г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-9060/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А41-38127/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Беспалова М.Б., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Малаховой А.А.,
при участии в заседании:
от СТСН "Ново-Марусино": Маслова Т.В., представитель по доверенности от 04.07.2020,
от ООО "Эколайн-Воскрсенск": Шайдуров М.М., представитель по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2020 года по делу N А41-38127/20 по иску садоводческого товарищества собственников недвижимости "Ново-Марусино" к обществу с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое товарищество собственников недвижимости "Ново-Марусино" (далее - СТСН "Ново-Марусино") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" (далее - ООО "Эколайн-Воскресенск") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0200-003463-2020/ТКО, изложив спорные пункты договора в следующей редакции:
- пункт 3 договора изложить в следующей редакции:
"Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, предоставляемые региональным оператором, в том числе крупногабаритных отходов - без контейнеров";
- пункт 11 договора изложить в следующей редакции:
"Региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации,
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан,
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации,
е) с целью не допущения переполнения бункеров и контейнеров на площадке накопления ТКО вывозить ТКО по графику в соответствии с настоящим договором,
ж) осуществлять уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов после их погрузки в мусоровоз";
- пункт 15 договора изложить в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.";
- пункт 22 договора изложить в следующей редакции:
"В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, но не более половины суммы просроченного обязательства за каждый отчетный период.";
- пункты 34.6, 34.7 исключить;
- заголовок столбца 2 таблицы в п.1 Приложения к договору изложить в следующей редакции:
"Наименование, адрес объекта и расчетный период";
- раздел 9 таблицы в п.1 Приложения к договору изложить в следующей редакции:
"Раздел 9 таблицы в п.1 Приложения к договору "Информация по п.10 Договора***** Потребитель" исключить";
- раздел 10 таблицы в п.1 Приложения к договору изложить в следующей редакции:
"Раздел 10 таблицы в п.1 Приложении к договору "Способ учета объема ТКО*** Н (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов)";
- дополнить договор пунктом п.34.8 следующего содержания:
"Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.",
а также об урегулировании разногласий по строкам 6, 7, 8 таблицы в п.1 Приложения к договору, приняв их в следующей редакции:
N |
Наименование, адрес объекта и расчетный период |
Объем принимаемых ТКО куб.м. в месяц |
Тариф (без НДС руб.) |
Место (площадка) накопления ТКО |
Место (площадка) накопления КГО** |
Объем/количество контейнеров ТКО |
Объем /количество контейнеров (КГО, относящего ся к ТКО) |
Информация по п.10 Договора***** |
Способ учета объема ТКО*** |
Периодичность вывоза ТКО* |
Размер оплаты руб./мес (без НДС) |
Размер НДС руб. |
Размер оплаты мес/руб.(в т.ч. НДС) |
6 |
СТСН "НовоМарусино" Люберецкий район, дер. Марусино, ноябрь 2020 |
19,949895 |
656,03 |
Московская обл., Люберецкий р-н, дер.Марусино, уч.161 |
Московская обл., Люберецкий р-н, дер.Марусино, уч.161 |
К= 1V =8 |
- |
- |
Н (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов) |
Еженедельно на 1 и 4 день каждой недели |
13 087,73 |
2 617,55 |
15 705,28 |
7 |
СТСН "НовоМарусино" Люберецкий район, дер. Марусино, декабрь 2020 |
19,949895 |
656,03 |
Московская обл., Люберецкий р-н, дер.Марусино, уч.161 |
Московская обл., Люберецкий р-н, дер.Марусино, уч.161 |
К= 1V =8 |
- |
- |
Н (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов) |
Еженедельно на 1 и 4 день каждой недели |
13 087,73 |
2 617,55 |
15 705,28 |
8 |
Итого: |
39,89979 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
26 175, 46 |
5 235, 1 |
31 410, 56 |
(с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к рассмотрению уточнений искового заявления).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2020 по делу N А41-38127/20 разногласия сторон урегулированы путем принятия положений пунктов 3, 11, 15 и спорных положений приложения N 1 к договору в редакции истца, принятия пункта 22 договора в редакции ответчика, исключения из договора пунктов 34.6, 34.7 договора и дополнения договора пунктом 34.8, изложенным в редакции истца.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Эколайн-Воскресенск" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ООО "Эколайн-Воскресенск" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт.
Представитель СТСН "Ново-Марусино" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между СТСН "НовоМарусино" (потребитель) и ООО "Эколайн-Воскресенск" (региональный оператор, РО) был заключен договор N 0200-001326-2018/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.12.2018, по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, определенном данным договором, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу РО.
Приложением к указанному договору был установлен способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов: исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО.
В пунктах 26, 27 стороны согласовали, что договор заключен на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
Как указал истец, в последующем, письмами исх.10-П от 21.02.2019 (вх.N 0217/19вх) и исх.52-П от 25.06.2019 (повторно) направило в адрес ответчика заявление об изменении способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, установив его исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, так как предусмотренный договором способ учета не соответствовал действующему законодательству РФ.
