г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2021 г. N Ф09-3259/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А60-54634/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заявителя: Егоров Е.И. паспорт, по доверенности от 18.11.2020, диплом,
от заинтересованного лица: Герасимова Я.Г. удостоверение, по доверенности от 11.01.2021 N 2, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Сиайти Терминал"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 декабря 2020 года по делу N А60-54634/2020
по заявлению акционерного общества "Сиайти Терминал" (ИНН 6662007746, ОГРН 1026605394166)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконным постановления N 10502000-858/2020 от 08.10.2020, представления от 08.10.2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "СиАйТи Терминал" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным постановления Екатеринбургской таможни N 10502000-858/2020 от 08.10.2020 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 руб., представления от 08.10.2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 24.12.2020) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что суд не полностью выяснил обстоятельства дела; суд не учел, что действия заявителя по представлению отчетности по форме ДО-2, в смысле положений Приказа ФТС России N 444, в связи с отказом таможенного органа в запрашиваемых действиях не является оконченным, а отчет по форме ДО-2, в отношении которого таможенный отправлен "отказ в совершении запрашиваемых действий"- представленным; суд неправильно (в отрыве от п. 8 Приложения N 5 к Приказу N 444) применил п.п. 2, 3, 4, 6 Приложения N 5 к Приказу, что привело к ошибочному выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях общества.
Таможенный орган представил отзыв с возражениями на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.04.2020 т/п Морской порт Владивосток Владивостокской таможни в таможенный орган назначения - Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни для ИП Юнязов А.И. по документам ЖДН N ЭЯ191165 от 01.04.2020, инвойсу N KIP-8547 от 14.03.2020, ТД N 10702030/010420/0006308 от 01.04.2020, по процедуре таможенного транзита были направлены товары: товар N 1 - "набор дорожный для ухода за обувью, 4пр (крем для обуви 2 шт, салфетка, щетка", код ТН ВЭД ЕАЭС 3405100000, товар N 2 - "набор бутылочек для косметики 3 шт (2 шт - 100 1 мл, 1 шт - 80 мл", код ТН ВЭД ЕАЭС 3923301090, товар N 3 - "посуда столовая и кухонная, из пластмасс: набор кухонных принадлежностей 6 пр. (ложки 2 шт., лопатки 2 шт, шумовка, поварежка)", код ТН ВЭД ЕАЭС 3924100000, товар N 4 - "одежда и ее принадлежности из пластмасс: ремень женский", код ТН ВЭД ЕАЭС 3926200000, товар N 5 - "изделия прочие из пластмасс: бокс для мелочей, бокс для таблеток", код ТН ВЭД ЕАЭС 3926909709, товар N 6 - "сумки дорожные, сумочки для косметических средств или наборов для личной гигиены, рюкзаки и сумки спортивные, с лицевой поверхностью из текстильных материалов: рюкзак подростковый", код ТН ВЭД ЕАЭС 4202929100, товар N 7 - "плетеные и аналогичные изделия из материалов для плетения, не соединенные или соединенные в полосы, из бамбука, прочие: салфетка бамбук (обработанные консервантами)", код ТН ВЭД ЕАЭС 4601929000, товар N 8 -"колготы прочие, из синтетических нитей линейной плотности одиночной нити менее 67 дтекс: колготки капроновые женские", код ТН ВЭД ЕАЭС 6115210000, товар N 9 -"набор эмалированных салатников с крышкой, 10 пр.", код ТН ВЭД ЕАЭС 7323940000, товар N 10 - "набор многофункциональный (2 открывалки, штопор)", код ТН ВЭД ЕАЭС 8205510090, товар N 11 - "набор столовых приборов 2 пр. (ложка, вилка)", код ТН ВЭД ЕАЭС 8215201000, товар N 12 - "прочие столовые приборы, из коррозионностойкой стали: ложка десертная; ложка столовая; ложка чайная с удлиненной ручкой; ложка-шумовка", код ТН ВЭД ЕАЭС 8215991000, товар N 13 -"насос ножной с манометром", код ТН ВЭД ЕАЭС 8414208000, товар N 14 - "тележка для сумок грузоподъемность 40 кг", код ТН ВЭД ЕАЭС 8716800000, товар N 15 -"щетка для обуви; щетка для одежды с переключателем; щетка с ручкой универсальная, для одежды и обуви; щетка тройная для замши и нубука", код ТН ВЭД ЕАЭС 9603909100, общим весом брутто - 15106 кг, общей стоимостью - 51407,01 USD, общим количеством - 1035 грузовых мест.
13.04.2020 Октябрьским таможенным постом Екатеринбургской таможни зарегистрированы документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, и завершена таможенная процедура таможенного транзита по товарам, перемещаемым по ТД N 10702030/010420/0006308.
13.04.2020 указанные товары по документу отчета ДО-1 N 0002431 от 13.04.2020 (регистрационный номер N 10502090/130420/0002491) помещены на временное хранение на СВХ АО "СиАйТи Терминал" (Свидетельство о включении в Реестр складов временного хранения N 10502/300516/10061/11 от 25.07.2019) расположенный по адресу 620025, г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 2.
