11 февраля 2021 г. |
А43-23332/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2020, принятое по делу N А43-23332/2020 по иску акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" (ИНН 5259047735 ОГРН 1055236075520) к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579), комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253000265 ОГРН 1025203030280), о взыскании 464 898 руб. 98 коп.
В отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района" (далее - АО "ДК Московкого района" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), к комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет) о взыскании с ответчиков задолженности за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД по нежилым помещениям, принадлежащим ответчику: П5 в д.18 по ул. Страж Революции за период с октября 2017 года по декабрь 2019 года в сумме 77 763 руб. 17 коп.; П2 в д. 9/6 по ул. Страж Революции за период с января 2016 года по декабрь 2019 года в сумме 123 607 руб. 83 коп.; П1 в д. 9/6 по ул. Страж Революции за период с апреля 2016 года по декабрь 2019 года в сумме 111 754 руб. 17 коп.; П12 в д. 1 по ул. Павла Орлова за период с июня 2016 года по декабрь 2019 года в сумме 64 052 руб. 17 коп.; П1 в д. 34 по ул. Народная за период с марта 2016 года по декабрь 2019 года в сумме 87 721 руб. 64 коп. Итого в сумме 464 898 руб. 98 коп.
Требования основаны на статьях 209, 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 10, 39, 153, 154, Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги.
Решением от 26.10.2020 Арбитражный суд Нижегородской области иск удовлетворил частично, взыскал с комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода в пользу АО "ДК Московского района" 347 902 руб. 16 коп. долга, 9203 руб. расходов по госпошлине. В остальной части исковые требования оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что не является собственником помещений общего имущества в указанных многоквартирных домах. Согласно выпискам из ЕГРН на нежилые помещения, регистрирующий орган указывает в качестве правообладателя город Нижний Новгород, а Комитет не наделен полномочиями собственника от имени города, по данной причине не может являться надлежащим ответчиком по данному спору.
Договоры на содержание общего имущества в многоквартирных домах, указанных в исковом заявлении, в спорный период между АО "ДК Московского района" и Комитетом не заключались.
Отмечает, что счета с ассигнованиями на оплату денежных обязательств по содержанию и ремонту общего имущества обслуживаются Департаментом финансов. Собственный счет у Комитета отсутствует. Ассигнования по оплате вышеуказанных издержек Комитету выделяются в соответствии с решением городской Думы города Нижнего Новгорода.
В отзыве истец возразил против доводов жалобы, поскольку Комитет является органом, осуществляющим от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в виде нежилых помещений в МКД, в связи с чем довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, считает несостоятельным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Домоуправляющая компания Московского района" является управляющей компанией многоквартирных в г. Нижнем Новгороде расположенных по адресу: ул. Страж Революции д.9/6 и д.18, ул. Павла Орлова д.1, ул. Народная д.34.
Администрации города Нижнего Новгорода на праве собственности в спорный период принадлежали нежилые помещения: П5 в д.18 по ул. Страж Революции общей площадью 96,4 кв.м; П2 в д. 9/6 по ул. Страж Революции общей площадь. 88,3 кв.м; П1 в д. 9/6 по ул. Страж Революции общей площадью 84,3 кв.м; П12 в д. 1 по ул. Павла Орлова общей площадью 50,8 кв.м; П1 в д. 34 по ул. Народная общей площадью 52,8 кв.м.
В период с марта 2016 года по декабрь 2019 года управляющая организация оказывала услуги по содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах.
Ответчик оказанные истцом услуги до настоящего времени не оплатил.
По расчету истца, задолженность ответчика на день принятия решения в общей сумме составляет 464 898 руб. 98 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств в части оплаты послужило последнему основанием для обращения с данным иском в суд.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Данные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации корреспондируют статьям 39, 155 (пункт 6), 158 (пункт 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Следовательно, бремя содержания собственником имущества включает не только расходы на содержание непосредственно принадлежащих ему нежилых помещений, но и расходы, связанные с эксплуатацией всего здания пропорционально доле каждого собственника.
Ввиду изложенного, в силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения. При этом отсутствие соответствующего договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации затраты, понесенные на ремонт и содержание общего имущества, а также коммунальные услуги.
Расчет предъявленной к взысканию суммы истцом рассчитан исходя из тарифов, утвержденных решением общего собрания собственников помещений здания (протокол от 19.06.2014), и индекса потребительских цен, утвержденного постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.03.2002 N 23, с учетом писем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.
Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по управлению зданием, факт нахождения нежилых помещений в спорный период в собственности Нижегородской области, ответчиками не опровергнут.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств неполучения ответчиками услуги по содержанию и ремонту общего имущества здания, как и доказательств того, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества оказывались им другой управляющей организацией либо некачественно, в материалы дела не представлено.
Таким образом, ответчики обязаны ежемесячно в период нахождения спорного помещения в их собственности производить возмещение издержек за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества здания.
Арифметически данная сумма ответчиком проверена и не опровергнута.
Ответчиками было заявлено о пропуске исковой давности.
Рассмотрев заявления ответчиков о пропуске срока исковой давности суд первой инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 195, 196, 199, 200, 202, 203, 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", пришел к следующим выводам.
