г. Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А41-58706/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации городского округа Люберцы (ОГРН: 1025003213179, ИНН: 5027036758): представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561) - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от Галкина Валерия Михайловича- представитель не явился, надлежащим образом извещен.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Люберцы на решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2020 года по делу N А41-58706/20,
по заявлению Администрации городского округа Люберцы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: Галкин Валерий Михайлович об исключении записи в едином государственном реестре недвижимости.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Люберцы Московской области (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее- Управление)с требованиями
1) Признать незаконной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040503:920 "под садоводство и огородничество" на "объекты придорожного сервиса";
2) Установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040503:920 - "под садоводство и огородничество".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Галкин Валерий Михайлович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2020 года по делу N А41-58706/20 в удовлетворении исковых требований отказано.( л.д. 28-30).
Не согласившись с указанным судебным актом Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указал истец, Решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от 20.12.2017 N 164/18 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области которыми, в свою очередь, установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты для них.
Согласно указанным ПЗЗ г.о, Люберцы, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040503:920 имеющий площадь 5800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, городское поселение Люберцы, 23 км Новорязанского шоссе, уч N 836-852 полностью входит в территориальную зону СХ-2 (зона, предназначенная для ведения садоводства).
В настоящее время для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования -"объекты придорожного сервиса".
Для территориальной зоны СХ-2 вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса" являлся условно разрешенным видом использования.
В адрес администрации поступил ответ Управления Росреестра по Московской области, направленный в адрес Председателя правления СНТ "Ручеек" о том, что решением регистратора от 12.11.2019 вид разрешенного использования для Спорного земельного участка был изменен с "под садоводство и огородничество" на "объекты придорожного сервиса".
Заявление об изменении вида разрешенного использования Спорного земельного участка подано 21.10.2019 года.
Как указывает заявитель, согласно ПЗЗ г.о. Люберцы, в редакции, действовавшей до 02.10.2019, Спорный земельный участок располагался в территориальной зоне 0-1, одним из основных вид разрешенного использования которой являлся такой, как "объекты придорожного сервиса".
Решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от 02.10.2019 N 317/39 в ПЗЗ г.о. Люберцы внесены изменения, согласно которым,
Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2, для которой вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса" является условно разрешенным.
Таким образом, по мнению Администрации, заявление об изменении вида разрешенного использования Спорного земельного участка подано и такой вид разрешенного использования земельного участка изменен после вступления в силу вышеуказанного решения Совета депутатов, когда спорный земельный участок уже был расположен в территориальной зоне СХ-2.
Поскольку на дату изменения вида разрешенного использования Спорного земельного участка, новый вид разрешенного использования земельного участка относился к условно разрешенному, то, согласно ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ для такого изменения необходимо проведение общественных обсуждений или публичных слушаний и получения соответствующего разрешения. Общественных обсуждений либо публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования Спорного земельного участка не проводилось, соответствующих разрешений не выдавалось.
По мнению заявителя, запись об изменении сведений в части вида разрешенного использования Спорного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости произведена с нарушением установленной процедуры.
Считая запись об изменении вида разрешённого использования незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходил из того, что аявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права..
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет право заинтересованному лицу обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав. Условиями предоставления лицу судебной защиты является установление наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пп. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Далее- Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2); вступившие в законную силу судебные акты (п. 5); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 8).
Согласно части 4 статьи 15 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 данной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий Согласно пунктам 1, 4 части 12 статьи 18 Закона о государственной регистрации в случае представления заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления: подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя; к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель).
Абзацем 4 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 2016 года, регистрационный N 41343, с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 27 октября 2016 года N 679 (зарегистрирован в Минюсте России 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44907) (далее - приказ N 920) утверждены соответствующие формы обращения с заявлениями.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов. Как следует из материалов дел, заявитель не обращался в регистрационный орган с соответствующим заявлением об изменении вида разрешенного использования. Учитывая, что в силу действующего законодательства государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет осуществляются исключительно на основании заявления, составленного по установленной Приказом форме, можно сделать вывод о том, что Заявитель фактически не обращался за услугой по изменению вида разрешенного использования в установленном законом порядке.
Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
В случае, если заявитель считает, что при регистрации изменения вида разрешенного использовании, его права были нарушены, он должен был обратиться в суд за защитой прав и нарушенных интересов с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным приостановления или отказа в государственной регистрации прав, после подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований обоснованно отказано.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции были в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющих значение для дела, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2020 года по делу N А41-58706/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58706/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Галкин Валерий Михайлович