город Воронеж |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А14-13453/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2020 по делу N А14-13453/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) к обществу с ограниченной ответственностью "Завод нефтяного и газового оборудования" (ОГРН 1113604000509, ИНН 3604018052) о взыскании финансовых санкций в размере 14 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда, орган Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Завод нефтяного и газового оборудования" (далее - ООО "Завод нефтяного и газового оборудования", общество, страхователь, ответчик) финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах за январь, февраль, март 2019 года, предусмотренных п.п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в размере 14 500 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2020 по делу N А14-13453/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Пенсионного фонда обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В качестве доводов апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда указывает на то, что представленный дополняющий отчет по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года не может расцениваться как уточнение (исправление) индивидуальных сведений ввиду того, что сведения в дополняющей форме в отношении 29 застрахованных лиц представлены страхователем впервые с нарушением установленного законом срока и не были отражены в исходных сведениях, предоставленных в установленный срок. Представление дополняющих форм в отношении застрахованных лиц, на которых отчетность ранее представлена не была, влечет применение к страхователю финансовых санкций.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указывает, что законодательством страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Поскольку ответчик самостоятельно исправил допущенные ошибки, у заявителя отсутствовали основания для применения санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в отношении ответчика.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда в качестве страхователя 17.12.2018, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Органом Пенсионного фонда проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в отношении страхователя - ООО "Завод нефтяного и газового оборудования".
В ходе проведенной проверки Управлением Пенсионного фонда установлено, что ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года - 13.02.2019, за февраль 2019 года - 15.03.2019, за март 2019 года - 09.04.2019, то есть в установленный срок, однако не в полном объеме. Сведения о застрахованных лицах в количестве 12 человек за январь 2019 года, в количестве 15 человек за февраль 2019 года, в количестве 2 человек за март 2019 года ответчиком были дополнительно представлены по телекоммуникационным каналам связи 20.12.2019, то есть с нарушением установленного срока.
По результатам проверки заявителем составлены акты N 046S18200001427, N 046S18200001422, N 046S18200001419 от 04.02.2020 и приняты решения N 046S19200003627, N 046S19200003628, 046S19200003633 от 18.03.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" привлечено к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за январь, февраль, март 2019 года в виде штрафа в общей сумме 14 500 руб. (29 х 500 руб.).
На основании указанных решений Управление Пенсионного фонда были направлены в адрес страхователя требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства N 046S01200004216, N 046S01200004217, N 046S01200004218 от 29.05.2020, в соответствии с которыми ответчику было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 17.06.2020.
14.07.2020 Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций за январь, февраль, март 2019 года в размере 14 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
28.07.2020 Арбитражным судом Воронежской области выдан приказ на взыскание с ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года, предусмотренных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 14 500 руб., а также 1 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Определением суда от 04.08.2020 по делу N А14-9863/2020 указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Неисполнение ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" требований N 046S01200004216, N 046S01200004217, N 046S01200004218 от 29.05.2020 послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда, суд области пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к заявителю ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, поскольку страхователем было реализовано право на исправление представленных сведений.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция, действовала в спорный период), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда, и представить в орган Пенсионного фонда достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В пункте 37 Инструкции указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), Инструкции, определяющей порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета, в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Согласно актам проверки N 046S18200001427, N 046S18200001422, N 046S18200001419 от 04.02.2020 ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" несвоевременно представило отчет по форме СЗВ-М за январь 2019 года (в отношении 12 застрахованных лиц), за февраль 2019 года (в отношении 15 застрахованных лиц), за март 2019 года (в отношении 2 застрахованных лиц) (л.д. 8 - 10).
При этом, как следует из материалов дела, обществом в Управление Пенсионного фонда были своевременно представлены отчетности по форме СЗВ-М за январь - март 2019 года, тип формы "исходящая", соответственно 13.02.2019 (л.д. 78 - 80), 15.03.2019 (л.д. 81 - 83), 09.04.2019 (л.д. 84 - 86), что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями о застрахованных лицах и протоколами проверки отчетности.
Указанные формы СЗВ-М (исходная) были приняты органом Пенсионного фонда без замечаний.
ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" 20.12.2019 представило в Управление Пенсионного фонда дополняющие сведения за январь - март 2019 года в отношении 29 застрахованных лиц, которые были приняты органом Пенсионного фонда (л.д. 87 - 92).
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные обществом несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за январь - март 2019 года были самостоятельно устранены ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за январь - март 2019 года, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за эти периоды, которые ранее не представлялись.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершения новых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а также обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно установленный Инструкцией на основании статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в части исправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путем их уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижения соответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе, возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо в установленный в уведомлении контролирующего органа срок.
В материалы дела не представлено доказательств того, что орган Пенсионного фонда уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные. Доказательств направления Управлением Пенсионного фонда в адрес общества уведомлений либо иных писем, в которых сообщалось о непредставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях также не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ООО "Завод нефтяного и газового оборудования" к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за нарушение срока предоставления сведений за январь - март 2019 года путем представления формы СЗВ-М с типом "дополняющая", у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Довод Управления Пенсионного фонда о том, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Содержание апелляционной жалобы по существу сводится к повторению доводов, которые в свою очередь уже были предметом оценки суда первой инстанции. Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воронеже и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2020 по делу N А14-13453/2020 по настоящему делу не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воронеже, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2020 по делу N А14-13453/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13453/2020
Истец: УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Ответчик: ООО "Завод нефтяного и газового оборудования"