г. Москва |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А40-96104/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2023 по делу N А40-96104/23, принятое
по заявлению ООО "Апрель" к Московской таможни
о признании незаконными и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
Ступникова С.И. по доверенности от 21.11.2023, Бабаян А.А. по доверенности от 07.04.2023; |
от заинтересованного лица: |
Белякова А.О. по доверенности от 28.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АПРЕЛЬ" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконными решений Московской таможни от 22.03.23 N 10013000/210/220323/Т001677/007, N 10013000/210/220323/Т001677/004, N 10013000/210/220323/Т001677/001, N 10013000/210/220323/Т001677/002, N 10013000/210/220323/Т001677/003, N 10013000/210/220323/Т001677/005, N 10013000/210/220323/Т001677/008, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях после выпуска товаров, от 23.03.23 N 10013000/210/220323/Т001677/021, N 10013000/210/220323/Т001677/019, N 10013000/210/220323/Т001677/016, N 10013000/210/220323/Т001677/014, N 10013000/210/220323/Т001677/012, N 10013000/210/220323/Т001677/010, N 10013000/210/220323/Т001677/006, N 10013000/210/220323/Т001677/009, N 10013000/210/220323/Т001677/011, N 10013000/210/220323/Т001677/013, N 10013000/210/220323/Т001677/015, N 10013000/210/220323/Т001677/017, N 10013000/210/220323/Т001677/020, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях после выпуска товаров, а также от 24.03.23 N 10013000/210/220323/Т001677/018, N 10013000/210/220323/Т001677/022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях после выпуска товаров.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2023 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил его отменить, в удовлетворении требований заявителя, отказать.
От общества поступил отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд, Заявитель обосновал свои требования на следующих фактических обстоятельствах.
Общество на т/п Акцизный специализированный (ЦЭД) Центральной акцизной таможни по декларациям на товары (далее ДТ) N N 10009100/050721/0099410 (товар N2), 10009100/060921/0135550 (товар N 1), 10009100/090421/0047888 (товар N 1), 10009100/100820/0065994 (товары N 1,2), 10009100/150321/0032586 (товар N 1), 10009100/151021/0159740 (товар N 1), 10009100/161221/3010388 (товар N 1), 10009100/170221/0018443 (товар N 2), 10009100/170821/0124608 (товар N 1), 10009100/180521/0070863 (товар N 1), 10009100/200821/0126517 (товар N 1), 10009100/210421/0054761 (товар N 1), 10009100/221021/0164346 (товар N 1), 10009100/230321/0037183 (товар N 1), 10009100/280621/0096345 (товар N 1), 10009100/290421/0060166 (товар N 1), 10009100/310321/0042483 (товар N 1), на Владивостокском т/п (ЦЭД) Владивостокской таможни по ДТ NN 10702070/100320/0047819 (товар N 1), 10702070/120520/0095988 (товар N 1,2), 10702070/151220/0311268 (товар N 1), 10702070/151220/0311382 (товар N 1), 10702070/231020/0261240 (товар N 2), 10702070/270121/0019378 (товар N 1) задекларирован товар "электрические приборы для нагрева жидкостей: электронные сигареты одноразовые, заправленные, предназначены для вдыхания потребителем пара, образуемого в результате взаимодействия специальной никотиносодержащей жидкости и нагревательного элемента" (далее - товар).
Поставки товаров осуществлены в рамках внешнеторгового контракта от 20.02.2017 N April-BEGONIA-02/17.
Электронные сигареты, моделей soft disposable Ecigs Saltery Original, Soft Disposable Ecigs Saltery Compact, Soft Disposable Ecigs Saltery Maxi, Soft Disposable Ecigs Luxlite Saltery, Soft Disposable Ecigs Luxlite Saltery Pro, Soft Disposable Ecigs Atomic Saltic, Soft Disposable Ecigs, Mix Soft Disposable Ecigs, Soft Disposable Ecigs Luxlite Saltery, Soft Disposable Ecigs Luxlite Saltery Compact, Soft Disposable Ecigs Saltery Cube, Soft Disposable Ecigs Saltery Bigfoot с различными вкусами, задекларированные ООО "Апрель" по проверяемым ДТ представляют собой электронные сигареты по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8543 40 000 0 являются электронной системой доставки никотина многоразового использования в виде испарителя капсульного типа, предназначенного для вдыхания потребителем аэрозоля, генерируемого путём нагревания никотиносодержащей 2% жидкости, находящейся в одноразовой неперезаряжаемой несменной части.