Согласно ДО-1 N 0002431 от 13.04.2020 на хранение принято 15 товарных позиций.
15.04.2020 в Уральскую электронную таможню подана декларация на вышеуказанный товар N 10511010/150420/0060668 и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно, сведений декларации на товары N 10511010/150420/0060668 продекларировано и выпущено 17 товарных позиций.
Указанный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру 16.04.2020 в 18:12 часов.
Уведомление о выпуске товара и о возможности выдачи товара направлено таможенным органом в адрес СВХ 16.04.2020 в 18:16 часов путем электронного обмена информацией со сведениями о декларировании 17 товарных позиций.
17.04.2020 обществом на таможенный пост представлена отчетность по форме ДО-2 N 0002431, согласно сведений данного отчета выдан 1 товар - "щетка для обуви; щетка для одежды с переключателем; щетка с ручкой универсальная, для одежды и обуви; щетка тройная для замши и нубука".
17.04.2020 таможенным постом принято решение об отказе в запрашиваемых действиях (номер документа 0000248), в связи с тем, что отчет о выдаче товара с СВХ по форме ДО-2 N 0002431 содержит ошибки.
Обществом (владельцем СВХ) повторно подан отчет ДО-2 N 0002431 от 17.04.2020 и зарегистрирован за номером N10502090/040620/0002524.
В ходе осуществления проверки таможенным органом отчетов ДО-2, представленных владельцем СВХ, установлено, что отчет ДО-2 N 0002431 от 17.04.2020 содержит недостоверные сведения о выданных товарах, а именно, сведения в графах отчета по форме ДО-2 не соответствуют фактическим сведениям о товарах, помещенных и выпущенных под таможенную процедуру для внутреннего потребления (в декларации на товары N 10511010/150420/0060668 сведения о выпуске 17 товарных позиций), а также направленному уведомлению таможенного органа о возможности выдачи товара N 10502090/160420/0004143 (17 товарных позиций).
Данные обстоятельства образуют событие правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, обнаружение которых явилось основанием для составления 10.09.2020 протокола об административном правонарушении и вынесении 08.10.2020 постановления о привлечении Общества к административной ответственности за представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления и представления незаконными и их отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 345 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Таким образом, АО "СиАйТи Терминал", как владелец склада временного хранения товара, обязано соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.
На основании пункта 2 Приложения N 5 Приказа ФТС России N 444 от 18.03.2019 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах; соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.
Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения) (пункт 4 Приложения N 5 Приказа N 444).
Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444) (пункт 6 приложения 5 Приказа N 444).
В период времени, следующий с момента подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) до истечения срока его подачи владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) может отменить подачу указанного отчета таможенному посту.
Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 Приложения N 5 Приказа N 444).
Судом установлено, материалами дела подтверждается и обществом не опровергнут факт подачи таможенному органу отчетности по форме ДО-2 N 0002431, содержащей недостоверные сведения о выданных товарах, а именно, сведения в графах отчета по форме ДО-2 не соответствуют фактическим сведениям о товарах, помещенных и выпущенных под таможенную процедуру для внутреннего потребления, в связи с чем таможенным постом принято решение об отказе в запрашиваемых действиях.
Представление таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения, свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, на что правомерно указано в постановлении таможни и в решении суда.
Субъективная сторона вмененного обществу правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку заявителем не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд правомерно признал общество виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что отсутствие факта регистрации первоначально поданных сведений исключает возможность привлечения к ответственности, рассмотрены судом первой инстанции и отклонены как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства.
Суд правомерно указал, что исходя из положений статьи 111 ТК ЕАЭС, ее положения применяются к процедуре декларирования товаров таможенному органу.
Правоотношения, регулирующие порядок представления отчетности владельцами СВХ урегулированы положениями статей 345, 400, 414 ТК ЕАЭС и Приказом N 444, который предусматривает передачу информации таможенному органу, владельцу СВХ исключительно в виде электронных документов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что таможенный орган не осуществляет предварительную проверку формы отчетности до ее регистрации.
В данном случае форма отчетности с недостоверными сведениями представлена таможенному органу путем информационного обмена, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, бухгалтера, соответственно, наличие в ней недостоверных сведений, выявленных таможенным органом, свидетельствует о наличии вмененного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, не установлено.
Назначенное обществу за совершенные правонарушения наказание соответствует санкции ст. 16.15 КоАП РФ.
Повторно проверяя законность внесенного таможенным органом в адрес заявителя представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с п. 7 ст. 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Оспариваемое представление выдано на основании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении N 10502000-858/2020 и отраженных в постановлении от 08.10.2020.
Поскольку факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, установлен, суд приходит к выводу, что таможенный орган в соответствии с положениями ст. 29.13 КоАП РФ правомерно выдал заявителю представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, обоснованно отклонил доводы, заявленные обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2020 года по делу N А60-54634/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-54634/2020
Истец: АО "СИАЙТИ ТЕРМИНАЛ"
Ответчик: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