г. Хабаровск |
|
18 февраля 2021 г. |
А80-351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шахта "Угольная"
на решение от 10.11.2020
по делу N А80-351/2020
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта "Угольная" (ОГРН 1028700517779, ИНН 8701003195)
к Северо-Восточному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Шахта "Угольная" (далее - ОАО "Шахта "Угольная", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Северо-Восточному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Восточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2020 N 919/в/20/пс1, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А80-351/2020.
Решением от 10.11.2020 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Заявитель жалобы, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2019 N 309-ЭС19-20889 по делу N А07-38376/2017, указывает на то, что отступление от проекта в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого нельзя признать нарушением лицензионных требований и требований технического проекта. Указывает на то, что снижение объема добычи угля связано со снижением спроса в Чукотском автономном округе на твердое топливо и принятием Обществом в этой связи мер для предотвращения нерационального использования недр. Таким образом, при формально противоправном поведении Обществом преследовались цели обеспечения рационального недропользования.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 19.01.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Северо-Восточное межрегиональное управление Росприроднадзора в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивает на законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
На основании приказа Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора N 106 в период с 09.06.2020 по 30.06.2020 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Шахта "Угольная" законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и выполнения условий лицензионных соглашений.
Проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По результатам проверки составлен акт от 30.09.2020 N 9/в-20 и вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований от 30.06.2020 N пр/9/в-20.
В ходе проведения проверки установлено, что Общество имеет лицензию на право пользования недрами серии АНД N 00846 ТЭ с целевым назначением "Разведка и добыча угля на поле шахты "Анадырской" Анадырского буроугольного месторождения. Дата государственной регистрации лицензии - 01.06.2000, дата окончания действия лицензии 01.06.2025.
Способ разработки Анадырского буроугольного месторождения подземный.
В период с 2017 по 2019 годы отработка балансовых запасов угля на участке недр ОАО "Шахта "Угольная" осуществлялась в соответствии с проектной документацией "Изменения к Дополнению к Проекту реконструкции ОАО "Шахта "Угольная" по данным утверждённых кондиций и запасов угля". Данный проект согласован протоколом ТКР по Чукотскому автономному округу от 18.11.2015 N 16 (далее - Проект).
Календарным планом указанного Проекта установлена добыча угля из пласта "Анадырский" в период с 2015 по 2025 годы в объеме 230 тыс. тонн в год.
Согласно протоколам технического совещания от 23.01.2018 и 18.01.2019, а также представленной Обществом форме государственной статистической отчетности N 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" за 2019 год (приложение N 13) ОАО "Шахта "Угольная" из пласта "Анадырский" в 2017 году добыто 175 тыс. тонн угля, в 2018 году - 123 тыс. тонн, в 2019 году - 75 тыс. тонн, что не соответствует установленным показателям Проекта (230 тыс. тонн).
В этой связи при добыче угля в 2017-2019 годах ОАО "Шахта "Угольная" не выполнены условия лицензионного соглашения, предусмотренные пунктом 7 Приложения N 1 к лицензии АНД 00846 ТЭ (Проект разработки месторождения).
В ходе проверочных мероприятий административным органом установлено, что Общество нарушило положения статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-01 "О недрах" (далее - Закон о недрах), условия лицензии N АНД 00846 ТЭ, не обеспечив объем добычи угля в 2017, 2018, 2019 годах, то есть совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
17.09.2020 по факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 939/в-20/пр1, деяние квалифицировано по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 29.09.2020 N 919/в/20/пс1, вынесенным в присутствии представителя Общества, ОАО "Шахта "Угольная" признано виновным в совершении правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, Общество обратилось арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований освобождения заявителя от административной ответственности либо замены административного штрафа на предупреждение.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.
Субъектами правонарушения могут быть только недропользователи.
Таким образом, действия, связанные с пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с Законом о недрах, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах).
