г. Киров |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А31-1281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.11.2020 по делу N А31-1281/2020
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
(ОГРН: 1024400519330; ИНН: 4401017094)
к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Галичская окружная больница"
(ОГРН: 1024401437015; ИНН: 4403001283)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: Департамент здравоохранения Костромской области
(ОГРН 1024400523564; ИНН 4401004514),
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" (далее - ответчик, Больница) 1 081 523 рублей 38 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 108 152 рублей 34 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Костромской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части взыскания неосновательного использования средств по базовой программе обязательного медицинского страхования в сумме 1 026 150 рублей 20 копеек, уплаченных за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Ответчик считает, что формирование платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов не образует самостоятельного товарного рынка, так как возникающие права на компенсацию расходов по очистке водостока, содержащего загрязняющие вещества, превышающие установленные законодательством показатели, у организации водопроводно-канализационного хозяйства связано непосредственно с оказанием услуг по водоотведению. Также ответчик ссылается на то, что плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отражена по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.01.2021.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Больницы была проведена комплексная проверка использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2028, по результатам которой составлен акт от 27.09.2019 (лист дела 16 том 1).
Фонд, в частности, выявил нецелевые расходы денежных средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 026 150 рублей 20 копеек в виде платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. По итогам проверки Больнице начислен штраф в размере 102 615 рублей 02 копеек за нецелевое использование указанных средств.
В связи с тем, что ответчик требование Фонда от 11.10.2019 N 38 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа не исполнил, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 38, пунктом 1 статьи 306.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 3, подпунктом 2 пункта 7 статьи 34, пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), пунктами 7, 35, 114, 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пунктом 2 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (подпункт 7); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (подпункт 12).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Тарифным соглашением о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области на 2018 год от 26.12.2017 утверждена структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенции, полученной из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которая включает в себя, в том числе коммунальные услуги (пункт 3.3.).
Согласно материалам дела, Фондом установлено нецелевое использование средств по базовой программе обязательного медицинского страхования (подстатья КОСГУ 223 "Коммунальные услуги") на сумму 1 026 150 рублей 20 копеек в виде платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Между Больницей и ООО "Водоканалсервис" заключены договоры от 21.02.2018 N 79, от 31.07.2018 N 79, от 05.10.2018 N 79 на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. На основании выставленных счетов и актов приема-передачи услуг по водоснабжению и (или) водоотведению Больница производила оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, а оплату за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в спорной сумме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Из части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ и пункта 118 Правил N 644 следует, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 1 Постановления N 1310, действующего в рассматриваемый период, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением администрации Костромской области от 02.10.2017 N 359-а утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области.
Согласно пункту 7 указанного Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации с превышением нормативов водоотведения по составу взимается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно. Размер указанной платы определяется с учетом результатов анализов контрольных проб сточных вод, отобранных в контрольных канализационных колодцах, либо с учетом показателей, содержащихся в декларации о составе и свойствах сточных вод, предоставляемой абонентом.
Таким образом, из названных нормативно-правовых актов следует, что плата за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов не является платой за коммунальные услуги.
Из актов приема-передачи услуг по водоснабжению и (или) водоотведению также видно, что плата за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов предъявлена Больнице отдельно от услуг по оплате водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах Фондом правильно установлено, что спорная сумма 1 026 150 рублей 20 копеек использована не по целевому назначению, поэтому подлежит возмещению ответчиком в бюджет Фонда, а также к ответчику подлежит применению штраф в указанном размере.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными, и не подтверждают правовую позицию Больницы.
Учитывая изложенное решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Больницы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.11.2020 по делу N А31-1281/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1281/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГАЛИЧСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Департамент здравоохранения Костромской области