Уведомлением от 22.08.2019 г. исх. N 1495/19исх. ООО "Эколайн-Воскресенск" подтвердило, что условия заключенного договора не соответствуют закону, поскольку для товарищества установлены нормативы накопления ТКО, в связи с чем направило товариществу дополнительное соглашение N 0200- 001522-2019ТКО к договору об изменении способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов их накопления, которое в последующем было заключено сторонами 01.09.2019.
В последующем, 31.12.2019 действие договора в редакции указанного дополнительного соглашения было продлено, стороны установили новый график вывоза ТКО на 2020 год, в подтверждение чего в материалы дела представлено дополнительное соглашение N 0200-011938-2020/ТКО от 31.12.2019.
Обращаясь в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском, СТСН "Ново-Марусино" указало, что письмом исх.N 1408/исх от 29.05.2020 ответчик направил истцу дополнительный договор N 0200-003463-2020/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.05.2020.
Не согласившись с представленной редакцией договора, письмом исх.N 044-у от 02.06.2020 (вх.N 1466/20вх от 03.06.2020) товарищество направило региональному оператору мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему протокола разногласий.
Между тем, письмом исх.N 1459/20исх от 05.06.2020 ответчик возвратил указанные предложения о внесении изменений в проект договора.
Учитывая изложенное, поскольку протокол разногласий товарищества региональным оператором был отклонен, СТСН "Ново-Марусино" передало возникшие при заключении договора N 0200-003463- 2020/ТКО от 29.05.2020 разногласия на рассмотрение арбитражного суда в рамках настоящего дела.
Урегулировав возникшие у сторон разногласия путем исключения пунктов 34.6,34.7 из текста договора и изложения пунктов 3, 11, 15 и спорных положений приложения N 1 к договору в редакции истца, пункта 22 договора - в редакции ответчика, дополнив договор пунктом 34.8 в редакции истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела несоответствия спорных условий, представленных ответчиком, положениям действующего законодательства РФ в области обращения с отходами.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.
В силу положений п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п.1 ст. 432 ГК РФ). При этом, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433).
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 13-ти дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ.
Соблюдение сторонами процедуры, предусмотренной частями 2 и 3 статьи 445 ГК РФ, подтверждается материалами дела.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6.2. ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не собирает доказательства, а лишь исследует и оценивает доказательства, представленные сторонами, либо истребует доказательства по ходатайству сторон.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Обжалуя решение суда первой инстанции, принятое по настоящему делу, ООО "Эколайн-Воскресенск" ссылается на необоснованность принятой судом формулировки пункта 3 спорного договора в редакции истца, поскольку, как указало общество, предложенный истцом способ складирования ТКО (в контейнеры, предоставляемые региональным оператором) не предусмотрен действующим законодательством РФ.
Арбитражный апелляционный суд полагает указанный довод апелляционной жалобы несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с нормами Закона N 89-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Порядок заключения договоров), а также форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Типовой договор).
Пунктом 13(1) Правил обращения с ТКО установлено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Пунктом 10 Правил обращения с ТКО определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 3.10 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области" контейнеры, предназначенные для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, должны содержаться в исправном состоянии.
В силу п.90 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (вместе с Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами) необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Исходя из системного толкования вышеуказанных требований законодательства РФ, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязательства по приобретению контейнеров для накопления ТКО (в т.ч. их ремонту, замене и т.д.) возложены именно на регионального оператора, исполнение которых осуществляется за счет утвержденного тарифа регионального оператора, ввиду чего пункт 3 спорного договора правомерно был принят судом первой инстанции в редакции истца.
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции в части урегулированных разногласий по пункту 11 спорного договора, общество также полагает необоснованным возложение на него как на регионального оператора обязанности, предусмотренной подпунктом "е", поскольку, как полагает ответчик, данная обязанность возлагает на регионального оператора единоличную ответственность за накопление отходов на контейнерной площадке.
Арбитражный апелляционный суд полагает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку основана на неверном толковании указанного положения договора.
Так, принятой судом первой инстанции редакцией подпункта "е" пункта 11 спорного договора предусмотрено, что в целях недопущения переполнения бункеров и контейнеров на площадке накопления ТКО на регионального оператора возлагается обязанность вывозить ТКО по графику в соответствии с указанным договором.
При этом, возложение указанной обязанности не освобождает истца как потребителя от исполнения им обязанностей, предусмотренных, как действующим законодательством РФ (в том числе, Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области"), так и спорным договором (пп. "а" п.13 договора) по соблюдению правил накопления ТКО. Более того, условиями пункта 23 спорного договора установлена административная ответственность потребителя (СТСН "Ново-Марусино") за неисполнение указанных обязанностей.
