Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2021 г. N Ф04-2838/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А75-9878/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14563/2020) региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2020 по делу N А75-9878/2020 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1178600001975, ИНН 8602283047, 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Мелик-Карамова, дом 74) к Администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350, 628408 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Ф.Энгельса, 10) о взыскании субсидии в размере 154 011 руб. 67 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
региональная ассоциация некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, РАНО, организация) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Сургутского района (далее - ответчик, администрация) о взыскании субсидии в размере 154 011 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2020 по делу N А75-9878/2020 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, организация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее:
- договор N 1141 является действующим и на его основании у администрации возникла обязанность представить РАНО из бюджета Сургусткого района субсидию;
- организацией соблюдены условия и порядок предоставления субсидий, в связи с чем администрацией принято постановление N 5186 "О предоставлении субсидии";
- бюджетным кодексом не установлен и не урегулирован порядок заключения, исполнения и расторжения договора о предоставлении субсидии, при этом исследование эффективности расходовании бюджетных средств выходит за пределы исковых требований;
- заключение прокуратуры и Отдела финансового мониторинга Сургутского района не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований;
Администрацией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на обоснованность е отказа в выплате организации субсидии.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
В рамках подпрограммы "Поддержка малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Поддержка предпринимательства и развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе", утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 29.11.2018 N 4782 (далее - муниципальная программа) администрацией Сургутского района реализовывалось мероприятие "Субсидии некоммерческим организациям и социально- ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства".
В соответствии с Порядком предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства, утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 25.12.2018 N 5211-нпа в редакции изменений от 15.08.2019 N 3066-нпа (далее - Постановление 5211-нпа, Порядок), в рамках мероприятия "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" возмещению подлежали услуги, оказываемые организациями вновь создаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) согласно следующего перечня:
- услуги по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ВЗСМСП);
- подготовка всех необходимых документов для осуществления государственной регистрации юридического лица (ВЗСМСП);
- изготовление (подготовка документов и получение) электронной цифровой подписи физического лица и ВЗСМСП;
- оплата государственной пошлины за государственную регистрацию вновь регистрируемого субъекта малого и среднего предпринимательства;
- изготовление (подготовка документов и получение) печати ВЗСМСП;
- оформление доверенности на осуществление необходимых действий от лица ВЗСМСП;
- обеспечение государственной регистрации ВЗСМСП;
- услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации: обеспечение бухгалтерского (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности), юридического и методологического сопровождения ВЗСМСП в течение 1 года с момента его государственной регистрации.
16.12.2019 РАНО предоставила в администрацию заявление о предоставлении субсидии с пакетом документов, подтверждающих оказание услуг по регистрации четырех юридических лиц и семи индивидуальных предпринимателей (согласно Порядку - из расчета 14 000 руб. за каждого субъекта предпринимательской деятельности).
20.12.2019 данный пакет документов рассмотрен экспертной комиссией и принято решение о предоставлении субсидии в рамках мероприятия "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" в размере 154 011 руб. 67 коп. (протокол N 19 заседания экспертной (конкурсной) комиссии от 20.12.2019 ), о чём РАНО уведомлена уведомлением от 26.12.2019 N 20-21-2283.
25.12.2019 принято постановление администрации N 5186 "О предоставлении субсидии".
В соответствии с вышеуказанным постановлением 26.12.2019 между администрацией и РАНО заключен договор о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением на возмещение затрат N 1141 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 28 главы 2 Порядка перечисление денежных средств на расчётный счёт получателя осуществляется не позднее десятого рабочего дня после издания постановления администрации Сургутского района о предоставлении субсидии, на основании представленных документов.
В связи с опубликованием 23.12.2019 па информационном сайте URA.RU статьи "Мэр из ХМАО привлек "мертвые души", чтобы казаться успешным" прокуратурой Сургутского района принято решение о проведении проверки в отношении администрации (требование от 25.12.2020 N 01-01-10482). В этой связи администрацией принято решение о приостановлении действия постановления администрации Сургутского района от 25.12.2019 N до 23.01.2020 (Постановление администрации Сургутского района от 27.12.2019 N 5275), о чем с РАНО 09.01.2020 заключено соответствующее дополнительное соглашение к Договору. В этой связи перечисление денежных средств приостановлено.
В дальнейшем на основании представления Прокуратуры Сургутского района от 24.01.2020 N 03-02-2020 "Об устранении нарушений закона" принято решение (Постановление администрации Сургутского района от 05.02.2020 N 431) о приостановлении действия постановления администрации Сургутского района от 25.12.2019 N 5186 "О предоставлении субсидии" на срок до 01.03.2020, о чем также 05.03.2020 в адрес РАНО направлено соответствующее дополнительное соглашение к Договору (N 04-02-462 от 03.03.2020). Указанное соглашение РАНО не подписано. В ответ направлен отказ в подписании (N 07/20 от 10.03.2020).
