г. Москва |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А40-179833/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
С.Л. Захарова, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 по делу N А40-179833/23,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третьи лица: 1) ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, 2) ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва"
о признании незаконным уведомления, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Шарладаев А.С. - по дов. от 22.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. - по дов. от24.01.2023; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 30.08.2023 N КУВД-001/2023-21306775/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Решением суда от 13.11.2023 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что возможность образования земельного участка на основании схемы при наличии утвержденного проекта межевания территории квартала недопустима. Указывает, что межевой план изготовлен в нарушение Требований к составлению межевого плана от 14.12.2021 N П/0592 и Закона о недвижимости.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006005:90 площадью 33 855 кв. м по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-кт, вл. 38, стр. 1,2,3 принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 20.07.2007 N 77-77-14/008/2007-1014) и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 30.12.2002 N 77-01/05-593/2002-11239).
На участке расположены здания, на которые зарегистрировано право собственности города Москвы:
-нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 5 047,1 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1, которое принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 31.08.2004 N 77-01/30-937/2004-45) и предоставлен в оперативное управление ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 18.04.2006 N 77-77-07/060/2005-215);
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 99,9 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 2, которое принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 09.08.2004 N 77-01/30-752/2004-711) и предоставлен в оперативное управление ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 26.10.2009 N 77-77-07/096/2009-420);
- нежилое здание (по данным БТИ - сарай) общей площадью 55,5 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 3, которое принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 09.09.2004 N 77-01/30-752/2004-713) и предоставлен в оперативное управление ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 26.10.2009 N 77-77-07/096/2009-421)).
В соответствии с обращением ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" Департаментом выпущено распоряжение от 29.04.2022 N 22557Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:90 с сохранением в измененных границах", предусматривающее формирование земельных участков под объектами по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1, 2, 3 (с учетом распоряжения Департамента от 03.10.2022 N56391 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 апреля 2022 г. N 22557Б").
Распоряжение от 29.04.2022 N 22557Б предусматривает формирование земельных участков для эксплуатации объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:07:0006005:1138, 77:07:0006005:1106, 77:07:0006005:1116.
В ходе проведения работ на основании распоряжений Департамента от 29.04.2022 N 22557Б и от 03.10.2022 N56391 ГБУ МосгорБТИ был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745 (далее -Управление Росреестра по Москве).
По результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового учета приостановлено (уведомление от 30.05.2023 N КУВД-001/2023-21306775/1).
Уведомлением от 30.08.2023 N КУВД-001/2023-21306775/3 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
Заявитель с указанным уведомлением заинтересованного лица не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
При этом пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
К таким документам п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ относит межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В данном случае межевой план был сформирован на основании распоряжений Департамента от 29.04.2022 N 22557Б, от 03.10.2022 N56391 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 апреля 2022 N 22557Б".
Указанные распоряжения не оспорены, не отменены, схема расположения земельных участков не изменена.
Границы формируемых земельных участок установлены по габаритам объектов по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1, 2, 3 и согласованы с Департаментом культуры города Москвы.
Как следует из оспариваемого уведомления, конфигурация земельного участка :ЗУ3 не соответствует конфигурации участка, предусмотренного проектом планировки территории.
В соответствии межевым планом, подготовленным БТИ, образуются три самостоятельных земельных участка (ЗУ1, ЗУ2 и ЗУЗ), на которых расположены 3 нежилых здания, на которые зарегистрировано право собственности города Москвы и право оперативного управления ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва":
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 5 047,1 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1;
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 99,9 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 2;
- нежилое здание (по данным БТИ - сарай) общей площадью 55,5 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 3.
Указанные здания отображены на плане межевания в постановления Правительства Москвы от 23.05.2013 N 326-ПП, также данные здания имеют одинаковое графическое обозначение.
Подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ устанавливаются случаи, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. К таковым, в частности, относится образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Вышеуказанным подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ устанавливаются исключения:
- образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами;
- образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества;
- образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Так формирование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений возможно не в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
На образуемых земельных участках расположены нежилые здания, на которые зарегистрировано право собственности города Москвы и право оперативного управления ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва".
Министерством экономического развития в письме от 23.01.2020 N Д23и-1799 также разъяснено, что межевой план, необходимый для постановки образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет, может быть подготовлен на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, Заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого уведомления, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводы отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 по делу N А40-179833/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179833/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "МУЗЕЙ-ПАНОРАМА "БОРОДИНСКАЯ БИТВА", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