г. Москва |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А40-179833/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы посредством системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Дубчак Р.В. по доверенности от 22.12.2023, паспорту;
от Управления Росреестра по Москве: Хрипун А.С. по доверенности от 15.01.2024;
от ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации: не явился, извещён;
от ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва": не явился, извещён;
рассмотрев 04.06.2024 в судебном заседании с использованием системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве,
на решение от 13.11.2023 Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 08.02.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N N А40-179833/2023
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва",
о признании незаконным уведомления, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 30.08.2023 N КУВД-001/2023-21306775/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006005:90 площадью 33 855 кв. м по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-кт, вл. 38, стр. 1, 2, 3 принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 20.07.2007 N 77-7714/008/2007-1014) и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 30.12.2002 N 77-01/05-593/2002-11239).
На участке расположены здания, на которые зарегистрировано право собственности города Москвы:
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 5 047,1 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1, которое принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 31.08.2004 N 77-01/30937/2004-45) и предоставлен в оперативное управление ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 18.04.2006 N 77-77-07/060/2005-215);
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 99,9 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 2, которое принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 09.08.2004 N 77-01/30752/2004-711) и предоставлен в оперативное управление ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 26.10.2009 N 77-77-07/096/2009-420);
- нежилое здание (по данным БТИ - сарай) общей площадью 55,5 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 3, которое принадлежит на праве собственности городу Москве (запись о регистрации от 09.09.2004 N 77-01/30752/2004-713) и предоставлен в оперативное управление ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" (запись о регистрации от 26.10.2009 N 77-7707/096/2009-421)).
В соответствии с обращением ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва" Департаментом выпущено распоряжение от 29.04.2022 N 22557Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:90 с сохранением в измененных границах", предусматривающее формирование земельных участков под объектами по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1, 2, 3 (с учетом распоряжения Департамента от 03.10.2022 N 56391 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 апреля 2022 года N 22557Б").
Распоряжение от 29.04.2022 N 22557Б предусматривает формирование земельных участков для эксплуатации объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:07:0006005:1138, 77:07:0006005:1106, 77:07:0006005:1116.
В ходе проведения работ на основании распоряжений Департамента от 29.04.2022 N 22557Б и от 03.10.2022 N 56391 ГБУ МосгорБТИ был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в управление.
По результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового учета приостановлено (уведомление от 30.05.2023 N КУВД-001/2023-21306775/1).
Уведомлением от 30.08.2023 N КУВД-001/2023-21306775/3 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего..
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
При этом пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
К таким документам п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ относит межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Суды указали, что в данном случае межевой план был сформирован на основании распоряжений Департамента от 29.04.2022 N 22557Б, от 03.10.2022 N 56391 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 апреля 2022 N 22557Б".
Суды установили, что границы формируемых земельных участок установлены по габаритам объектов по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1, 2, 3 и согласованы с Департаментом культуры города Москвы, а конфигурация земельного участка: ЗУ3 не соответствует конфигурации участка, предусмотренного проектом планировки территории.
В соответствии межевым планом, подготовленным БТИ, образуются три самостоятельных земельных участка (ЗУ1, ЗУ2 и ЗУЗ), на которых расположены 3 нежилых здания, на которые зарегистрировано право собственности города Москвы и право оперативного управления ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва":
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 5 047,1 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 1;
- нежилое здание (по данным БТИ - музей) общей площадью 99,9 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 2;
- нежилое здание (по данным БТИ - сарай) общей площадью 55,5 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 38, стр. 3.
Указанные здания отображены на плане межевания в постановления Правительства Москвы от 23.05.2013 N 326-ПП, также данные здания имеют одинаковое графическое обозначение.
Пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ устанавливаются случаи, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. К таковым, в частности, относится образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Вышеуказанным пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ устанавливаются исключения:
- образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"";
- образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами;
- образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества;
- образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Так формирование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений возможно не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
На образуемых земельных участках расположены нежилые здания, на которые зарегистрировано право собственности города Москвы и право оперативного управления ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва".
Министерством экономического развития в письме от 23.01.2020 N Д23и-1799 также разъяснено, что межевой план, необходимый для постановки образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет, может быть подготовлен на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, департаментом при обращении в N правление полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Суды пришли к выводу, что у управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого уведомления, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводы отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А40-179833/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании недействительным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указав на отсутствие оснований для такого отказа со стороны управления. Судебные акты первой и апелляционной инстанций были оставлены без изменения, поскольку все необходимые документы были представлены в соответствии с требованиями законодательства.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2024 г. N Ф05-9979/24 по делу N А40-179833/2023