В соответствии со статьями 11, 12 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Статьей 22 Закона о недрах установлены права и обязанности пользователя недр. Так пунктами 2, 10 раздела 2 приведенной нормы определено, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В ходе проверочных мероприятий административным органом установлено, что ОАО "Шахта "Угольная" осуществляло добычу и разработку недр на Анадырском буроугольном месторождении с отступлением от утвержденной и согласованной проектной документации.
При этом судом в данном случае учтено, что изменения, с учетом снижения спроса потребителей, в технический проект разработки месторождения Обществом не вносились, в том числе и на 2019 год. Деятельность Общества в части производства горных работ приостановлена и не ведется с 29.05.2020.
Указанными действиями Общество нарушило требования статьи 22 Закона о недрах, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела и по существу Обществом не оспаривается.
Совершенное Обществом правонарушение выражается в осуществлении пользования недрами с нарушением лицензии, таким образом, сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП для рассматриваемой категории дел - один год (для правонарушений по статье 7.3 КоАП РФ).
В связи с этим вменяемое Обществу правонарушение, выразившееся в нарушении условий лицензии по объему добычи угля, установленному Проектом, считается оконченным, с завершением календарного года, на который был определен уровень добычи минерального сырья, поскольку объем (уровень) добычи устанавливается на конкретный календарный год и должен быть достигнут к его окончанию.
Как установлено административным органом Общество допустило отступление от планируемых объемов добычи в сторону уменьшения годовой добычи в 2017, 2018, 2019 годах, в связи с чем постановлением административного органа признано виновным в пользовании недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, выразившимся в невыполнении требований технического проекта на разработку месторождения в части выполнения фактических уровней добычи от плановых (проектных) показателей на 2017, 2018, 2019 годы.
Поскольку событие данного правонарушения считается оконченным с завершением календарных лет, то есть по нарушениям, допущенным за 2017 год - 01.01.2018, за 2018 год - 01.01.2019, за 2019 год - 01.01.2020, то именно с этих дат следует исчислять срок давности привлечения к ответственности.
В этой связи, учитывая, что событие правонарушения считается оконченным с завершением календарного года, то на момент вынесения постановления Управления о назначении административного наказания 29.09.2020 срок давности за выявленное правонарушение, имевшее место в 2017, 2018 годах истек, следовательно, выводы административного органа о наличии оснований для привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензии в указанные периоды не обоснованы.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, по эпизоду совершения правонарушения в 2019 году срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя объективной стороны вменяемого правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При рассмотрении административного дела заявителем не были представлены документы, подтверждающие невозможность соблюдения законодательства о недрах и лицензионных требований.
Обществом не было принято своевременных и достаточных мер по соблюдению условий лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и у административного органа имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности административным органом не допущено.
Назначенный административным органом штраф соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых (статья 23 Закона о недрах).
Существенная угроза вменяемого административного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении Общества как участника хозяйственных отношений к возложенным на него публичным обязанностям, выполнение которых направлено на соблюдение природоохранного законодательства, законодательства о государственной собственности, что в свою очередь имеет целью защиту жизни и здоровья, имущества и окружающей среды.
В рассматриваемом случае нарушение лицензионных условий пользования недрами, а именно необеспечение добычи угля в 2019 году в объеме, составляющем более 30 % от заложенного Проектом объема, свидетельствует об угрозе охраняемым общественным отношениям, подрывает экономические основы рационального использования и охраны недр, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, и возможности истощения природных ресурсов.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера правоотношений в сфере недропользования, на которые посягает совершенное заявителем правонарушение, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, либо для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании ст. 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2020 по делу N А80-351/2020 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Шахта "Угольная" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., уплаченную платежным поручением от 20.11.2020 N 1807.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-351/2020
Истец: ОАО "Шахта Угольная", Представитель ОАО "Шахта Угольная" адвокат НОУ "Анадырская юридическая консультация Адвокатской палаты Чукотского АО" Величко Олег Михайлович
Ответчик: Северо-Восточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора Лопатин Сергей Станиславович
Третье лицо: 6 ААС