Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2021 г. N Ф05-12190/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А41-35592/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от истца Закрытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 5020051845, ОГРН 1075020003442) - представитель не явился, извещен, надлежащим образом,
от ответчика Федерального государственного бюджетного учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) - Радченко Т.С. представитель по доверенности от 11.01.2021 года (онлайн),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2020 года по делу N А41-35592/20, по иску Закрытого акционерного общества "Водоканал" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации об обязании ответчика заключить государственный контракт, по встречному иску Федерального государственного бюджетного учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Закрытому акционерному обществу "Водоканал" о внесении изменений в государственный контракт,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Водоканал"(далее - ЗАО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ"Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ, ответчик) об обязании ответчика заключить с истцом государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г. на следующих условиях, с распространением последних, на отношения сторон возникших с 01.01.2020 года:
1.1. В связи с тем, что изложенные условия п. 21 Государственного контракта не исполнимы абонентом в силу пропущенного срока, изложить п.21 Государственного контракта в новой редакции: "В случае отсутствия у абонента приборов учета на момент заключения договора, абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Московской области, в порядке определенном Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (п.21 Договора).".
1.2. Акт о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение N 5 к Государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г.), принять в редакции Организации ВКХ.
1.3. Схему N 1 разграничения эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) по сетям водоснабжения между ЗАО "Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ"Минобороны России к Акту о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение N 5 к Государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г.), принять в редакции Организации ВКХ.
1.4. Схему N 2 разграничения эксплуатационной ответственности по сетям канализации между ЗАО "Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к Акту о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение N 5 к Государственному контракту холодного водоснабжения и водо-отведения N 555 от 31 января 2020 г.) принять в редакции Организации ВКХ.
1.5. Изложить п.7 Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г. в следующей редакции: "Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), на основании Распоряжения Комитете по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г. Общая сумма контракта составляет 2 944 808 (Два миллиона девятьсот сорок четыре тысячи восемьсот восемь) руб. 69 коп., согласно Приложения N 2, в том числе НДС 20 %, согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.".
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ обратилось со встречным иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к ЗАО "Водоканал" в котором просило п.7 Контракта изложить в следующей редакции:
"Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тариф), на основании Распоряжения Комитета по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г. Общая сумма Контракта составляет 2 944 865 (два миллиона девятьсот сорок четыре тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей 91 копейка, в том числе НДС согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации."
- Приложение N 1 к Контракту изложить в редакции ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС),
- Приложение N 2 к Контракту изложить в редакции ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС),
- Приложение N 5 к Контракту изложить в редакции ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС),
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2020 года первоначальные исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" заключить с ЗАО "Водоканал" Государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г. на следующих условиях, с распространением последних, на отношения сторон возникших с 01.01.2020 года:
1.1. В связи с тем, что изложенные условия п. 21 Государственного контракта не исполнимы абонентом в силу пропущенного срока, изложить п.21 Государственного контракта в новой редакции: "В случае отсутствия у абонента приборов учета на момент заключения договора, абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Московской области, в порядке определенном Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (п.21 Договора).".
1.2. Акт о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение N 5 к Государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г.), принять в редакции Организации ВКХ.
1.3. Схему N 1 разграничения эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) по сетям водоснабжения между ЗАО "Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к Акту о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение N 5 к Государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г.), принять в редакции Организации ВКХ.
1.4. Схему N 2 разграничения эксплуатационной ответственности по сетям канализации между ЗАО "Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к Акту о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение N 5 к Государственному контракту холодного водоснабжения и водо-отведения N 555 от 31 января 2020 г.) принять в редакции Организации ВКХ.
1.5. Изложить п.7 Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г. в следующей редакции: "Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), на основании Распоряжения Комитете по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г. Общая сумма контракта составляет 2 944 808 (Два миллиона девятьсот сорок четыре тысячи восемьсот восемь) руб. 69 коп., согласно Приложения N 2, в том числе НДС 20 %, согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.".
В удовлетворении встречных исковых требований отказано (л.д. 49-53 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от ЗАО "Водоканал" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ЗАО "Водоканал", извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФГБУ"Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" (Абонент/Ответчик) направило (исх. N 370/У/8/1-1356/20 от 21.10.2019 г.) в адрес ЗАО "Водоканал" (Организация ВКХ/Истец) заявку на заключение Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения сроком действия с 01.01.2020 г. по 31.12.2019 г. на объекты, расположенные по адресу: Московская область, г.Клин, военный городок 36/2 (далее - заявка).