Ввезённый товар являлся подакцизным в соответствии с пп.15 п. 1 ст. 181 части второй НК РФ, в связи с чем, Обществом уплачен акциз (код вида акциза 4270).
Товар выпущен в свободное обращение.
С 06.10.2022 по 06.02.2023 Московской областной таможней, в соответствии со ст.332 ТК ЕАЭС после выпуска товаров проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой, 06.02.2023 утверждён Акт камеральной таможенной проверки N 10013000/210/060223/А001677.
Согласно Акту ввезённый товар, помимо уплаченного акциза на электронные системы доставки никотина (далее- ЭСДН) подлежат налогообложению акцизом на жидкость для электронных систем доставки никотина (код вида акциза - 4280), что влечёт за собой необходимость уплаты таможенных платежей на общую сумму 30 925 249 руб. 60 коп.
22.03.2023, 23.03.2023 и 24.03.2023 Московской таможней приняты обжалуемые решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст.181 НК РФ электронными системами доставки никотина признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Требования к производству и обороту электронных сигарет установлены разработанным в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и действующим с 01.06.2018 ГОСТ Р 3 А40-75084/23 58109-2018, который распространяется на жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН) и устанавливает требования к ним.
Разделом 3 ГОСТ Р 58109-2018 установлено, что в указанном стандарте применены термины с соответствующими определениями: электронная система доставки никотина; ЭСДН: электронное устройство, используемое для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем.
Закрепленное ГОСТом определение, применимое в отношении ввозимых товаров, в наибольшей степени соответствует классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, определенному таможенным органом, а именно: продукция, предназначенная для вдыхания без горения; продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека.
Указанным ГОСТом закреплены особенности конструкции электронных систем доставки никотина. По способу использования ЭСДН могут подразделяться на: ЭСДН одноразового использования: система, готовая к применению, предварительно заполненная изготовителем жидкостью для ЭСДН, не предназначенная для повторной заправки жидкостью для ЭСДН или замены использованной порционной упаковки; - ЭСДН многоразового использования: система, предназначенная для замены порционной упаковки или многократной заправки контейнера жидкостью для ЭСДН пользователем.
Отдельные компоненты ЭСДН и жидкость для ЭСДН могут поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.
Таким образом, актами в сфере Технического регулирования закреплено, что ЭСДН имеют принципиальные различия, которые заключаются в возможности одноразового использования и многоразового использования.
Основополагающим критерием, необходимым для правильной классификации таких товаров является именно возможность повторного использования, которая становится допустимой при заправке электронной системы жидкостью. Ввезенный заявителем товар по своей сути является многокомпонентным.
Согласно ГОСТ Р 58109-2018 конструкция ЭСДН может иметь в составе компоненты: атомайзер, порционную упаковку с жидкостью для ЭСДН (в виде картриджа, капсулы и др.), контейнер для жидкости для ЭСДН, источник питания, зарядное устройство, мундштук, корпус, переключатель, световой индикатор и другие элементы.
В силу подпункта 16 пункта 1 статьи 181 части второй НК РФ к подакцизным товарам относится также жидкость для электронных систем доставки никотина, которой в целях главы "Акцизы" признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.
Следовательно, имеющееся в подпункте 15 пункта 1 статьи части второй 181 НК РФ указание на "электронные системы доставки никотина" следует рассматривать как указание на изделие целиком, вместе со всеми его составными компонентами, включая жидкость для электронной системы доставки никотина.
Указание же в подпункте 16 пункта 1 статьи 181 части второй НК РФ на "жидкость для электронных систем доставки никотина", соответственно, следует рассматривать как ссылку на указанную жидкость во всех случаях, когда она представлена отдельно от электронных систем доставки никотина, поскольку в качестве компонента электронной системы доставки никотина она уже охватывается подпунктом 15 пункта 1 статьи 181 части второй НК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом, везенные Обществом электронные системы доставки никотина одноразового использования представляют собой единое устройство, предварительно заполненное изготовителем никотиносодержащеи жидкостью, что подтверждается сведениями, заявленными в графе 31 деклараций на товары, и техническим описанием товаров, представленным при таможенном декларировании. Осуществить ввоз никотиносодержащеи жидкости, входящей в состав электронной системы доставки никотина одноразового использования, отдельно от самих электронных устройств не представляется возможным в силу конструктивных особенностей данного товара.
Ввезённые ЭСДН являются неразборными, не могут быть перезаправлены, разобраны или модифицированы для повторного использования, после использования подлежат утилизации.
Вышеуказанные сведения полностью согласуются с приведенными выше положениями ГОСТ Р 58109-2018, определяющими понятие электронной системы доставки никотина одноразового использования.
