов, переданных на пути необщего пользования с нарушением порядка их передачи и с нарушением правил расчета данного срока, не отвечают общим принципам гражданского оборота, основанным на равенстве участников гражданского оборота.
В отношении причин задержки 20 вагонов, следующих в адрес Порта в составе поезда с индексом 8000-075-5210, задержанных Истцом на ст. Деревянковка СКжд 07.10.18.в 15.15 час., отправленных 10.10.18 г. суд верно указал на следующее:
Истцом плата за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена на 12 вагонов, прибывших с нарушенным сроком доставки. Из 12 вагонов - 2 вагона N N 6332202, 55090831 с грузом - сталь листовая, 10 вагонов с грузом - чугун рядовой передельный. Согласно натурному листу, на оборотной стороне извещения N 9139 от 11.10.18г. о прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск 2 вагона следовали для выгрузки на Западном районе Порта, 10 вагонов - на Восточном районе. Данный факт подтверждают отметки, сделанные Перевозчиком в натурном листе (В-7 -Восточный район, В-9 - Западный район). Факт следования сорных вагонов для выгрузки на конкретном районе подтверждают транспортные железнодорожные накладные, в которых указаны районы их подачи. Так в накладных N N ЭЭ827644, ЭЭ828256 в графе "Станция назначения указано" - с подачей на Западный район порта, в накладных NN ЭЭ818241, ЭЭ818182, ЭЭ817708, ЭЭ818727, ЭЭ818934, ЭЭ818872, ЭЭ818834, ЭЭ818664, ЭЭ818860, ЭЭ818102, ЭЭ818311, ЭЭ818459 - с подачей на Восточный район порта.
В сутки задержки состава 800-075-5210 на станции Новороссийск находилось всего 4 вагона с грузом чугун Новотроицк., что было недостаточно для выполнения максимальной перерабатывающей способности по выгрузке данного рода груза на Восточном районе порта ( 115 вагонов). Вагоны с грузом чугун Новотроицк не подводились перевозчиком на протяжении с 07.11.18г. по 09.11.18 г. при наличии задержанного состава.
Истцом в материалы дела в доказательство нарушения Ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования представлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 102161, 102260, 102261, 102300, 103315. Из содержания ведомости подачи и уборки вагонов информацию о районе выгрузки установить не возможно. В ведомостях указаны только номера памяток на подачу вагонов и номера памяток на уборку вагонов:
- в ведомости N 102161 указаны: памятка на подачу N 41627, памятка на уборку N 41739,
- в ведомости указаны: памятка на подачу N 41773, памятка на уборку N 42017. Портом в материалы дела представлены памятки NN 41627, 41739, 41773, 42017. В графе памятки - место подачи, Истцом указано - П-9 Западный район морского порта.
Следовательно, представленные ведомости подачи вагонов N N 102161, 102260, 102261, 102300, 103315 не подтверждают занятость путей необщего пользование вагонами и невозможность принятия, спорных 10 вагонов на Восточный район Порта, по причинам зависящим от Ответчика.
Истец не доказал задержку 10 вагонов на промежуточной станции Деревянковка по причинам, зависящим от Ответчика.
Также представленными ведомостями подачи и уборки вагонов N N 102161, 102260, 102261, 102300, 103315 Истец не доказал невозможность приема 2-х вагонов на Западный район порта.
Согласно ведомости N 102161 по памятке N 41739 с путей необщего пользования в 16-10 час.07.10.18 было выведено 17 вагонов, следовательно места выгрузки были свободны. Время нахождения вагонов под выгрузкой составило 14 час.20 мин., что на 1 час. 20 мин превысило технологическое время оборота вагонов - 13 час.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования", утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 - Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Истцом в материалы дела представлены акты общей формы N N 5/6594, 5/6555, 5/6493, 5/6542, 5/6509, 5/6507, 5/6545, 5/6533, 5/6546, 5/6553, 5/6561, 5/6585, 5/6630, 5/6629, 5/6644, 5/6672, 5/6726, 5/6649, 5/6656, 5/6694, 5/6735. 5/6736, 5/6671, 5/6800, 5/6747, 5/6754, 5/6763, 5/6770, 5/6767, 5/6789, 5/6781, 5/6734, 5/6868, 5/6840, 5/6842, 5/6852, 5/6855, 5/6856, 5/6493, 5/6552. 5/6536. 5/6524, 5/6535, 5/6537, 5/6538, 5/6539, 5/6596, 5/6602, 5/6601, 5/6612, 5/6615, 5/6631, 5/6626, 5/6773, 5/6780, 5/6793, 5/6805, 5/6854, 5/6848, оформленных Перевозчиком (Истцом) о занятости станционных и выставочных путей по причинам, зависящим от Порта в период отставления от движения составов с индексами 2119-752-5210, 880-075-5210. Истцом представлены анализы занятости путей.
Согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Утверждены приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г.) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Истцом в актах общей формы причина задержки вагонов со ссылками на номера памяток о подаче вагонов, номера уведомлений о готовности вагонов к подаче.
Представленные Истцом в материалы дела акты общей формы подписаны Ответчиком с возражениями по следующим причинам: пути порта заняты порожними вагонами, готовыми к уборке со ссылками на номера актов; выставочные пути станции заняты порожними вагонами; вагоны, указанные в акте не были заявлены; вагоны поданы в количестве превышающей единовременную партию вагонов - 30 ед. согласно условий договора.
Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим нахождение вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя, что подтверждается судебной практикой.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ - Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
- вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ - Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 5 пункта 9 Договора N 325/2 от 27.03.2017 г. в случае нахождения на соответствующем районе Владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке, и по этой причине невозможности приема очередной группы вагонов, вагоны, находящиеся на выставочных путях, не считаются задержанными по причинам, зависящим от Владельца.
Данный факт оформляется Владельцем актом общей либо произвольной формы.
В качестве доказательства задержки приема истцом вагонов с путей ответчика на выставочные пути в период задержки составов Ответчиком представлены в материалы дела акты, оформленные о простое вагонов на путях порта, по не зависящей от ответчика : N 1846, 1847, 1848,1849, 1850, 1858, 1861, 1860, 1862, 1863, 1864, 1865, 1866, 1867, 1868, 1873, 1874, 1877, 1878, 1879, 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1887, 1888, 1890, 1889, 1891, 1892, 1894, 1896, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1909, 1910, 1916, 1919, 1917, 1920, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1933 за весь период задержки состава.
Так состав с индексом 2119-752-5210 задержан на станции Разъезд 9 км 29.09.18г.
На дату задержки состава 29.09.18г. пути Порта были заняты порожними вагонами, готовыми к уборке. Ответчиком в материалы дела представлены акты, оформленные о простое вагонов на путях порта, по причине, не зависящей от ответчика N N 1846, 1847, 1848,1849, 1850
согласно актам N 1846, 1847 на путях Порта находилось 28 вагонов, готовых к уборке в течение 9 часов 40 минут;
согласно акту N 1848 на путях Порта находилось 29 вагонов, готовых к уборке в течение 10 часов 50 минут;
согласно акту N 1849 на путях Порта находилось 23 вагона, готовых к уборке в течение 2 часов 50 минут;
согласно акту N 1845 на путях Порта находилось 28 вагонов, готовых к уборке в течение 7 часов 10 минут.
Судом исследованы акты, оформленные о простое вагонов на путях порта на 30.09. 01.10, 02.10.2018 г. по причине не зависящей от ответчика.
- на 30.09.18г на путях Порта находилось 37 вагонов, готовых к уборке, что подтверждается актом N 1858;
- на 01.10.18г на путях Порта находилось 176 вагонов, готовых к уборке, что подтверждается актами N N 1861, 1860, 1862, 1863, 1864, 1865, 1866, 1867, 1868;
- на 02.10.18г на путях Порта находилось 131 вагон, готовых к уборке, что подтверждается актами N N 1873, 1874, 1877, 1878, 1879.
Суд счел необоснованным и документально не подтвержденным довод истца, что своевременная уборка вагонов с путей необщего пользования Порта находиться в прямой зависимости от своевременности освобождения выставочных путей станции Новороссийск вагонами с грузами и что представленные им акты занятости выставочных путей парка "Портовый" подтверждают невозможность приема вагонов в связи занятостью путей необщего пользования Порта.
В сложившейся ситуации именно Истец не обеспечил прием порожних вагонов на выставочные пути в соответствии с пунктом 2.9. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО "НМТП", примыкающих к станции Новороссийск СКЖД от 05.10.2017 г., согласно которому -"Въезд маневрового состава на станцию осуществляется по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи".
То есть для выезда на выставочные пути парка "Портовый" станции Новороссийск необходимо получить разрешение от представителя истца, который также согласовывает номер выставочного пути парка Портовый, на который Порт своим локомотивом может вывести вагоны.
Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства - принять вагоны с выставочных путей на территорию Порта под выгрузку, в результате чего на свободные выставочные пути Перевозчик мог подать находящиеся на станции вагоны и подвести спорные вагоны. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
Суд пришел к верному выводу, что в связи с причинами, зависящими от истца, разрешение на вывод порожних вагонов получено не было по причинам, зависящим от истца - невозможностью их принятия. Ответчик для приема под выгрузку следующей партии вагонов для выгрузки не мог их принять на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования ответчика и препятствовали приему груженных вагонов.
Указанные доводы подтверждаются аналогичной судебной практикой, а именно, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2020 по делу N А53-2548/2020.
Также, Портом в материалы дела представлены Справки Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды по порту Новороссийск N 663 от 11.10.2018 г, N 6684 от 21.10.18г.
Согласно прилагаемым Справкам с 01.10.18 по 11.10.18 г. были порывы ветра:
01.10.18 - 17 метров в секунду, 02.10.18 - гроза, 03.10.18, 04.10.18 - гроза, 06.10.18 - ветер до 17 м/с, 07.10.18 - 16 м/с, 10.10.18, 11.10.18 - 21 м/с.
Следовательно, в период задержки состава интенсивность выгрузки была снижена Портом по причине неблагоприятных погодных условий. Данный факт подтверждают Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2 утверждены " Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96".
Настоящие Правила устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.
Согласно п.п. 4.2.4 параграфа 4 Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов данных Правил - Работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке - отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина. Конкретное значение предельной скорости ветра для каждого крана должно быть установлено приказом по порту.
Пунктом 18 "Правил по охране труда при работе на высоте", утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее - Приказ N 155н) определено на недопустимость выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15-м/с и более.
Согласно пункту 3 Приказа N 155н к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.
Таким образом, вагоны простаивали в спорный период на путях общего пользования в связи с погодными условиями, то есть по причинам не зависящим от грузополучателя.
Судом установлено, что в период задержки состава 2119-752-5210 ОАО "РЖД" подводило на станцию Новороссийск, а станция принимала составы с аналогичным грузом, отгруженные позже задержанного с имеющимся сроком доставки.
В период задержки вагонов в составе с индексом 2119-752-5210 с 29.09.18 до 11.10.18 г. со сроком доставки 08.10.18, Истцом были подведены иные составы 2119 -7575210, с аналогичным грузом, следующие с той же станции отгрузки - Присады МСК жд, от того же грузоотправителя - ПАО "Тулачермет" и с имеющимся запасом срока доставки.
- срок доставки 60 вагонов, следующих в составе с индексом 2119-753-5210 -12.10.18г., дата прибытия вагонов - 30.09.18г. Данный факт подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЭ334136, в которой Перевозчиком указан срок доставки груза и в разделе "календарные штемпеля" проставлен штамп о прибытии.
Вагоны, прибывшие в составе с индексом состав 2119-753-5210 были приняты Портом и выгружены.
- срок доставки 64 вагонов, следующих в составе с индексом 2119-757-5210 -15.10.18г., дата прибытия вагонов - 09.10.18г. Данный факт подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЭ838446, в которой Перевозчиком указан срок доставки груза и в разделе "календарные штемпеля" проставлен штамп о прибытии.
Вагоны, прибывшие в составе с индексом состав 2119-757-5210 были приняты Портом и выгружены.
Спорные вагона могли быть приняты станцией назначения Новороссийск СК ж.д. на время прибытия составов 2119-753-5210, 2119-757-5210 с более поздними сроками доставки грузов.
В соответствии со статьей 33 Устава доставка вагонов по назначению и в установленные сроки является прямой обязанностью перевозчика.
Суд считает, что поскольку планирование продвижения поездов осуществляется с учетом их расчетных сроков доставки, досрочное прибытие поезда означает, что этот поезд продвигался с существенным опережением плана. В этих условиях у истца имелась возможность поднятия и доставки спорного поезда 2119-752-5210 в пределах нормативного срока доставки.
Более того, следует принять во внимание, что истец в отношении составов, следующих с опережением сроков, не применял меры к их задержке в пути следования по причинам, зависящим от Ответчика, при этом Ответчик беспрепятственно принимал и выгружал прибывшие вагоны.
Порт не может воздействовать на логистические действия перевозчика - ускоренный подвод одних составов и задержку других до момента нарушения срока доставки, определенного также Истцом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта; доступности, безопасности и качества оказываемых услуг; развития конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованности функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Истец не доказал, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия (бездействия) ответчика.
Ввиду того, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения суммы задолженности по оплате за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 381 437,36 руб., то и требование о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 26 055,02 руб. и процентов, начисленных на сумму долга, также не подлежали удовлетворению.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2020 по делу N А32-48069/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48069/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Россйиские Железные Дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"