Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2021 г. N Ф03-2315/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А51-5958/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Востокморсервис", Управления муниципальной собственности г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-8213/2020, N 05АП-8338/2020
на решение от 10.11.2020
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-5958/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Востокморсервис" (ИНН 2537035996, ОГРН 1022501798373)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424), Федеральное агентство морского и речного транспорта (ИНН 7707516988, ОГРН 1047796291950)
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 12.03.2020 N 3243/20у,
при участии:
от ООО "Востокморсервис": Голещук И.А. по доверенности от 03.12.2020 сроком действия до 03.12.2021;
от УМС г. Владивостока: Салыкова Л.В. по доверенности от 25.12.2020 сроком действия до 31.12.2021;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федерального агентства морского и речного транспорта: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Востокморсервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее - управление, УМС) об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка размером 480 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204а, с целью использования земельного участка для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости: сооружение - причал бухты "Диомид", длина 25 м (лит. П), выраженного в письме от 12.03.2020 N 3243/20у. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать управление в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка и утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории.
Определением арбитражного суда от 27.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - третье лицо, ТУ ФАУГИ в Приморском крае).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.11.2020 заявленные требования удовлетворены, и в целях восстановления нарушенных прав общества на УМС возложена обязанность рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить обжалуемое решение в полном объёме и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Со своей стороны общество также не согласилось с вынесенным судебным актом в части избранного судом способа восстановления нарушенного права и обжаловало его в апелляционном порядке только в указанной части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции исходя из следующего.
По правилам пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Как видно из материалов дела, настоящий спор обоснован реализацией обществом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости - причал бухты Диомид.
В этой связи, учитывая, что по смыслу Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) морской порт является объектом федерального транспорта и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти, а Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот, агентство) осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов, судебная коллегия приходит к выводу о наличии достаточных оснований полагать, что принятое по настоящему делу решение суда затрагивает права и законные интересы агентства, не привлеченного к участию в деле.
Таким образом, в силу положений пункта 4 части 4 статьи 270 и части 6.1 статьи 268 АПК РФ судом апелляционной инстанции установлены безусловные основания отмены судебного акта и перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением суда от 18.01.2021 рассмотрение настоящего дела было назначено по общим правилам административного производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Росречморфлот.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции общество заявленные требования поддержало в полном объёме и пояснило, что испрашиваемый им земельный участок не относится к федеральной собственности, поскольку расположен в границах Владивостокского городского округа и в зоне объектов водного транспорта Т5, предназначенной для размещения объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений. При этом полагает, что поскольку в границах морского порта береговая полоса не устанавливается, то оспариваемый отказ был принят в отсутствие на то правовых оснований. С учетом изложенного заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований и просит в качестве устранения допущенных нарушений обязать управление предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, занятого причалом, и утвердить схему его расположения.
Представитель УМС с заявленными требованиями не согласился, считает, что обществом испрашивается земельный участок, относящийся к федеральной собственности, а орган местного самоуправления не наделен полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности в силу закона.
ТУ ФАУГИ в Приморском крае в письменном отзыве, сославшись на результаты рассмотрения дела N А51-11274/2012, также выразило несогласие с позицией заявителя, полагая, что земельный участок ограничен в обороте, а, кроме того, относится к федеральной собственности, в связи с чем им в настоящее время проводится работа по регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Росречморфлот согласно письменным пояснениям указало, что, действительно, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества в сфере морского и речного транспорта, а равно земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов. Между тем в спорной ситуации, следуя пояснениям капитана морского порта Владивосток, полагает, что оно неуполномочено на распоряжение спорным земельным участком, поскольку он не входит в границы морского порта Владивосток.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела по правилам, установленным процессуальным законодательством для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела заявление общества без их участия по имеющимся в материалах дела документам.