Кроме того, лишь одного упоминания жидкости для электронных систем доставки никотина в подпункте 16 пункта 1 статьи 181 части второй НК РФ не является достаточным для признания ее подакцизным товаром, необходимо, чтобы такая жидкость обладала признаками "товара" в значении, определенном налоговым и таможенным законодательством.
Представленными в материалы дела документами установлено, что Обществом были приобретены именно электронные системы доставки никотина, а жидкость самостоятельным объектом купли-продажи не выступала.
Будучи составным компонентом единого устройства- электронной системы доставки никотина одноразового использования (неделимой вещи) и не выступая в обороте в качестве самостоятельного объекта вещных прав, никотинсодержащая жидкость в составе электронной системы доставки никотина не является имуществом в значении гражданского законодательства, и как следствие "товаром" и "подакцизным товаром" в значении налогового и таможенного законодательства. К числу подакцизных товаров могут быть отнесены жидкости для электронных систем доставки никотина, которые выступают отдельным товаром и самостоятельным объектом вещных прав, например, в случае, когда они ввозятся для производства или в качестве сменных порционных упаковок для электронных систем доставки никотина многоразового использования.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что ввезенные Обществом электронные системы доставки никотина одноразового использования являются единым товаром, что извлечение указанной жидкости из электронной системы доставки никотина без разрушения или повреждения данного устройства является невозможным, что никотинсодержащая жидкость, являясь составной частью электронной системы доставки никотина, самостоятельным объектом вещных прав (купли-продажи) не выступала, а также, что в качестве самостоятельного товара, подлежащего обложению отдельным акцизом, рассматриваемая жидкость обществом не ввозилась и таможенным органам, в том числе в виде порционной упаковки, не декларировалась.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под налогами понимаются налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС. В подпункте 4 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС при определении перечня таможенных платежей также указывается, что акцизы взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Данное определение налогов и акцизов соответствует подпункту 13 пункта 1 статьи 182 части второй НК РФ, согласно которой объектом налогообложения акцизом является ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 51 ТК ЕАЭС, согласно которой объектом обложения таможенными пошлинами, налогами по общему правилу являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.
Определяющими при установлении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и являющихся предметом обложения налогами, уплачиваемыми в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе акцизами, являются сведения, содержащиеся в декларации на товары, поскольку с использованием именно этого таможенного документа перемещаемые через таможенную границу товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларируются таможенному органу (пункты 1, 3 статьи 105 ТК ЕАЭС), а также исходя из того, что декларация на товары содержит сведения о товарах - об их наименовании и описании для исчисления и взимания таможенных платежей, в том числе акцизов (подпункт 32 пункта 1 статьи 2. подпункт 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС), с учетом также и того, что именно с момента регистрации таможенным органом декларации на товары у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, в том числе акцизов (пункт 1 статьи 136 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации декларации на товары она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Сведения о декларируемых товарах указываются в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" и включают, в том числе, сведения о наименовании (фирменном, коммерческом или ином традиционном наименовании) товара, сведения о производителе (изготовителе), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара (подпункт 29 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257).
Согласно спорным ДТ жидкость для электронных систем доставки никотина в качестве самостоятельного товара заявителем через таможенную границу не перемещалась и на территорию Российской Федерации не ввозилась, по указанным декларациям на товары были оформлены только электронные системы доставки никотина, а указанные в графе 31 деклараций на товары сведения о наименовании, производителе, товарных знаках и артикулах имеют отношение к электронной системе доставки никотина в целом.
Поэтому в отношении жидкости, входящей в состав ввезенных обществом электронных систем доставки никотина, отсутствует объект обложения акцизом, установленный подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 части второй НК РФ.
В соответствии со ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. В соответствии с ч. 3 ст. 191 названного Кодекса налоговая база при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров.
Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Один и тот же вид товара не может облагаться акцизом дважды: сначала поштучно, затем в зависимости от объема жидкости, находящийся внутри ЭСДН. При обложении акцизом налоговую базу следует измерять от количества миллилитров жидкости, содержащихся в электронной системе.
В настоящем случае, материалами дела подтвержден факт уплаты обществом акциза, взимаемого при ввозе электронной системы доставки никотина в полном объеме.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для корректировки заявленной обществом таможенной стоимости товара, при его декларировании по ДТ.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию таможенного органа в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит и законных оснований для удовлетворения жалобы не установлено.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2023 по делу N А40-96104/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96104/2023
Истец: ООО "АПРЕЛЬ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