город Омск |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А46-23876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13802/2023) товарищества собственников недвижимости "Соотечественники" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2023 по делу N А46-23876/2021 (судья Чернышев В.И.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" (ИНН 5503109356, ОГРН 1075503004587) к товариществу собственников недвижимости "Соотечественники" (ИНН 5503030603, ОГРН 1035504003457) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" (далее - ООО "ТГКом", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Соотечественники" (далее - ТСН "Соотечественники", товарищество) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения от 01.01.2019 N 849518 за период май, август - октябрь 2020 года в размере 132 829 руб. 03 коп.; за период с июня по октябрь 2021 года в размере 122 462 руб. 69 коп.; за период с января по декабрь 2022 года в размере 128 053 руб. 54 коп.; пени в размере 83 390 руб. 37 коп. (начисленных за просрочку платежей за период май, август - октябрь 2020 года); процентов (начисленных за просрочку платежей за период с июня по октябрь 2021 года) в размере 88 127 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.10.2023 по делу N А46-23876/2021 исковые требования удовлетворены частично. С товарищества в пользу общества взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию за период с января по декабрь 2022 года в размере 128 053 руб. 54 коп.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 842 руб.
В удовлетворении остальной части искового заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что объем тепловой энергии, потребленный ответчиком для подогрева холодной воды в целях горячего водоснабжения, подлежит определению по нормативу, такой объем полностью оплачен товариществом, задолженности нет. Пункт 29.3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 92) содержит формулу для перерасчета объема коммунального ресурса с применением показаний коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ) соответствующего коммунального ресурса, однако таковая не подлежит применению в правоотношениях сторон ввиду отсутствия в спорном многоквартирном доме (г. Омск, ул. Краснознаменная, 20) ОДПУ.
ООО "ТГКом" представило отзыв на апелляционную жалобу, где в порядке возражений указало на несогласие с частичным удовлетворением исковых требований, в связи с ошибочностью выводов суда первой инстанции о расчете объема потребления не исходя из показаний ОДПУ в соответствии с подпунктом "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а исходя из формулы 20.2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, между ООО "ТГКом" и ТСН "Соотечественники" заключён договор теплоснабжения от 01.01.2019 N 849518 (далее - договор), в соответствии пунктом 1.1 которого ООО "ТГКом", в том числе, обязалось поставить тепловую энергию и теплоноситель (далее - коммунальный ресурс), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах, в отношении которых абонент (ТСН "Соотечественники") осуществляет управление, а абонент обязался оплачивать принятый коммунальный ресурс в порядке и на условиях, установленных настоящим договором, а так же соблюдать режим потребления коммунального ресурса, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
Распределение договорного количества тепловой энергии в течение года и перечень отапливаемых объектов абонента с указанием адресов, наружных объёмов и тепловых нагрузок определены соответственно в приложениях N 1 и N 2 к договору.
Расчётным периодом оплаты по договору является календарный месяц (пункт 5.1).
ООО "ТГКом" в срок до 15 числа месяца, следующего за расчётным периодом, подготавливает платёжные документы на оплату коммунального ресурса на ОДН (пункт 5.2), который должен быть оплачен в срок до 25 числа месяца, следующего за расчётным месяцем (пункт 5.4).
Как указывает истец, в рамках исполнения договора ООО "ТГКом" за периоды май, август - октябрь 2020 года, с июня по октябрь 2021 года, с января по декабрь 2022 года общество надлежащим образом исполнило обязательства по поставке коммунального ресурса в виде тепловой энергии.
Истцом объём обязательств ответчика определён исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии в порядке корректировки объемов потребления за каждый календарный год с учетом изменений, внесенных постановлением N 92 в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Размер задолженности по расчёту истца по оплате поставленной тепловой энергии по договору теплоснабжения от 01.01.2019 N 849518 за периоды: май, август - октябрь 2020 года, с июня по октябрь 2021 года; с января по декабрь 2022 года составил 382 565 руб. 55 коп. (с учётом уточнений).
На сумму задолженности начислены также неустойка в виде пени в соответствии с пунктом 7.6.1 договора и проценты в соответствии с пунктом 7.6.2 договора.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец направил ответчику претензию с требованием оплатить задолженность.
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате задолженности явилось основанием для предъявления обществом настоящего иска
Арбитражный суд Омской области, руководствуясь статьями 45, 46, 123 Конституции Российской Федерации, статей 1, 11, 12, 317.1, 329, 330, 395, 421, 426, 539, 542, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 7, 44, 154, 156, 157, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пунктами 21, 21(1), 22 Правил N 124, статьями 13, 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 4, 13, 32, 54 Правил N 354, постановлением N 92, пунктами 29(2), 29(3) Правил N 491, частью 9.3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", правовой позицией, изложенной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", проверив расчет истца, пришел к выводу о том, что требование общества подлежит удовлетворению только за период с января по декабрь 2022 года в размере 128 053 руб. 54 коп., с учетом действия во времени нового порядка расчета по правилам пунктов 29(1)-29(3) Правил N 491 и подпункта "б(3)" пункта 22 Правил N 124 (постановление N 92 вступило в силу с 01.09.2022).
