Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2021 г. N Ф08-53/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2021 г. |
дело N А32-1610/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от третьего лица: представитель Леванов С.А. по доверенности от 26.04.2019 (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Спецстройснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 августа 2020 года по делу N А32-1610/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецстройснаб" (ИНН 3232029750) к саморегулируемой организации Союз "Строительное региональное объединение" (ИНН 2308157872), при участии третьего лица: ассоциации "Национальное объединение строителей", ассоциации "Брянское объединение строителей",
об обязании перечислить денежные средства,
по встречному иску о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецстройснаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском об обязании саморегулируемой организации Союз "Строительное региональное объединение" (далее - организация) перечислить на расчетный счет Ассоциации Саморегулируемая организация "Брянское Объединение Строителей" денежные средства компенсационного фонда в размере 164 063 рублей.
Требования общества мотивированы тем, что организацией не в полном объеме исполнена обязанность по перечислению средств компенсационного фонда после ее перехода в другую самрегулируемую организацию.
СРОС "СРО" обратилось со встречным исковым заявлением к ООО "Спецстройснаб" о взыскании задолженности по уплате членских взносов в компенсационный фонд в размере 164 063 рублей.
Решением от 18.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2018, суд обязал организацию перечислить на расчетный счет ассоциации 164 063 рубля денежных средств компенсационного фонда; взыскал с организации 6500 рублей судебных расходов. С общества в пользу организации взыскано 164 063 рубля задолженности по уплате взноса в компенсационный фонд.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.02.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 по делу N А32-1610/2018 отменены, дело направить на новое рассмотрение.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к участию в дело общероссийского отраслевого объединения работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" ("НОСТРОЙ") привлечена к участию в деле в качестве третьего лица в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2020 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен: с ООО "Спецстройснаб" в пользу СРОС "СРО" взыскана задолженность в размере 164 063 рублей, а также 5 922 рублей расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не исследовано решение от 24.10.2016, принятое внеочередным общим собранием членов СРОС "СРО". В решении собрания указано, что на переходящих в другое СРО членов возлагаются дополнительные обязанности по сравнению с членами СРО, которые остаются в данном СРО, что, по мнению апеллянта, является незаконным, противоречащим нормами гражданского права и уставным документам СРО. Общество считает, что решение собрание закрепляет дискриминационное поведение собрания СРО к своим членам, что недопустимо законодательством. Апеллянт также указывает, что члены СРО не должны нести ответственность за то, что руководство СРО разместило средства компенсационного фонда в банки, лишившиеся лицензии либо находящиеся в стадии банкротства. В решении собрания указано, что перевод денежных средств компенсационного фонда в новое СРО осуществляется за минусом суммы доплаты, что является незаконным, поскольку Федеральный закон никаких ограничений но переводу средств компенсационного фонда при переходе в иное СРО не указывает.
Суд не основывался на нормах гражданского права, когда сделал вывод о том, что у ООО "Спецстройснаб" имелась обязанность оплатить дополнительный взнос.
СРОС "СРО" в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что организация находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель третьего лица доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Спецстройснаб" являлось членом СРОС "СРО".
В связи с тем, что местом нахождения ООО "Спецстройснаб" является г. Брянск и в соответствии с требованием Градостроительного кодекса РФ, ООО "Спецстройснаб" было подано уведомление в СРОС "СРО" о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации и переходе в другое СРО. Согласно выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 24.05.2017 членство ООО "Спецстройснаб" в СРОС "СРО" было прекращено 24.05.17.
24.05.17 ООО "Спецстройснаб" было принято в члены Ассоциации Саморегулируемая организация "Брянское Объединение Строителей".
ООО "Спецстройснаб" обратилось в СРОС "СРО" с заявлением о перечислении денежных средств, внесенных ранее заявителем в компенсационный фонд. СРОС "СРО" перечислило в компенсационный фонд Ассоциации СРО "БОС" денежные средства в размере 135 937 рублей.
Вместе с тем, как утверждает ООО "Спецстройснаб", оставшаяся часть денежных средств в размере 164 063 рублей на счет СРО "БОС" не поступила.
Невыполнение объединением обязательств явилось основанием для обращения общества в суд с иском.
В обоснование встречного иска СРОС "СРО" указано следующее.