Получено Организацией ВКХ 24.10.2019 г. (вх. N 4050).
Письмом от 12.11.2019 г, (исх. N 1795) Организация ВКХ приостановила заявку на основании п. 16 и п.17 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 14.02.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в связи с отсутствием документов, достаточных для заключения Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения.
Письмом от 20.11.2019 г. (исх. N 370/У/8/1-1898) Абонент предоставил недостающие документы.
14.01.2020 г. (исх. N 41) Организация ВКХ направил Абоненту проект Контракта, который был получен адресатом 16.01.2020 г.
28.01.2020 г. (исх. N 370/У/8/1-321) Абонент направил Организации ВКХ Государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 555 (далее - Контракт N 555) с Протоколом разногласий от б/д.
Контракт N 555 и Протокол разногласий от б/д получен Организацией ВКХ 31.01.2020 г, (вх. N 280).
Для устранения разногласий по Контракту N 555 03.03.2020 г. (исх. N 487) Организация ВКХ направила в адрес Абонента Протокол урегулирования разногласий от 06.02.2020 г., который получен адресатом 03.03.2020 г.
30.03.2020 г. письмом (исх. N 370/У/8/1-1203) Абонент направил по средствам электронной связи с сети Интернет Протокол согласования урегулирования разногласий к Контракту N 555.
Поскольку сторонам не удалось согласовать условия Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения, стороны обратились с исковым и со встречным исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности первоначального иска в полном объеме и отсутствия основания для удовлетворения встречного иска.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор водоснабжения и водоотведения. к которому применяются положения о договоре; энергоснабжения, является публичным договором в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ, заключается коммерческой организацией, устанавливая ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (ст. 445 ГК РФ).
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила N 644) Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае представления абонентом в течение 30 дней после получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения мотивированного отказа от подписания проекта договора (проектов договоров) в предложенной редакции с приложением предложения об изменении проекта договора (проектов договоров) организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 10 рабочих дней рассмотреть указанные документы, принять меры к урегулированию разногласий и направить абоненту на подписание новый проект договора (проекты договоров).
Абонент подписывает проект договора (договоров) в течение 10 рабочих дней со дня его получения в 2 экземплярах и направляет 1 экземпляр подписанного Договора организации водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направит абоненту в течение 10 рабочих дней новый проект договора (проекты договоров), абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор (п.14 Постановления N 644).
Согласно п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Отношения в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Частью 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установлено, что договор водоотведения является публичным договором.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом. Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 названной статьи, ничтожны.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
Исходя из положений п.5 ст.13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении", ет.21 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 14.02.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведении и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" существенным признается условие о порядке осуществления учета поданной холодной (питьевой и (или) технической) воды.
Согласно пп.5 п. 13 Государственного контракта, Абонент обязан установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границе эксплуатационной ответственности.
В случае отсутствия у абонента приборов учета на момент заключения договора, абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности в течении 30 дней с момента заключения настоящего договора, в порядке определенном Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (п.21 Государственного контракта). Границы эксплуатационной ответственности определены Приложением N 5 к Государственному контракту.
Согласно п. 1 технических условий N 2175 от 17.01.2018 г. (Получены Ответчиком 17.05.2018 г.) (далее - ТУ) в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета необходимо установить на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности абонента или ином месте в соответствии с договором.
Исходя из положений п.5 ст.13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении", ет.21 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 14.02.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведении и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" существенным признается условие о порядке осуществления учета поданной холодной (питьевой и (или) технической) воды.
Согласно пп.5 п. 13 Государственного контракта, Абонент обязан установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границе эксплуатационной ответственности.
В случае отсутствия у абонента приборов учета на момент заключения договора, абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности в течении 30 дней с момента заключения настоящего договора, в порядке определенном Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (п.21 Государственного контракта). Границы эксплуатационной ответственности определены Приложением N 5 к Государственному контракту.
Согласно п. 1 технических условий N 2175 от 17.01.2018 г. (Получены Ответчиком 17.05.2018 г.) (далее - ТУ) в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета необходимо установить на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности абонента или ином месте в соответствии с договором.