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьями 539, 544 ГК РФ, применяемыми в рассматриваемом случае в силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ, статьей 15 Закона о теплоснабжении предусмотрена обязанность абонента оплачивать принятую тепловую энергию.
Факт осуществления истцом в спорный период подачи тепловой энергии ответчику не оспаривается.
Претензий относительно качества и количества поставленной тепловой энергии, определенной по правилам пункта 54, формулы 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354, потребителем не заявлено.
Вместе с тем между сторонами имеются разногласия относительно наличия законных оснований для осуществления перерасчета и порядка определения объема ресурса, подлежащего оплате, а именно, возможности применения к правоотношениям сторон положений постановления N 92, в том числе за период до 2022 года.
В частности, истец настаивает на наличии у него права произвести перерасчет коммунального ресурса по показаниям ОДПУ и за 2020, 2021г.г. в силу части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Ответчик же считает, что перерасчет объема тепловой энергии невозможен и за 2022 год, поскольку ОДПУ горячей воды в многоквартирном доме (далее - МКД) отсутствует.
Разрешая разногласия сторон, суд первой инстанции установил, что объем тепловой энергии, используемой товариществом как исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению только на подогрев холодной воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354 (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2019 N 309-ЭС19-2341, от 10.02.2021 N ЭС20-23178).
Поддерживая выводы суда первой инстанции, коллегия судей учла следующее.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 2.5 договора определение стоимости поставленного коммунального ресурса в конкретный расчетный период осуществляется согласно правилам, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 предусмотрено, что потребителю из числа коммунальных услуг может быть предоставлена услуга горячего водоснабжения (далее - ГВС), то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям ГВС и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в МКД, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию (равно иное лицо из числа указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, в управлении которого находится МКД) в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354). Применительно к коммунальной услуге по ГВС указанными правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2 к Правилам N 354), либо приобретается исполнителем у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2 к Правилам N 354).
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство также не содержит указания на возможность возложения на управляющую организацию - исполнителя в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Сказанное соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в определениях от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341, а также письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.03.2017 N 9268-ОО/04.
Кроме того, в настоящее время Правила N 124 дополнены подпунктом а(1) пункта 21(1), согласно которому объем коммунального ресурса, используемого для подогрева холодной воды при производстве с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, и горячей воды, определяется за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения), в том числе при оборудовании многоквартирного дома прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса.
По абзацу пятому пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к названным правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В пункте 22 раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, определяется по формуле 20.1.
В формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества МКД.
Применение формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды в МКД, в котором система отопления является централизованной и подогрев воды осуществляется за счет такой системы, невозможно.
В указанных случаях при определении платы за ГВС следует применять формулу 20 приложения N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС, и тарифа на коммунальный ресурс (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341).
Дополнительно в пункте 22(1) приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения (формула 20.2).
Из указанного следует, что расчет стоимости потребленной в МКД тепловой энергии в целях приготовления горячей воды, должен учитывать норматив расхода тепловой энергии, используемой на ее подогрев, а показания ОДПУ тепловой энергии в таком случае (в межотопительный период, когда тепловая энергия в дом поставляется исключительно в целях ГВС) не учитываются при определении объема обязательств управляющей организации (в данном случае товарищества) перед обществом.
В МКД с нецентрализованной системой ГВС, управляемом в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, коммунальная услуга по ГВС может быть предоставлена только исполнителем, как лицом, обеспечивающим постоянную готовность внутридомового оборудования (ИТП), относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД, с помощью которого приготавливается горячая вода, и имеющим возможность возмещения расходов на его эксплуатацию (подпункт 2 части 1, подпункт 1 части 2 статьи 154, части 1, 9.1, 9.2, 9.3 статьи 156, части 2.2, 2.3, 16 статьи 161 ЖК РФ, абзац седьмой пункта 2, подпункт "б" пункта 4, пункт 13, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
При этом теплоснабжающая организация, поставляющая в подобный МКД коммунальный ресурс "тепловая энергия", не соответствует признакам организации, осуществляющей ГВС в МКД (пункт 16 статьи 2, часть 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении), в связи с чем у нее отсутствует обязанность по заключению с собственниками помещений в МКД договора ГВС (статья 426 ГК РФ, часть 3, 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
По общему правилу указанные обстоятельства исключают возможность приобретения теплоснабжающей организацией статуса исполнителя, предоставляющего коммунальную услугу по ГВС в порядке реализации положений статьи 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с правовыми позициями, приведенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2023 N 309-ЭС22-23453, от 21.06.2023 N 307-ЭС23-2986, при отсутствии централизованной системы ГВС в МКД исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из компонентов (тепловую энергию), необходимых для приготовления горячей воды с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, которое непосредственно не используется ресурсоснабжающей организацией.