24.10.2016 было проведено внеочередное общее собрание членов СРОС "СРО" в форме очного голосования. На собрании СРОС "СРО" присутствовало 655 членов Союза из 1289, в том числе, в лице уполномоченных представителей, что составляет 50,81 процента от общего числа членов.
Решением, принятым на внеочередном общем собрании членов СРОС "СРО" от 24.10.2016 по вопросу N 5 повестки дня (оформленным протоколом N 18 от 24.10.2016) на переходящих, в соответствии с положениями ст. 3.3. 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016), членов СРО была возложена обязанность довнести взносы в компенсационный фонд в размере, необходимом для его увеличения до минимально необходимого, не позднее даты выхода такого члена.
Порядок определения суммы взноса был установлен вышеназванным протоколом: "Размер доплаты каждого отдельного члена рассчитать по формуле: сумма ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд членом саморегулируемой организации, деленная на сумму минимально необходимого компенсационного фонда и умноженная на размер общей доплаты, определенный в соответствии с решением Совета директоров Союза. Определить, что сумма общей доплаты рассчитывается в размере разницы между минимальным размером компенсационного фонда, рассчитанном исходя из количества действующих членов саморегулируемой организации числящихся в реестре на день принятия решения о внесении дополнительных взносов в компенсационный фонд и сумм, уплаченных ими в качестве взносов в компенсационный фонд, и размером компенсационного фонда, не размещенного в российских кредитных организациях лишившихся лицензии и находящихся в стадии банкротства."
При неисполнении членом СРО (бывшим членом СРО) вышеназванной обязанности по доплате, решением собрания было постановлено: "осуществлять перевод (выплату) денежных средств в объеме равном взносу в компенсационный фонд, уплаченному таким членом при вступлении в Саморегулируемую организацию Союз "Строительное региональное объединение" за минусом необходимой суммы доплаты. При этом решением общего собрания было установлено, что "При окончании процедуры банкротства российской кредитной организации, в которой у Союза размещены средства компенсационного фонда, в случае возврата ранее размещенных денежных средств, установить, что ранее перешедшие члены на равных правах с действующими членами, имеют право на компенсацию ранее затраченных денежных средств на взнос в саморегулируемую организацию или на произведение соответствующей доплаты соразмерно своей доле в возвращенных денежных средствах".
27.03.2017 общим собранием членов СРОС "СРО" (Протокол N 19) было принято решение о произведении доплат в компенсационный фонд в отношении всех без исключения членов саморегулируемой организации, с указанием, что, в случае, если член СРО выполнил обязанность по доплате, установленную решением общего собрания от 24.10.2016, данные денежные средства засчитываются в качестве надлежащего исполнения обязанности по доплате, предусмотренной решением общего собрания членов от 27 марта 2017 года.
Обществом обязательство по доплате средств в компенсационный фонд СРОС "СРО", установленного решением внеочередного собрания членов СРОС "СРО" от 24.10.2016, не было исполнено, что послужило поводом для обращения с встречным иском в суд.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
В силу статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" одним из источником формирования имущества ассоциации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Такие поступления не квалифицированы в законе как добровольные, в отличие от другого источника формирования имущества - добровольных имущественных взносов и пожертвований. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации (пункт 2 статьи 26 Закона N 7).
В соответствии с ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 года "О некоммерческих организациях" ассоциацией (союзом) признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а так же иных, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, целей.
В силу части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Саморегулируемая организация Союз "Строительное региональное объединение" в соответствии с положениями части 6 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и части 1 статьи 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 07.10.2009 являлась саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В соответствии с положениями части 6 статьи 3 ФЗ "О саморегулируемых организациях" и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.06.2018 N СП-75 сведения об орнанизации исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства 20.06.2018.
Таким образом, общество в период времени с 07.10.2009 по 20.06.2018 являлось саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, обладающей правом выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности установлены следующие обязанности саморегулируемой организации:
-ведение реестра членов саморегулируемой организации (ч. 1 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
* ведение дел членов саморегулируемой организации (ч. 9 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции 372 ФЗ - ч. 15 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
* формирование компенсационных фондов в соответствующем размере (п. 2 ч. 2 ст. 55.4 и ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции 372 ФЗ - ч. 1,2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлены акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения таких гражданских прав и обязанностей.
Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, установлено в качестве оснований для возникновения следующих обязательств исключенной саморегулируемой организации:
- представление исключенной саморегулируемой организацией соответствующему Национальному объединению саморегулируемых организаций заверенной копии реестра членов саморегулируемой организации (п. 5 Порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций утвержденным приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр);
- передача исключенной саморегулируемой организацией соответствующему Национальному объединению саморегулируемых организаций дел членов саморегулируемой организации, а также дел лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено (ч. 10 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции 372 ФЗ - ч. 16 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- зачисление на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационных фондов в соответствующем размере (ч. 8 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 14 ст. 55.16 в редакции 372 ФЗ).
При этом особенности исполнения обязанностей саморегулируемой организацией, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, установлены Порядком.
Таким образом, в связи с исключением сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций у нее возникла обязанность по передаче Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" заверенной копии реестра членов и дел членов, а также по перечислению средств компенсационных фондов на специальный банковский счет.
Положениями пункта 2 части 2 статьи 55.4 и части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность саморегулируемой организации в области строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по формированию компенсационного фонда исходя из:
размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, установленного общим собранием членов саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
численности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами саморегулируемой организации, а также численности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, исключенных из государственного реестра саморегулируемых организаций;
перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, указанных в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданном индивидуальному предпринимателю или юридическому лиц;
уровней ответственности, в соответствии с которыми члены исключенной саморегулируемой организации были вправе осуществлять деятельность, предусмотренную градостроительным законодательством.
После вступления в силу Федерального закона от 03.07.2017 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации соответствующие компенсационные фонды формируются исходя из количества действующих и исключенных членов саморегулируемой организации и размеров внесенного ими взноса в компенсационные фонды. При этом на основании части 12 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда. Т.е. указанные средства не выбывают из состава имущества некоммерческого партнерства, имеющего статус саморегулируемой организации, и могут использоваться в соответствии с их правовым режимом.
Согласно положениям части 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации в день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении. В случае принятия иного решения в отношении члена саморегулируемой организации саморегулируемая организация в день принятия такого решения размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации соответствующие сведения в отношении такого члена саморегулируемой организации или вносит изменения в сведения, содержащиеся в указанном реестре, и направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление о принятом решении. При этом в соответствии с частью 32 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное уведомление может быть направлено на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в Национальное объединение саморегулируемых организаций.
Таким образом, включение сведений об юридических лицах (индивидуальных предпринимателях) в реестр членов саморегулируемой организации и предоставление таких сведений в НОСТРОИ является подтверждением факта внесения взноса юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в компенсационный фонд с учетом положений части 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что решение о принятии в члены саморегулируемой организации вступает в силу с момента уплаты взноса в компенсационный фонд/компенсационные фонды.
Из пояснений НОСТРОИ следует, что СРОС "СРО" представила 19.06.2018 в Ассоциацию "Национальное объединение строителей" в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, сведения о 2449 членах (321 - действующих и 2128 - исключенных) саморегулируемой организации для внесения в единый реестр членов саморегулируемых организаций. В указанных сведениях, на основании статьи 559 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 2 статьи 7 и пункта 4 части 3 статьи 71 ФЗ "О саморегулируемых организациях", содержалась информация о сумме взносов в компенсационный фонд, внесенных указанными 2449 членами саморегулируемой организации, в общем размере 782 323 627 рублей.
В соответствии с положениями части 8 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции 372 ФЗ - части 14 статьи 55.16) и пункта 5 Порядка средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, подлежат зачислению на специальный банковский счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций.
Указанные средства компенсационных фондов согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат выплатам заинтересованным лицам, а именно:
в случае необходимости возмещения вреда, причиненного членом исключенной саморегулируемой организации вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании части 14 статьи 55.16 и статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в случае необходимости возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора на основании части 14 статьи 55.16 и статьи 601 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в случае необходимости перечисления взноса индивидуального предпринимателя или юридического лица, являвшихся членами исключенной саморегулируемой организации, в компенсационный фонд (компенсационные фонды) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме таких индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, на основании части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Ассоциация "Национальное объединение строителей" в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций обеспечивает защиту имущественных интересов третьих лиц, которым может быть причинен вред либо ущерб при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также защиту имущественных интересов индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, являвшихся членами исключенной саморегулируемой организации и имеющими намерение продолжать осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В связи с исключением сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства во внесудебном порядке по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 55.2 и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в адрес ответчика 29.06.2018 направлено обращение исх. N 04-02-4869/18 с требованием о перечислении средств компенсационного фонда на специальный банковский счет.
