16 февраля 2021 г. |
Дело N А83-566/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Сикорской Н.И., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Молчановой В.С.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Предприятия объединения граждан "Добробут" Днепропетровской областной общественной организации "Управления социальной защиты ветеранов и инвалидов МВД Украины" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.11.2020 по делу N А83-566/2020
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
к Предприятию объединения граждан "Добробут" Днепропетровской областной общественной организации "Управления социальной защиты ветеранов и инвалидов МВД Украины", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "Хлебодар",
общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Тандем"
о прекращении права пользования земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к предприятию объединения граждан "Добробут" Днепропетровской областной общественной организации "Управления социальной защиты ветеранов и инвалидов МВД Украины" (далее - ответчик, предприятие) о прекращении права постоянного пользования земельным участком, площадью 113.4335 га, кадастровый номер 0122788600:05:001:0194, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский поселковый совет за границами населенного пункта, возникшее на основании государственного акта серия ЯЯ N 014409, выданного отделом Госкомзема в Ленинском районе АР Крым от 28.12.2012.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на пункт 19 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) тем, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), подлежат прекращению в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции прекратил право постоянного пользования предприятия земельным участком, площадью 113.4335 га, кадастровый номер 0122788600:05:001:0194, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский поселковый совет за границами населенного пункта, возникшее на основании государственного акта серия ЯЯ N 014409, выданного отделом Госкомзема в Ленинском районе АР Крым от 28.12.2012, а также взыскал с предприятия в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Суд первой инстанции руководствовался тем, что предприятие не переоформило право постоянного пользования на право аренды в срок, установленный законом. Подача соответствующего заявления после истечения установленных сроков не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона и потому правового значения для разрешения данного дела не имеет. При таких обстоятельствах, по мнению суда первой инстанции, право постоянного пользования земельным участком подлежит прекращению.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт указывает, что право постоянного пользования земельным участком не может быть ограничено по сроку действия нормативно-правовыми актами Республики Крым.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначено судебное разбирательство.
11.02.2021 от представителя Предприятия объединения граждан "Добробут" Днепропетровской областной общественной организации "Управления социальной защиты ветеранов и инвалидов МВД Украины" через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство об отложении судебного заседания по причине его участия в ином судебном заседании.
Рассмотрев заявленное ходатайство, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, отложение рассмотрения дела на основании части 3 статьи 158 АПК РФ является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела.
В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении судебного разбирательства, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Занятость представителя Предприятия объединения граждан "Добробут" Днепропетровской областной общественной организации "Управления социальной защиты ветеранов и инвалидов МВД Украины" в другом судебном заседании не может служить основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку представлять интересы организации может любое другое лицо по доверенности. Доказательств невозможности направления в суд иного представителя третьего лица не представлено, равно как и обоснований невозможности рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Кроме того, отсутствуют доказательства участия представителя апеллянта в ином судебном заседании (определение суда и иные документы).
Ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено, поскольку действующее законодательство не ограничивает круг представителей лиц, участвующих в деле, при апелляционном рассмотрении дела.
В судебное заседание, назначенное на 15.02.2021, лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Ленинской районной государственной администрации от 24.12.2012 N 850, предприятию выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, площадью 113.4335 га, кадастровый номер 0122788600:05:001:0194, расположенного по адресу: АР Крым, Ленинский район, Багеровский поселковый совет, за границами населенного пункта.
Согласно пункту 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Полагая, что у предприятия в связи с вхождением Автономной Республики Крым в состав Российской Федерации прекратилось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Как верно указал суд первой инстанции, в пункте 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно пункту 1 статьи 2-1 Закона N 38-3PK, право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 на территории Республики Крым, считать прекращенными на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
До вступления в силу Закона N 6-ФКЗ права на земельные участки на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 6-ФКЗ, пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Таким образом, земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, как в нашем случае, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков коммунальной собственности находятся в собственности Республики Крым.
Из положений части 1 статьи 12.1, части 1, части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ, пункта 1 статьи 2.1 Закон N 38-3PK, следует, что момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, являющегося собственностью Украины не связан с актом государственной регистрации права.
Согласно части 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что частью второй указанной статьи предусмотрены основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, которые осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Закона N 38-3PK право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае не приведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.
Согласно положениям пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Законом N 6-ФКЗ.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ, по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации (пункт 9 статьи 19 Закона N 52-ФЗ).
Из приведенных положений Закона N 52-ФЗ следует, что установленный срок до 01.03.2015 является пресекательным.
В соответствии с общедоступными данными ФНС России Предприятие не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц, в срок до 01.03.2015.
Как указывалось ранее, Предприятию выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, площадью 113.4335 га, кадастровый номер 0122788600:05:001:0194, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский поселковый совет, за границами населенного пункта, относящийся к собственности Республики Крым.
Согласно сведению Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины предприятие, является действующим юридическим лицом Украины, зарегистрировано 25.02.2009 (код ЕГРПОУ 36354124), местонахождение юридического лица: Украина, г. Киев, переулок Георгиевский, д. 2, комн. 12.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу положений пункта 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в ЗК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1, пункта 1 статьи 39.9 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 3 Закона N 38-ЗРК юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 01.09.2019.
Предприятие не переоформило право постоянного пользования на право аренды в срок, установленный законом.
Как верно указал суд первой инстанции, подача соответствующего заявления после истечения установленных сроков не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона и потому правового значения для разрешения данного дела не имеет.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18.06.2020 по делу N А83-1540/2019.
При таких обстоятельствах право постоянного пользования земельным участком подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2020 года по делу N А83-566/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Предприятия объединения граждан "Добробут" Днепропетровской областной общественной организации "Управления социальной защиты ветеранов и инвалидов МВД Украины" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-566/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН "ДОБРОБУТ" ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ И ИНВАЛИДОВ МВД УКРАИНЫ"
Третье лицо: ООО "ФИРМА "ТАНДЕМ", ООО "ХЛЕБОДАР", Шабалов Роман Ростиславович