Схожая позиция приведена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.01.2019 N 1324-ОО/06 "О переходе теплоснабжающей организации на прямые договоры с потребителями для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению".
Соответственно, в ситуации, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчёт исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объёма тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Исходя из изложенного порядка, судом первой инстанции произведен расчёт стоимости тепловой энергии, используемой товариществом как исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды за период 2019-2021 годы.
Аналогичным образом определен объем тепловой энергии и в 2022 году.
Разногласия сторон связаны с возможностью корректировки объема тепловой энергии по итогам календарного года исходя из показаний ОДПУ.
В этой части суд первой инстанции пришел к выводу о возможности перерасчета, но только за 2022 год, с чем не согласились обе стороны спора.
Между тем вывод суда первой инстанции о неприменимости в рассматриваемом случае к отношениям сторон в 2019-2021г.г. подпункта б(3) пункта 22 Правил N 124 и пункта 29(3) Правил N 491, введенных постановлением N 92, соответствует предусмотренному абзацем вторым пункта 1 статьи 4 ГК РФ и пункта 2 статьи 6 ЖК РФ принципу действия норм гражданского права во времени, в связи с чем доводы общества подлежат отклонению, учитывая также вышеприведенные нормы права и правовые позиции относительно порядка определения объема обязательств исполнителя коммунальных услуг в условиях самостоятельного приготовления горячей воды.
Что касается возможности перерасчета тепловой энергии за 2022 год, то таковая в данном случае обусловлена новыми положениями Правил N 124 и N 491, а именно, согласно подпункту "б(3)" пункта 22 Правил N 124 плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (далее - СОИ) подлежит корректировке по истечении календарного года или при прекращении договора ресурсоснабжения исходя из совокупного объема, который определяется как разница между совокупным объемом коммунального ресурса на СОИ, определенным исходя из показаний ОДПУ, и совокупным объемом коммунальной услуги и коммунального ресурса, потребленного в нежилых помещениях в МКД, подлежащим оплате потребителями за период корректировки.
Такая корректировка производится в течение I квартала года, следующего за календарным годом, за который производится корректировка, а при прекращении (расторжения) договора ресурсоснабжения - в течение одного месяца с даты прекращения (расторжения) такого договора.
Кроме того, Правила N 491 дополнены пунктом 29(3), согласно которому в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам: по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается равными долями в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение года, следующего за расчетным годом, а при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Коль скоро, данные положения вступили в силу с 01.09.2022, соответственно, ООО "ТГКом" имеет право на проведение перерасчета и предъявления к оплате задолженности, которая установлена по итогам перерасчета в порядке подпункта "б(3)" пункта 22 Правил N 124, за 2022 год с учетом письма Минстроя России от 22.02.2023 N 5220-ОГ/00.
При этом применение приведенных норм права по аналогии в отношении периода 2019-2021 годов не допускается.
Действительно, частью 1 статьи 7 ЖК РФ установлено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При том основанием для применения аналогии является наличие отношений прямо не урегулированых законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай (если обычай является источником права для этого вида отношений); имеется законодательство, регулирующее сходные отношения; применение аналогии закона не противоречит существу отношений.
Несоблюдение хотя бы одного из указанных условий влечет невозможность применения аналогии закона.
Применительно к настоящему случаю порядок определения размера платы за тепловую энергии, предоставленную в целях ГВС установлен в абзацем первым пункта 54 Правил N 354 в соответствии с формулами 20 и 20.2 приложения N 2 к названным Правилам.
Такой порядок расчета соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в определениях от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Следовательно, оснований для применения аналогии закона не имеется.
Таким образом, доводов, которые бы оказывали влияние на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, апелляционная жалоба и отзыв на нее не содержат.
Самостоятельных возражений относительно неустойки и процентов апелляционная жалоба и отзыв на нее не содержат, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по этому вопросу суд апелляционной инстанции не имеет (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2023 по делу N А46-23876/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23876/2021
Истец: ООО "Теплогенерирующий комплекс"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "СООТЕЧЕСТВЕННИКИ"
Третье лицо: АО "ОмскВодоканал"
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2025 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12407/2024
21.10.2024 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-23876/2021
04.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1811/2024
08.02.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13802/2023
26.10.2023 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-23876/2021