В силу п.3.1.5 ТУ Узел учета должен быть установлен в колодце на месте врезки в муниципальный водопровод, до точки развода системы водоснабжения для учета всего расхода воды, потребляемой абонентом.
Документов подтверждающих невозможность установки приборов учета, ответчиком в материалы дела не представлено.
17.12.2019 г. сторонами комиссионно установлено, что установить приборы учета воды возможно, о чем составлен Акт обследования системы водоснабжения объектов в/ч 04775 военного городка N 36/2 (Клин-5 МО) на предмет возможности установки приборов учета потребляемой холодной воды на границах разграничения (далее - Акт).
Ответчик обратился к ЗАО "Водоканал" с просьбой установить приборы учета.
28.02.2019 г, (исх. N 320) ЗАО "Водоканал" направило письмо Ответчику, в котором выражало согласие на установку приборов учета на сетях Абонента, при условии предоставления документов обозначенных п.28 и п.31 Раздел V. Проектирование узла учета Постановления Правительства РФ or 04.09.2013 N 776 (ред. ог 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод". Письмо получено адресатов 28.02.2019 г., оставлено без ответа.
Письмом (исх. N 415) от 14.03.2019 г. ЗАО "Водоканал" повторно напомнило ответчику о необходимости установки приборов учета и возможных последствиях применения для расчетов пп. В п.16 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
Письмо получено адресатом 21.03.2019 г. и оставлено без ответа.
Организация ВКХ при формировании проекта Договора на 2020 г. опиралась на данные изложенные в ранее заключенном Контракте на 2019 г., а также вновь установленным фактом наличия дополнительных колодцев на сетях абонента, что абонент не оспаривает (Акт обследования системы водоснабжения объектов в/ч 04775 военного городка N 36/2 (Клин-5) от 17.12.2019 г.).
Абонент предоставил в адрес Организации ВКХ схемы, изложенные в новой редакции. При сравнительном анализе схем выявлено, что абонент отказался от части сетей водоснабжения и водоотведения, при этом документов передачи прав третьим лицам на обозначенные участки сетей, не предоставил, а именно Абонент не предоставил документы подтверждающие переход прав на сети колодцев К4 и К8 третьим лицам, данные сети ранее были обозначены как находящиеся в балансовой и эксплуатационной ответственности Абонента.
Наличие точек подключения К9 и КЗ были комиссионно установлены сторонами Актом обследования системы водоснабжения объектов в/ч 04775 военного городка N 36/2 (Клин-5) от 17.12.2019 г.
В границы разграничения по сетям водопровода Абонент не включает колодцы К4 и К8, ссылаясь на то, что эти колодцы находятся за забором военного городка. Однако, колодцы К5, Кб, К7 тоже находятся за забором военного городка, но это обстоятельство не помешает Абоненту признать их границами.
Абонент в акте и схеме разграничения по сетям канализации в своей редакции включают объекты (общежития), которые к этому Договору не относятся.
В акте нет описания области эксплуатационной ответственности по сетям.
Организация ВКХ направила проект Государственного контракта, изложив п.7 Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г., в следующей редакции: "Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водо-^ снабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), на основании Распоряжения Комитете по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г. Общая сумма кон-тракта составляет 2 944 808 (Два миллиона девятьсот сорок четыре тысячи восемьсот восемь) руб. 69 коп., согласно Приложения N 2, в том числе НДС 20 %, согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.".
Однако Абонент в протоколе разногласий изменил сумму и указал следующее: "Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), на основании Распоряжения Комитете по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г.
Таким образом, общая сумма цены Контракта должна составлять 2 944 808 (Два миллиона девятьсот сорок четыре тысячи восемьсот восемь) руб. 69 коп., в том числе НДС 20 %, согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ настаивает на исключении колодцев К1, К4, К8, К9 из Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в связи с тем, что в фактическом ведении ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС) находятся объекты потребления и сети, которые подходят к 5 колодцам, а именно К2, КЗ, К5, Кб, К7.