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции, ответчик также полагает необоснованным возложение на него как на регионального оператора обязанности по осуществлению уборки мест погрузки твердых коммунальных отходов после их погрузки в мусоровоз (подпункт "ж" пункта 11 спорного договора).
Арбитражный апелляционный суд полагает данный довод апелляционной жалобы также несостоятельным, поскольку пунктом 13 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом, уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (п.2 Правил обращения с ТКО).
Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента приема твердых коммунальных отходов путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4.7 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019, вывоз ТКО региональным оператором должен сопровождаться уборкой мест погрузки ТКО (подбором оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещением их в мусоровоз, а также промывкой и обработкой дезинфицирующими составами мест пролива жидкостей из мусоровоза, в том числе при уплотнении ТКО). Не допускается проливание жидкостей из контейнеров.
Исходя из указанных требований законодательства, поскольку обязательства по вывозу ТКО региональным оператором должны сопровождаться уборкой мест погрузки ТКО (подбором оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещением их в мусоровоз, а также промывкой и обработкой дезинфицирующими составами мест пролива жидкостей из мусоровоза, в том числе при уплотнении ТКО), погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, то, соответственно, обязательства по уборке мест погрузки твердых коммунальных отходов после их погрузки в мусоровоз возложены на регионального оператора, это является его прямой обязанностью в силу закона, которая должна осуществляться за счет утвержденного тарифа регионального оператора, в связи с чем суд первой инстанции правомерно включил в пункт 11 спорного договора обязанность регионального оператора, предусмотренную подпунктом "ж".
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном принятии судом первой инстанции в качестве способа учета объема и (или) массы ТКО по спорному договору расчетного, исходя из нормативов накопления ТКО (п.15 договора и раздел 10 Приложения к нему), также отклоняется арбитражным апелляционным судом ввиду следующего.
Согласно пп. "е" п. 25 Правил обращения с ТКО одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, Правилами обращения с ТКО и Правилами N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом, пунктом 6 Правил N 505 определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (п. 8 Правил N 505).
При этом, апелляционным судом принято во внимание, что письмом на вх.N 0217/19вх от 21.02.2019 ответчик подтвердил, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО осуществляется только при условии наличия у потребителя своей обособленной контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, и что письмом исх. N 1495/19исх. от 22.08.2019 ответчик подтвердил, что в рассматриваемом случае для истца установлены нормативы накопления ТКО, в связи с чем истцу и было направлено и заключено дополнительное соглашение N 0200-001522-2019 ТКО к договору от 07.12.2018.
Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в ответе от 14.06.2019 N 12ТГ-14508 на запрос товарищества также подтвердило, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО и единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (постановлением Правительства МО от 02.10.2018 N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" для ООО "Эколайн-Воскресенск" установлен предельный единый тариф на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 в сумме 787,24 руб/ м3 (с НДС), плата за вывоз отходов с территории СНТ рассчитывается в соответствии с Т = тариф регионального оператора * норматив накопления, для ООО "Эколайн-Воскресенск" он составляет Т=787,24 руб. м3 *0,7 м3 = 45,92 руб. в месяц (551,06 руб. в год) для 1 участника (члена) товарищества).
В соответствии с пунктом 2.9 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019 раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
Согласно п. 2.10 указанного Распоряжения N 350-РВ раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.
В рассматриваемом случае на территории товарищества раздельное накопление ТКО, в порядке, установленном Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019, и в соответствии с требованиями, установленными требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", не организовано, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, требование ответчика об установлении в п.15 договора и разделе 10 таблицы в п.1 Приложения к договору порядка расчета стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, правомерно признано судом первой инстанции противоречащим действующему законодательству.
Обращаясь в суд с рассматриваемой апелляционной жалобой, ответчик также полагает необоснованным принятие судом первой инстанции условий спорного договора, устанавливающих периодичность вывоза ТКО - еженедельно на 1 и 4 день недели.
Указанные возражения признаются апелляционным судом подлежащими отклонению ввиду следующего.
Согласно п. 6.2, 6.3 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019 вывоз сухих отходов с мест их накопления осуществляется по мере их накопления, но не реже 2 раз в неделю в соответствии с графиком вывоза ТКО, а смешанных отходов - не реже 1 раза в день.
Поскольку график вывоза ТКО между сторонами согласован не был, с учетом установившегося в ходе исполнения сторонами предыдущего договора на оказание услуг по обращению с ТКО объема накопления ТКО в зависимости от сезона, арбитражный суд первой инстанции, приняв во внимание названные положения Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26.06.2019 и в целях соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в области охраны окружающей среды и предотвращения вредного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье человека, правомерно принял в части установления спорным договором периодичности вывоза региональным оператором редакцию истца. При этом, указанная периодичность вывоза ТКО не превышает установленный законом минимум (не реже 2 раз в неделю).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2020 года по делу N А41-38127/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38127/2020
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "НОВО-МАРУСИНО"
Ответчик: ООО "ЭКОЛАЙН-ВОСКРЕСЕНСК"