г. Москва |
|
7 мая 2021 г. |
Дело N А41-38127/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Кочергиной Е.В.,
судей Шишовой О.А., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца: садоводческого товарищества собственников недвижимости "Ново-Марусино" - не явился, извещен,
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" - Шайдуров М.М., по доверенности от 12.01.2021 г.,
рассмотрев 29 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск"
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2021 года по делу N А41-38127/2020
по исковому заявлению садоводческого товарищества собственников недвижимости "Ново-Марусино"
к обществу с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск"
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое товарищество собственников недвижимости "Ново-Марусино" (далее - СТСН "Ново-Марусино") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" (далее - ООО "Эколайн-Воскресенск") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0200-003463-2020/ТКО, изложив спорные пункты договора в следующей редакции:
-пункт 3 договора изложить в следующей редакции: "Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, предоставляемые региональным оператором, в том числе крупногабаритных отходов - без контейнеров";
-пункт 11 договора изложить в следующей редакции: "Региональный оператор обязан·
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации,
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан,
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации,
е) с целью не допущения переполнения бункеров и контейнеров на площадке накопления ТКО вывозить ТКО по графику в соответствии с настоящим договором,
ж) осуществлять уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов после их погрузки в мусоровоз";
-пункт 15 договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.";
-пункт 22 договора изложить в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, но не более половины суммы просроченного обязательства за каждый отчетный период.";
-пункт 34.6 исключить;
-пункт 34.7 договора исключить";
-заголовок столбца 2 таблицы в п.1 Приложения к договору изложить в следующей редакции:
"Наименование, адрес объекта и расчетный период";
-раздел 9 таблицы в п.1 Приложения к договору изложить в следующей редакции: "Раздел 9 таблицы в п.1 Приложения к договору "Информация по п.10 Договора***** Потребитель" исключить";
-раздел 10 таблицы в п.1 Приложения к договору изложить в следующей редакции: "Раздел 10 таблицы в п.1 Приложении к договору "Способ учета объема ТКО*** Н (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов)";
-дополнить договор пунктом п.34.8 следующего содержания: "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз." (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к рассмотрению уточнений искового заявления).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2020 по делу N А41-38127/20 оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 разногласия сторон урегулированы путем принятия положений пунктов 3, 11, 15 и спорных положений приложения N 1 к договору в редакции истца, принятия пункта 22 договора в редакции ответчика, исключения из договора пунктов 34.6, 34.7 договора и дополнения договора пунктом 34.8, изложенным в редакции истца.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от садоводческого товарищества собственников недвижимости "Ново-Марусино" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направил, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между СТСН "Ново-Марусино" (потребитель) и ООО "Эколайн-Воскресенск" (региональный оператор, РО) был заключен договор N 0200-001326-2018/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.12.2018, по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, определенном данным договором, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу РО.
Приложением к указанному договору был установлен способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов: исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО.
В пунктах 26, 27 стороны согласовали, что договор заключен на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
Как указал истец, в последующем, письмами исх.10-П от 21.02.2019 (вх. N 0217/19вх) и исх. 52-П от 25.06.2019 (повторно) направило в адрес ответчика заявление об изменении способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, установив его исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, так как предусмотренный договором способ учета не соответствовал действующему законодательству РФ.
Уведомлением от 22.08.2019 г. исх. N 1495/19исх. ООО "Эколайн-Воскресенск" подтвердило, что условия заключенного договора не соответствуют закону, поскольку для товарищества установлены нормативы накопления ТКО, в связи с чем направило товариществу дополнительное соглашение N 0200-001522-2019ТКО к договору об изменении способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов их накопления, которое в последующем было заключено сторонами 01.09.2019.
В последующем, 31.12.2019 действие договора в редакции указанного дополнительного соглашения было продлено, стороны установили новый график вывоза ТКО на 2020 год, в подтверждение чего в материалы дела представлено дополнительное соглашение N 0200-011938-2020/ТКО от 31.12.2019.
Обращаясь в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением, СТСН "Ново-Марусино" указало, что письмом исх. N 1408/исх от 29.05.2020 ответчик направил истцу дополнительный договор N 0200-003463-2020/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.05.2020.
Не согласившись с представленной редакцией договора, письмом исх. N 044-у от 02.06.2020 (вх. N 1466/20вх от 03.06.2020) товарищество направило региональному оператору мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему протокола разногласий.
Между тем, письмом исх. N 1459/20исх от 05.06.2020 ответчик возвратил указанные предложения о внесении изменений в проект договора.
Учитывая изложенное, поскольку протокол разногласий товарищества региональным оператором был отклонен, СТСН "Ново-Марусино" передало возникшие при заключении договора N 0200-003463-2020/ТКО от 29.05.2020 разногласия на рассмотрение арбитражного суда в рамках настоящего дела.
Исковые требования общества судом первой инстанции удовлетворены. Урегулировав возникшие у сторон разногласия путем исключения пунктов 34.6, 34.7 из текста договора и изложения пунктов 3, 11, 15 и спорных положений приложения N 1 к договору в редакции истца, пункта 22 договора - в редакции ответчика, дополнив договор пунктом 34.8 в редакции истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела несоответствия спорных условий, представленных ответчиком, положениям действующего законодательства РФ в области обращения с отходами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Судебная коллегия соглашается с обжалуемыми выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.
В силу положений п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). При этом, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433).
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 13-ти дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ.
Соблюдение сторонами процедуры, предусмотренной частями 2 и 3 статьи 445 ГК РФ, подтверждается материалами дела.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не собирает доказательства, а лишь исследует и оценивает доказательства, представленные сторонами, либо истребует доказательства по ходатайству сторон.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2020 года по настоящему делу приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения сторон.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основано на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являются позицией ответчика по спору, повторяют доводы, приводимые при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы ответчика основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену или изменение постановления суда апелляционной инстанции по настоящему делу в обжалуемой части, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2021 года по делу N А41-38127/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В. Кочергина |
Судьи |
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
...
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2020 года по настоящему делу приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения сторон."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-9060/21 по делу N А41-38127/2020