г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2021 г. N Ф07-4511/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А56-43359/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей О.В. Горбачевой, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: В.В. Новосёловой,
при участии:
от истца (заявителя): 1) Е.С. Цецура, доверенность от 25.05.2017;
2) С.В. Юрченко, доверенность от 14.10.2020;
от ответчика (заинтересованного лица): М.А. Синитенко, доверенность от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32502/2020) товарищества собственников жилья N 972 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 по делу N А56-43359/2020, принятое по заявлению
1) товарищества собственников жилья N 972,
2) товарищества собственников жилья N 947
об оспаривании распоряжения, признании его неопубликованным, не порождающим правовых последствий, оспаривании действий,
заинтересованное лицо - Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья N 972 (ТСЖ N 972) (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее также - заинтересованное лицо, Администрация), в котором просило признать неопубликованным и не порождающим правовых последствий, недействительным распоряжение Администрации от 25.02.2019 N 734 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Выборгском районе Санкт-Петербурга" (далее также - Распоряжение N 734), прекратить его действие, признать незаконными действия Администрации по организации конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д. 12, корп. 1, лит. А, и прекратить их действие.
Товарищество собственников жилья N 947 (ТСЖ N 947) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации, в котором просило признать неопубликованным и не порождающим правовых последствий, недействительным Распоряжение N 734, прекратить его действие, признать незаконными действия Администрации по организации конкурса по отбору управляющей компании для управления названным многоквартирным домом и прекратить их действие (в рамках дела N А56-43653/2020).
Определением от 04.08.2020 по делу N А56-43359/2020 суд объединил дела N А56-43653/2020 и N А56-43359/2020 в одно производство для совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу номер А56-43359/2020.
Решением арбитражного суда от 29.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принятое решение обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену решения, податель жалобы ссылается, в том числе на незаконность спорных действий, распоряжения, отсутствие опубликования последнего в установленном порядке.
В судебном заседании присутствовали представители сторон, которые дали пояснения, представители ТСЖ N 972, ТСЖ N 947 поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, спорным Распоряжением N 734 заинтересованным лицом в соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 07.12.2016 N 05/16925-р-11 было предписано:
- провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным в Выборгском районе Санкт-Петербурга по адресу: Северный пр., д. 12, корп. 1, лит. А (пункт 1);
- утвердить состав конкурсной комиссии по отбору управляющей организации согласно приложению N 1 к Распоряжению (пункт 2);
- начальнику отдела районного хозяйства и благоустройства Администрации в течение 7 дней уведомить Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (Учреждение) о проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирным домом (пункт 3);
- Учреждению в срок до 14.03.2019 подготовить проект конкурсной документации по многоквартирному дому, в отношении которого должен проводиться открытый конкурс по отбору управляющей организации (пункт 4.1);
- в срок до 07.03.2019 представить в Администрацию сведения, необходимые для оформления акта о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса; перечень обязательных услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса; сведения о размерах земельного участка, в отношении которого должны осуществляться санитарное содержание и уборка территории - карта уборочной территории (пункт 4.2);
- в течение одного рабочего дня после утверждения конкурсной документации, не позднее, чем за 30 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе разместить извещение о проведении конкурса, а также конкурсную документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru, в извещении о проведении конкурса указываются дата и время проведения осмотра объекта конкурса претендентами и другими заинтересованными лицами, а также сведения, установленные в разделе 4 Правил; не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе уведомить всех собственников помещений в многоквартирном доме о дате проведения конкурса путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме: на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 4.3);
- в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса уведомить всех собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления этим домом путем размещения проекта договора в порядке, предусмотренном пунктом 40 Правил (пункт 4.5);
- установить, что Учреждение осуществляет иные полномочия организатора конкурса (пункт 4.6);
- контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя главы Администрации Артемову А.А. (пункт 5).
ТСЖ N 972 и 947, ссылаясь на неопубликование Администрацией Распоряжения N 734 в установленном порядке, в том числе, в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наличие в действиях Администрации признаков самоуправства, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявлений, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводам о том, что спорное распоряжение заинтересованного лица не является нормативным правовым актом, а также об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителей названным распоряжением (с учетом результатов рассмотрения дела N А56-121767/2019) и пропуске срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Оценив доводы участвующих в деле лиц и исследовав имеющиеся материалы, судебная коллегия оснований для иных выводов по существу спора не находит.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств - несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Из содержания Распоряжения N 734 следует, что названным критериям оно не соответствует, является правоприменительным (распорядительным) документом органа местного самоуправления, имея организационно-распорядительный характер, не устанавливает (отменяет, изменяет) правовых норм, рассчитанных на неопределенный круг лиц, общерегулирующего воздействия на общественные отношения не оказывает.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив содержание спорного распоряжения, пришел к обоснованному выводу, что последнее не является нормативным актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, действительность которого (вступление в силу) не обусловлена процедурой официального опубликования.
При этом судом первой инстанции также было правомерно учтено, что в рамках дела N А56-121767/2019 решением арбитражного суда от 26.07.2020, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, по заявлению ТСЖ N 972 с участием ТСЖ N 947 в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, были признаны недействительными торги, проведенные Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга по отбору управляющей организации на право заключения договора на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Северный, д.12, корп.1, лит. А.
Данное обстоятельство, исходя также из содержания судебных актов по делу N А56-121767/2019, существа заявленных требований в рамках настоящего дела и испрашиваемых к защите прав и законных интересов заявителей, свидетельствует о восстановлении и защите последних арбитражным судом в рамках дела N А56-121767/2019.
Каким образом оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы заявителей с учетом названного обстоятельства в суде первой инстанции, а также при рассмотрении апелляционной жалобы, ее подателем и представителем ТСЖ N 947 не обосновано.
Правилами части 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оценив заявления, ходатайство о восстановлении срока их подачи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске соответствующего срока и отсутствии уважительных причин последнего, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушения арбитражным судом первой инстанции норм материального, процессуального права, влекущие отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 по делу N А56-43359/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43359/2020
Истец: ТСЖ N947, ТСЖ N972, Цецура Евгений Сергеевич
Ответчик: Администрация Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4511/2021
15.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6059/2021
15.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32502/20
29.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43359/20