Согласно пункту 5 Порядка саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счет.
НОСТРОИ указывает, что на специальный банковский счет Ассоциации "Национальное объединение строителей" были перечислены средства компенсационного фонда организации в размере 93 957 119 рублей 92 копеек, вся сумма зачисленных на счет денежных средств распределена по заявлениям членов СРО.
В соответствии с частью 13.4 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ со дня перечисления саморегулируемой организацией, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, денежных средств в размере, определенном в соответствии с частью 13.2 указанной статьи решением, саморегулируемая организация, в которую поступили указанные денежные средства, приобретает право требования к саморегулируемой организации, членство в которой было прекращено, в оставшейся части денежных средств, внесенных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в качестве взноса в компенсационный фонд этой саморегулируемой организации.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент подачи искового заявления спорная сумма не могла быть компенсирована за счет средств, поступивших Национальному объединению саморегулируемых организаций.
При этом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, требования общества к организации не подлежат удовлетворению.
Апелляционным судом установлено, что 24.10.2016 членами СРОС "СРО" принято решения об установлении формулы расчета размера средств, подлежащих дополнительному перечислению в компенсационный фонд организации. При этом в случае неисполнения членом обязательства по дополнительному перечислению средств, СРО "СРО" решило перечислять средства компенсационного фонда в порядке части 13 статьи З.3 Федерального закона N 191-ФЗ не в полном размере (в соответствии с утвержденной формулой). 27.03.2017 утвержден порядок определения размеров доплат.
Решения общих собраний СРОС "СРО" от 24.10.2016 и 27.03.2017 были приняты в отношении всех членов организации, осуществляющих переход в саморегулируемые организации по месту своей регистрации в рамках Федерального закона N 191-ФЗ.
28.07.2017 было принято решения об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера, внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса (протокол N 20). Данное решение принято Внеочередным общим собранием СРО "СРО" на основании части 13.2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Следует отметить, что названные решения общих собраний, в том числе по основаниям статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации в судебном порядке не оспорены.
Наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности спорного собрания, обществом не доказано, апелляционным судом не установлено.
Недобросовестного осуществления организацией гражданских прав (злоупотребления правом) судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, СРОС "СРО" правомерно перечислен ранее уплаченный ООО "Спецстройснаб" взнос в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном ч.ч. 13.1 и 13.2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, из расчета по формуле, утвержденной на общем годовом собрании СРО "СРО", состоявшемся 27.03.2017 (протокол N19).
Соответственно, СРОС "СРО" исполнена обязанность перед ООО "Спецстройснаб" по перечислению средств компенсационного фонда на основании статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, исходя из принятых саморегулируемой организацией решений общих собраний.
Правовые последствия частичного перечисления денежных средств компенсационного фонда, внесенных бывшим членом саморегулируемой организации, определены частью 13.4 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Так, в соответствии с названной нормой со дня перечисления саморегулируемой организацией, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, денежных средств в размере, определенном в соответствии с частью 13.2 настоящей статьи решением общего собрания членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация, в которую поступили указанные денежные средства, приобретает право требования к саморегулируемой организации, членство в которой было прекращено, в оставшейся части денежных средств, внесенных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в качестве взноса в компенсационный фонд этой саморегулируемой организации.
Таким образом, в ситуации, аналогичной спорной, именно новая саморегулируемая организация приобретает право требования к организации, членство в которой было прекращено, в части невнесенных денежных средств.
Следовательно, у общества, как бывшего члена СРО, отсутствует право на спорное взыскание.
Относительно требований СРОС "СРО" о взыскании членских взносов суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Статьей 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ предусмотрено, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, другие, не запрещенные законом поступления.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 которого источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы).
Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом или уставом некоммерческой организации (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты устанавливаются общим собранием членов партнерства.
При условии действительности принятого общим собранием членов СРОС "СРО" решения о внесении взносов в компенсационный фонд, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для освобождения общества от оплаты спорной задолженности.
Доказательств внесения взносов в полном объеме общество не представлено.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 августа 2020 года по делу N А32-1610/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1610/2018
Истец: ООО "Спецстройснаб"
Ответчик: СРО Союз "Строительное региональное объединение"
Третье лицо: АСРО "Брянское объединение строителей", Ассоциация саморегулируемая организация "Брянское Объединение Строителей"
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-53/19
16.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17384/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1610/18
14.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-53/19
15.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13083/18
18.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1610/18