Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2021 г. N Ф04-2938/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А03-11140/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Логачева К.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощнирком судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Возрождение-2" (07АП-319/2021) на решение от 24.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11140/2020 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Возрождение-2" (Алтайский край, район Быстроистокский, село Приобское, ул. Молодежная, 1, ОГРН: 1132204001544, ИНН: 2237001805), к администрации Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края (Алтайский край, район Бийский, село Большеугренево, ул. Центральная, 23, ОГРН: 1022201947228, ИНН: 2234003628), о признании незаконным решения администрации Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края об отказе в проведении аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:495,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Агро-Русь" (Алтайский край, район Бийский, село Новиково, ул. Средняя, 27).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Кобыков А.С. - доверенность от 14.09.2020
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Возрождение-2" (далее - заявитель, ООО "Возрождение-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения администрации Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края об отказе в проведении аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:495.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агро-Русь" (далее - ООО "Агро-Русь", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Возрождение-2" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество, ссылаясь на положения статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указывает на обязанность Администрации принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка; вывод суда первой инстанции о том, что в отношении спорного земельного участка установлен специальный режим его передачи использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или в аренду без проведения торгов, основан на неверном толковании норм материального права и противоречит обстоятельствам дела; на момент подачи ООО "Возрождение-2" заявления о проведении аукциона, спорный земельный участок был освобожден от прав третьих лиц, срок на подачу заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, истек.
Администрация в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на несоответствие доводов и требований жалобы положениям закона. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьего лица, надлежащим образом извещённых о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 22:04:450002:495, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, находится в муниципальной собственности Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края и был выделен (образован) в счет признанных судом (решение Бийского районного суда Алтайского края от 02.10.2015 по делу N 2-330/2015) невостребованными и находившихся в муниципальной собственности Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края земельных долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером 22:04:450002:12.
Администрацией в средствах массовой информации, а также на сайте Администрации размещена информация о возможности и условиях заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:495, общей площадью 3580000 кв.м., категория земель и вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Алтайский край, Бийский район, 3 км северо-западнее с. Большеугренево, находящегося в муниципальной собственности Большеугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края.
15.04.2020 ООО "Возрождение-2" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:495 в аренду путем проведения аукциона, в котором указало, что, поскольку земельный участок зарегистрирован 24.04.2018, льготное (преимущественное) право на предоставление земельного участка в течение 6 месяцев, предусмотренное пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, кем-либо утрачено.
Письмом от 14.05.2020 N 57 Администрация сообщила ООО "Возрождение-2" о том, что испрашиваемый земельный подлежит предоставлению в аренду в специальном, установленном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона 101-ФЗ порядке, в связи с чем законные основания для проведения торгов в виде аукциона по предоставлению указанного земельного участка в аренду отсутствуют. Администрация попросила общество документально подтвердить факт и основания использования им исходного, находящегося в долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:12.
Ссылаясь на незаконность решения Администрации об отказе в проведении аукциона по предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка, выраженного в письме от 14.05.2020 N 57, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, суд первой инстанции исходил недоказанности обществом законных оснований для использования спорного земельного участка и проведения аукциона по предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в общем порядке.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статье 10 Федерального закона N 101-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 5.1. статьи 10 Федерального N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Федеральным законом N 101-ФЗ, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Из изложенного следует, что приобретение заинтересованным лицом земельного участка без проведения торгов в порядке пункта 5.1. статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий: использование земельного участка сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в своей деятельности, обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Основанием для отказа Администрации в предоставлении ООО "Возрождение-2" земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:495 в аренду послужило то обстоятельство, что обществом не представлено документального подтверждения использования исходного, находящегося в долевой собственности, земельного участка с кадастровым номером 22:04:450002:12, применительно к тому, что испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в аренду в специальном, установленным пунктом 5.1. статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, порядке.
Общество полагает, что испрашиваемый земельный участок подлежит передаче в аренду в общем порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, в результате чего положения пункта 5.1. статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ применению не подлежат.
Между тем, данные выводы общества основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно пункту 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, также регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, находится в муниципальной собственности и образован путем выделения в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, исходя из положений пункта 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5.1. статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, следует, что земельный участок с кадастровым номером 22:04:450002:495, подлежит передаче в аренду в специальном порядке, с предоставление заявителем документов, подтверждающих факт и основания использования исходного земельного участка, находящегося в долевой собственности, с кадастровым номером 22:04:450002:12.
Доводы общества о том, что ООО "Агро-Русь" пропущен, установленный пунктом 5.1. статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ шестимесячный срок, апелляционной коллегией не принимаются.
Так, во исполнение представления прокурора Бийского района Алтайского края N 02-54-2020/76 об устранении нарушений земельного законодательства, согласно которому Администрация в нарушение требований пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ и статьи 3 Закона Алтайского края от 14.03.2003 N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения", перед заключением договора аренды от 24.10.2018 ООО "Агро-Русь" не приняла меры направленные на информирование широкого круга лиц о возможности предоставления земельного участка в аренду в печатных средствах массовой информации: в газете "Алтайской правда", в районной газете по месту нахождения земельного участка, Администрация соглашением от 07.02.2020 расторгла договор аренды земельного участка от 24.10.2018 с ООО "АгроРусь".
12.02.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю произведена государственная регистрация соглашения о расторжении договора аренды от 24.10.2018.
Сообщение о возможности приобретения спорного земельного участка в аренду сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим исходный земельный участок с кадастровым номером 22:04:450002:12 опубликовано Администрацией в краевой газете "Алтайская правда", в районной газете "Моя земля", на сайте Администрации, информационных стендах Большеугреневского сельсовета.
ООО "Агро-Русь" как сельскохозяйственная организация, использующая в сельскохозяйственном производстве исходный земельный участок с кадастровым номером 22:04:450002:12 вновь обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
При указанных обстоятельствах выводы общества о пропуске ООО "Агро-Русь" шестимесячного срока, установленного пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, являются несостоятельными.
В свою очередь, как верно отметил суд первой инстанции, не имеют правового значения обстоятельства, послужившие основанием для расторжения Администрации договора аренды с ООО "Агро-Русь", а также наличие или отсутствие неточностей в заявлении третьего лица на предоставление спорного земельного участка в аренду, поскольку в рассматриваемой ситуации рассматривается вопрос о правомерности либо неправомерности отказа Администрации ООО "Возрождение-2" в проведении аукциона по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду, а не правомерность и соблюдение условий предоставления спорного участка ООО "Агро-Русь".
Документального обоснования наличия оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ обществом не представлено.
Доводы общества об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что арендатором спорного участка является специальный субъект -сельскохозяйственная организация, коим ООО "Возрождение -2" не является, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Основываясь на совокупности приведенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных ООО "Возрождение-2" требований ввиду того, что преимущественное право заявителя на предоставление испрашиваемых земельных участков на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ заявителям не подтверждено; ООО "Возрождение-2" не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности оспариваемыми действиями Администрации, поскольку отказ передать в аренду ООО "Возрождение-2" спорный земельный участок на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ при отсутствии к тому законных оснований, объективно не могло привести к нарушению прав и охраняемых законом интересов ООО "Возрождение-2" на получение испрашиваемого земельного участка в аренду.
Оценивая приведенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11140/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Возрождение-2" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Возрождение-2" из федерального бюджета 1 500 рублей, излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 21.12.2020 N 107.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11140/2020
Истец: ООО "Возрождение-2"
Ответчик: Администрация Большеугреневского сельсовета Бийского района
Третье лицо: ООО "Агро-Русь"