Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф08-2956/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2021 г. |
дело N А53-36967/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Ростовского УФАС: Опруженков А.В., паспорт, по доверенности от 11.01.2021 N 05,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.12.2020 по делу N А53-36967/2020
по заявлению Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления; недействительным представления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2020 по делу N 061/04/9.21-1778/2020 о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей; признании недействительным представления от 21.10.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 30.12.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РО "УРСВ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в нарушение пункта 90 Правил N 644 договор о размещении нестационарного объекта ИП Сидоренко А.В. был предоставлен без нотариального заверения. Также ИП Сидоренко А.В. не предоставлен ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта. Представленные ИП Сидоренко А.В. документы (в том числе и договор о размещении нестационарного объекта) не содержат кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, что согласно пункту 90 Правил N644 является обязательным реквизитом.
В судебное заседание не явились представители ГУП РО "УРСВ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГУП РО "УРСВ" в суд поступило ходатайство об участии в судебном онлайн-заседании, которое было удовлетворено судом.
Однако в назначенное время представитель предприятия не осуществил подключение для участия в судебном онлайн-заседании.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГУП РО "УРСВ" с учетом полноты имеющихся в деле доказательств и отсутствия препятствий для рассмотрения дела в данном судебном заседании, в отсутствие представителя предприятия, позиция которого изложена в апелляционной жалобе.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС поступило обращение ИП Сидоренко А.В. (347040, РО, г. Белая Калитва, ул. Российская, 30 кв. 12) о неправомерных, по мнению заявителя, действиях ГУП РО "УРСВ", нарушающих порядок технологического присоединения (подключения) объектов заявителя к сетям водопотребления.
Рассмотрев обращение ИП Сидоренко А.В., Ростовское УФАС возбудило дело об административном правонарушении N 061/04/9.21-1778/2020.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Ростовского УФАС в отношении ГУП РО "УРСВ" составлен протокол об административном правонарушении N 061/04/9.21-1778/2020 по признакам наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен с участием представителя предприятия.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя - начальником отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ Ростовского УФАС вынесено постановление от 21.10.2020 по делу N 061/04/9.21-1778/2020 о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Также по результатам рассмотрения дела предприятию было выдано представление от 21.10.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности и представление, предприятие оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 86 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
Пунктом 90 Правил N 644 предусмотрено, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:
а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае отсутствия таких документов при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - копия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на подключаемый объект, ранее построенный и введенный в эксплуатацию, а для строящихся объектов - копия разрешения на строительство (за исключением объектов, для строительства которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется);
в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах);
ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений;
и) градостроительный план земельного участка (при подключении линейного объекта - проект планировки территории и проект межевания территории), результаты инженерных изысканий либо ссылка на государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, где размещаются соответствующие результаты инженерных изысканий.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект -это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В статье 10 Закона N 381-ФЗ определены особенности размещения нестационарных торговых объектов, так согласно пункту 1 указанной статьи размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено нарушение ГУП РО "УРСВ" пункта 90 Правил N 644.
Управлением было установлено, что ИП Сидоренко А.В. на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта от 05.12.2018 N 78 (далее - договор размещения), заключенного с администрацией Белокалитвинского городского поселения, разместил нестационарный торговый объект по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, примерно на расстоянии 39,0 м на запад от земельного участка N 24 по ул. Машиностроителей, площадью 20 кв.м. на срок с 05.12.2018 по 04.12.2028.
Также договор от 10.01.2019 N 14 заключен ИП Сидоренко А.В. с Комитетом по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района в отношении права на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Коксовый, расположенный примерно на расстоянии 14,0 м на север от земельного участка N 3 по ул. Милиционная, на срок с 10.01.2019 по 09.01.2029.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Все нестационарные торговые объекты на территории муниципального образования должны размещаться согласно утвержденной органом местного самоуправления схемой.
16.03.2020 ИП Сидоренко А.В., руководствуясь положениями Правил N 644, обратился в ГУП РО "УРСВ" с заявлениями (N 14667 от 16.03.2020 и N 1468 от 16.03.2020) о подключении (технологическом присоединении) нестационарных торговых объектов к сетям водоснабжения.
Письмами от 23.03.2020 N 1390 и от 23.03.2020 N 1389 ГУП РО "УРСВ" отказало ИП Сидоренко А.В. в заключении договоров на подключение нестационарных торговых объектов к сетям водоснабжения в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены нестационарные торговые объекты.
В апелляционной жалобе предприятие указало, что договор о размещении нестационарного объекта ИП Сидоренко А.В. был предоставлен без нотариального заверения. Также ИП Сидоренко А.В. не предоставлен ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта. Представленные ИП Сидоренко А.В. документы (в том числе и договор о размещении нестационарного объекта) не содержат кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект.
Судом установлено, что ИП Сидоренко А.В. были представлены договоры о размещении нестационарных торговых объектов, заключенные с администрацией Белокалитвинского городского поселения и администрацией Белокалитвинского района.
Согласно письму Минпромторга России от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08 "О направлении Методических рекомендаций" такая форма допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).
Договор на размещение оформляется также в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
При оформлении договора на размещение объекта указывается конкретное место его размещения.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ГУП РО "УРСВ", отказав ИП Сидоренко А.В. в заключении договоров на подключение нестационарных торговых объектов к сетям водоснабжения в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены нестационарные торговые объекты, нарушило установленный порядок технологического присоединения объектов к сетям водоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП РО "УРСВ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Предприятием в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для недопущения правонарушения.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения предприятия к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что ГУП РО "УРСВ" не признает наличие вины в допущенном правонарушении.
Судом также не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 100 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Судом установлено, что оспариваемое обществом представление по своему содержанию отвечает обязательным требованиям, предъявляемым к ненормативным правовым актам.
С учетом законности постановления о привлечении к административной ответственности, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению представления также отсутствуют в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 30.12.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2020 по делу N А53-36967/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36967/2020
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