Согласно Акту обследования системы водоснабжения объектов в/ч 04775 военного городка N 36/2 (Клин-5) от 17.12.2019 г., исключить сети водоснабжения от объектов ФГБУ "ЦЖКУ" до колодцев К1, К4, К8, К9 не представляется возможным так как, Организация ВКХ при формировании проекта Контракта на 2020 г. опиралась на данные изложенные в ранее заключенных Контрактах на 2017 г.- 2019 г., а также вновь установленным фактом наличия дополнительных колодцев на сетях абонента, что абонент не оспаривает.
Отключение сетей водопровода в колодцах К1, К4, К8, К9, не порождает исключение сетей из схем балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения в связи с тем, что ФГБУ "ЦЖКУ" не демонтировало их, не передало их третьим лицам на законных основаниях, соответственно не предоставлена соответствующая подтверждающая документация о списании (демонтажа) или отчуждении сетей водопровода, которые подключены в этих колодцах к муниципальной системе водоснабжения. Иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, обозначенные сети находятся в ведении ФГБУ"Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ.
Истец по встречному иску вправе подать заявку на распломбировку задвижек в спорных колодцах и осуществлять водопользование.
Перекрытие задвижек в колодцах уменьшает лишь установку количества приборов учета воды на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Кроме того, истец по встречному иску настаивает на установке приборов учета не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и применении в расчетах потерь на сетях рассчитанных в соответствии с Приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке".
Согласно пп.5 п. 13 Государственного контракта, Абонент обязан установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границе эксплуатационной ответственности.
Согласно п. 1 технических условий N 2175 от 17.01.2018 г. (Получены Абонентом 17.05.2018 г.) (далее - ТУ) в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета необходимо установить на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности абонента или ином месте в соответствии с договором.
В силу п.3.1.5 ТУ Узел учета должен быть установлен в колодце на месте врезки в муниципальный водопровод, до точки развода системы водоснабжения для учета всего расхода воды, потребляемой абонентом. 17.12.2019 г. сторонами комиссионно установлено, что установить приборы учета воды возможно, о чем составлен Акт обследования системы водоснабжения объектов в/ч 04775 военного городка N 36/2 (Клин-5 МО) на предмет возможности установки приборов учета потребляемой холодной воды на границах разграничения (далее - Акт).
28.02.2019 г. (исх. N 320) ЗАО "Водоканал" направило письмо Абоненту, в котором выражало согласие на установку приборов учета на сетях Абонента, при условии предоставления документов обозначенных п.28 и п.31 Раздел V. Проектирование узла учета Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод". Письмо получено адресатов 28.02.2019 г., оставлено без ответа.
Письмом (исх, N 415) от 14.03.2019 г. ЗАО "Водоканал" повторно напомнило Абоненту о необходимости установки приборов учета и возможных последствиях применения для расчетов пп. В п. 16 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776. Письмо получено адресатом 21.03.2019 г. и оставлено без ответа.
В случае отсутствия приборов учета, размещение приборов учета не на границе сетей, собственник не заинтересован в содержании сетей в надлежащем техническом состоянии.
При этом Организация ВКХ фактически лишена возможности проконтролировать наличие потерь, либо незаконных врезок поскольку, как правило, водопроводные сети потребителей находятся в земле и проложены по земельным участкам, принадлежащим им на праве собственности.
Как верно указал суд первой инстанции, произвести расчет водоснабжения и водоотведения за 2020 г. в рамках заявленных требовании истца по встречному иску не представляется возможным, поскольку отсутствуют первоначальные показания, приборы учета в части не введены в эксплуатацию Организацией ВКХ.
Организация ВКХ неоднократно сообщала о некорректном расчете величины потерь Абонентом (письма: исх.N 1226 от 25.09.2020 г.).
Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду водоснабжения и водоотведения, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), на основании Распоряжения Комитете по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г.
Организация ВКХ в расчетах цены Контракта применяет тариф с НДС, в то время как Абонент применяет тариф без НДС, в последствии начисляя его, что приводит к математической ошибке в расчетах.
В связи с чем, п.7 Государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 555 от 31 января 2020 г. принимается в редакции ВКХ:"Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), на основании Распоряжения Комитете по ценам и тарифам МО N 416-Р от 20.12.2019 г. Общая сумма контракта составляет 2 944 808 (Два миллиона девятьсот сорок четыре тысячи восемьсот восемь) руб. 69 коп., согласно Приложения N 2, в том числе НДС 20 %, согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2020 года по делу N А41-35592/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35592/2020
Истец: ЗАО "Водоканал"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России