При этом в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 11.02.2021 произведена её замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение заявления в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество в соответствии с заключенным договором купли-продажи недвижимого имущества от 29.03.2011 является собственником объекта недвижимости: сооружение - причал бухты "Диомид" длиной 25 м (лит. П), инвентарный номер 05:401:002:000235280, расположенного на земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.04.2011 серия 25-АБ N 596110.
В соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.02.2011 N 62 (действовавшего в спорный период) Федеральным агентством морского и речного транспорта указанному объекту недвижимости, как объекту транспортной инфраструктуры - "Перегрузочный комплекс ООО "Востокморсервис", присвоена III категория.
В 2011 году обществом была инициирована процедура приватизации земельного участка площадью 480 кв.м с кадастровым номером 25:28:030003:385, сформированного и поставленного на кадастровый учет для дальнейшей эксплуатации сооружения причала бухты "Диомид".
По результатам рассмотрения соответствующего заявления Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, являвшийся в спорный период органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, решением от 05.03.2012 N 29/02/02-13/4664 отказал в предоставлении в собственность общества указанного земельного участка.
Законность и обоснованность данного отказа была предметом судебного разбирательства по делу N А51-11274/2012, в том числе в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и по результатам рассмотрения данного спора обществу было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка ввиду его ограничения в обороте (нахождение в запретной зоне военного объекта).
Письмом от 14.02.2020 общество обратилось в управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности без проведения торгов земельного участка площадью 480 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204а, для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости - причала бухты "Диомид" длиной 25 (лит. П). Тот есть фактически заявление было подано в отношении того же земельного участка в бухте Диомид.
К заявлению были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права на причал от 26.04.2011 серия 25-АБ N 596110, копия договора купли-продажи от 19.03.2011, копия технического паспорта на причал, копия удостоверения на право временного пользования землей N 175 от 15.03.1990, копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:389 от 10.01.2012 серия 25-АБ N 709078, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 25:03:030003 на бумажном и электронном носителях.
По результатам рассмотрения заявления общества управление письмом от 12.03.2020 N 3243/20У отказало в предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка, занятого причалом, по мотиву того, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем управление не наделено полномочиями по распоряжению таким земельным участком.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по общим правилам административного производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела судом первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения, действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) к основаниям возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесен договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 39.2 Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Кодекса следует, что продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется, в том числе при предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, требования заявителя мотивированы ссылкой на положения подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, исходя из того, что общество является собственником объекта недвижимости - причал бухты "Диомид" длиной 25 м (лит. П), инвентарный номер 05:401:002:000235280, расположенного на земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204а.
При этом, отказывая в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в собственность заявителя за плату, орган местного самоуправления пришёл к выводу об отсутствии у него соответствующих полномочий по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Оценив оспариваемый отказ на основании требований статьи 71 АПК РФ в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у УМС правовых и фактических оснований для его принятия в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Так, согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 4 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 предприятия и объекты отраслей речного и морского флота относятся исключительно к федеральной собственности.
По смыслу статей 5, 6, 7 Закона N 261-ФЗ морской порт является объектом федерального транспорта и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 названного Закона земельные участки в границах территории действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения объектов инфраструктуры морского порта.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 214, пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35(1) данного Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Наряду с этим в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 371 от 23.07.2004 (далее - Положение N 371), Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Росморречфлоту предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности.
По правилам пункта 5.3.11 Положения N 371 Росморречфлот организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Таким образом, по общему правилу земельные участки, занятые объектами морского транспорта, относятся к федеральной собственности, управление которой осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок площадью 480 кв.м, относительно которого обществом подано заявление о предварительном согласовании и об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, занят сооружением - причал бухты Диомид.
При этом с юго-востока участок граничит с акваторией буты Диомид, с северо-востока - с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030003:284, с северо-запада - с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030003:389, с юго-запада - с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030003:62.