Исковое заявление истца поступило в арбитражный суд 29.07.2020, в связи с чем срок исковой давности по заявленным требованиям по июнь 2017 года не пропущен.
Срок исковой давности по нежилому помещению П5 в д.18 по ул. Страж Революции не пропущен, поскольку требование о взыскание задолженности заявлено за период с октября 2017 года по декабрь 2019 года.
Требование истца о взыскании долга в общем размере 116 996 руб. 82 коп., а именно: П2 в д. 9/6 по ул. Страж Революции за период с января 2016 года по май 2017 года в сумме 41 128 руб. 39 коп.; П1 в д. 9/6 по ул. Страж Революции за период с апреля 2016 года по май 2017 года в сумме 33 011 руб. 06 коп.; П12 в д. 1 по ул. Павла Орлова за период с июня 2016 года по май 2017 года в сумме 16 939 руб. 69 коп.; П1 в д. 34 по ул. Народная за период с марта 2016 года по май 2017 года в сумме 25 917 руб. 68 коп., с учетом 30-ти дневного срока необходимого для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, отклонено судом по причине предъявления за пределами срока исковой давности.
Таким образом, ввиду того, что обязательство по внесению платы за содержание и обслуживание общего имущества ответчиками в добровольном порядке не исполнено, требование истца о взыскании задолженности удовлетворено судом частично в общей сумме 347 902 руб. 16 коп., а именно: П2 в д. 9/6 по ул. Страж Революции за период с июня 2017 года по декабрь 2019 года в сумме 82 479 руб. 44 коп.; П1 в д. 9/6 по ул. Страж Революции за период с июня 2017 года по декабрь 2019 года в сумме 78 743 руб.11 коп.; П12 в д. 1 по ул. Павла Орлова за период с июня 2017 года по декабрь 2019 года в сумме 47 112 руб. 48 коп.; П1 в д. 34 по ул. Народная за период с июня 2017 года по декабрь 2019 года в сумме 61 803 руб. 96 коп.
В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Согласно пункту 19 Постановления N 13 судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Согласно пункту 1, подпункту 1 пункта 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 N 91, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения; в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с организациями: от имени города владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью города.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода.
Комитет является юридическим лицом, имеет штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, может от своего имени вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами (пункты 1.1, 1.10 Положения о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации г.Н.Новгорода N 5866 от 04.12.2017 (далее - Положение о Комитете).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Положения Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода, в том числе по приватизации объектов муниципальной собственности, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Нижнего Новгорода, собственность которых не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на комитет.
Комитет осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления города, выступает продавцом муниципального имущества.
В соответствии с пунктами 3.1.28, 3.1.30, 3.1.31, 4.1.7, 5.4.4 Положения Комитет осуществляет управление муниципальным нежилым фондом и контроль за его использованием; заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества; заключает соглашения о порядке владения и пользования муниципальным имуществом, находящимся в общей долевой собственности; выступает муниципальным заказчиком при размещении муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов в форме аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, и без проведения торгов (запрос котировок цен, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных комитету в бюджете города Нижнего Новгорода; заключает от имени комитета договоры, контракты, соглашения и иные сделки, обеспечивает их выполнение.
Пункты 3.1.35, 3.1.36 Положения гласят, что Комитет выступает главным распорядителем бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных комитету в бюджете города Нижнего Новгорода, для выполнения задач и функций, возложенных на комитет настоящим Положением; осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Нижнего Новгорода и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.5 Постановления администрации г. Н.Новгорода от 02.10.2006 N 3362 "О порядке реализации полномочий собственника муниципальных нежилых помещений структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода" комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода предоставлены следующие полномочия:
- организовать содержание муниципальных нежилых неиспользуемых помещений после выбора собственниками помещений одного из способов управления многоквартирным домом или проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: заключать с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, с обслуживающими организациями договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле муниципальных нежилых помещений в праве общей собственности на это имущество; заключать договоры на предоставление коммунальных услуг для муниципальных нежилых помещений в многоквартирном доме с соответствующими организациями, производящими или поставляющими коммунальные ресурсы;
- формировать и представлять в департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода пакет документов для финансирования расходов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество, а также расходов по оплате коммунальных услуг по неиспользуемым муниципальным нежилым помещениям в многоквартирных домах в порядке, установленном настоящим постановлением.
Следовательно, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода является органом, осуществляющим от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в виде нежилых помещений в МКД.
Принимая во внимание изложенное, требование о взыскании задолженности в сумме 347 902 руб. 16 коп. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода правомерно признан надлежащим ответчиком. Оснований для взыскания непосредственно с муниципального образования город Нижний Новгород в лице администрации г.Нижнего Новгорода суд первой инстанции обоснованно не установил.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции.
Решение законно и обоснованно, принято судом при полном, объективном, всестороннем исследовании всех доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводом суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об отнесении расходов по государственной пошлине по жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2020, принятое по делу N А43-23332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23332/2020
Истец: АО "ДК Московского района", АО "ДК Московского р-на"
Ответчик: "город Нижний Новгород" в лице администрации г.Н.Новгорода, КУГИ И ЗР