Анализ имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права показывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:389 площадью 49241 кв.м является собственностью заявителя, который по данному основанию является оператором морского порта Владивосток.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14.04.2017 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:284 площадью 4414 кв.м, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации сооружений - причала N 1 (лит.А), причала N 2 (лит.Б), также является собственностью Российской Федерации и обременен правом аренды ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" и ООО "Востоктранссервис".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.04.2017 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:62 площадью 7202 кв.м, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации причалов, является собственностью Российской Федерации и обременен правом аренды ФГУП "Национальные рыбные ресурсы".
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный земельный участок по своему характеру и местонахождению представляет собой территорию, занятую гидротехническим сооружением, непосредственном граничащим с морской акваторией, и, как следствие, относится к землям морского транспорта и находится в федеральной собственности.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает вывод управления об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению спорным земельным участком, в связи с чем считает, что оспариваемый отказ был принят при наличии на то правовых оснований.
То обстоятельство, что при принятии оспариваемого решения УМС, делая вывод об отнесении испрашиваемого обществом земельного участка к федеральной собственности, исходило из его частичного нахождения в береговой полосе, не свидетельствует об ошибочности позиции управления в целом, учитывая действующие правила разграничения государственной собственности.
Утверждение заявителя о том, что поскольку спорный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", расположен в границах Владивостокского городского округа и территориальной зоне Т5 "Зона объектов водного транспорта", и поскольку в отношении него не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, то фактически он имеет статус не разграниченных земель, в отношении которых полномочия по распоряжению осуществляются управлением, поддержанное судом первой инстанции, апелляционной коллегией не принимается.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 3.3 этого же Закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Между тем данные нормы права к спорной ситуации не применимы, поскольку испрашиваемый обществом земельный участок не относится к не разграниченной собственности, в связи с чем какие-либо полномочия по его распоряжению у управления отсутствуют.
При этом само по себе нахождение спорного земельного участка в границах городского округа, а также в зоне объектов водного транспорта Т5 не является критерием разграничения собственности на публичные земельные участки, поскольку в пределах муниципального образования могут располагаться объекты недвижимости, имеющие различную ведомственную принадлежность.
Кроме того, в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 17 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю является специальным основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки наряду с основаниями, предусмотренными гражданским законодательством.
Соответственно отсутствие в публичном реестре регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок не препятствует отнесению его к федеральной собственности в силу прямого указания Постановления N 3020-1.
С учетом изложенного довод общества об отнесении спорного земельного участка к не разграниченным землям является ошибочным и противоречит действующему нормативному регулированию.
Ссылки заявителя на то, что ему на праве собственности принадлежит смежный земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:389, через который осуществляется доступ к испрашиваемому земельному участку, названных выводов судебной коллегии не отменяют и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения управления.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый отказ был принят УМС при наличии на то правовых оснований и не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку последний не лишен права на подачу соответствующего заявления на выкуп спорного земельного участка в уполномоченный орган.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что вопросы разграничения полномочий между Росимуществом и Росречморфлотом по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности, занятыми портовыми сооружениями и находящимися (не находящимися) в границах морского порта, не являются предметом настоящего судебного спора и не влияют на выводы судебной коллегии относительно отсутствия полномочий УМС по рассматриваемому вопросу.
В свою очередь, принимая во внимание установленные в рамках рассмотрения настоящего спора обстоятельства отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, что является достаточным основанием для вывода о законности принятого УМС решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для оценки иных доводов лиц, участвующих в деле, относительно невозможности предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и во взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были неправильно применены нормы процессуального и материального права, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение на основании пункта 2 статьи 269, части 4 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб судебные расходы по уплате государственной пошлине по заявлению и апелляционной жалобе заявителя на основании статьи 110 АПК РФ относятся судебной коллегией на общество.
При этом вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе УМС коллегией суда не рассматривается, поскольку управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.11.2020 по делу N А51-5958/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5958/2020
Истец: ООО "Востокморсервис"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Примосрком крае, Федеральное агенство морского и речного транспорта