10.03.2020 РАНО обратилась в адрес администрации с требованием о выплате субсидии в соответствии с заключенным Договором, 16.03.2020 направлена претензия с требованием об исполнении Договора, на которые администрация направила ответ, с указанием на то, что перечисление денежных средств приостановлено в связи с проверкой прокуратуры.
В соответствии с постановлениями администрации Сургутского района от 12.03.2020 N 1130 "О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 29.11.2018 N 4782", от 18.03.2020 N 1193 "О признании утратившими силу муниципальных правовых актов" муниципальная программа утратила силу и вступила в действие муниципальная программа "Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе", утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 27.12.2019 N 5263, в которой мероприятие "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" отсутствовало (введено новое мероприятие "Возмещение затрат некоммерческим организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства").
Согласно пункту 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации далее - БК РФ) перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных указанным Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Бюджет на 2020 год сформирован в соответствии с мероприятиями вновь принятой программы.
В связи с отсутствием оснований для перечисления субсидии 30.03.2020 в адрес РАНО направлено соглашение о расторжении договора для рассмотрения и подписания (письмо от 30.03.2020 N 04-02-682).
Полагая, что администрацией необоснованно отказано в выплате субсидии по Договору, и неправомерно направлено соглашение о расторжении договора о предоставлении субсидии, организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим искм о взыскании с администрации в 154 011 руб. 67 коп.. субсидии за фактически оказанные услуги и в соответствии с договором N 1141 от 26.12.2019.
03.11.2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Порядок предоставления и возврата субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
На основании части 2 статьи 78.1 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Из правового смысла приведенных норм следует, что субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований. Порядок предоставления субсидий определен в БК РФ и не регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Правоотношения сторон, урегулированные договором о предоставлении субсидии, направлены на предоставление муниципальным образованием индивидуального безвозмездного стимулирующего платежа при условии соблюдения целей использования и достижения результативности предоставления субсидии и, вопреки утверждению истца, не носят гражданско-правового характера.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на о, что при оценке обоснованности требований истца следует исходить из оснований выплаты субсидии, в соответствии с бюджетным, а не гражданским законодательством, с соблюдением принципа эффективного расходования бюджетных средств.
В этой связи доводы подателя жалобы о том, что исследование эффективности расходовании бюджетных средств выходит за пределы исковых требований несостоятельны и основаны не неверном толковании нории БК РФ.
Из материалов дела следует, что истцу в соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 25.12.2019 N 5186 "О предоставлении субсидии" подлежала выплате субсидия в рамках мероприятия "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в решении думы Сургутского района от 17.12.2018 N 590-нпа "О бюджете Сургутского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 года".
Вместе с тем субсидия не была перечислена на основании постановления от 27.12.2019 N 5275 "О приостановлении действия постановления администрации Сургутского района от 25.12.2019 N5186" и дополнительного соглашения к договору о предоставлении субсидии N1141 от 26.12.2019, заключенного между администрацией Сургутского района и РАНО ХМАО-Югры в связи с проводимой прокуратурой проверкой.
На основании представления Прокуратуры Сургутского района от 24.01.2020 N 03-02-2020 "Об устранении нарушений закона" и в соответствии с постановлениями администрации Сургутского района от 12.03.2020 N 1130 "О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 29.11.2018 N 4782", от 18.03.2020 N 1193 "О признании утратившими силу муниципальных правовых актов" муниципальная программа утратила силу и вступила в действие муниципальная программа "Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе", утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 27.12.2019 N 5263, в которой мероприятие "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" отсутствует, но введено новое мероприятие "Возмещение затрат некоммерческим организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства".
Принятию администрацией Сургутского района указанных выше постановлений от 12.03.2020 N 1130 "О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 29.11.2018 N 4782", от 18.03.2020 N 1193"О признании утратившими силу муниципальных правовых актов" послужил тот факт, что утвержденный на территории района Порядок, в нарушение нормативного правового акта с большей юридической силой, а именно, постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями", не обеспечивал эффективного использования бюджетных средств, что повлекло признание утратившей силу муниципальной программы, на основании и в соответствии с которой допускалось субсидирование деятельности истца по регистрации юридических лиц и предпринимателей.
Таким образом, в связи с признанием утратившей силу муниципальной программы, на основании и в соответствии с которой допускалось субсидирование деятельности истца по регистрации юридических лиц и предпринимателей, и в соответствии с которой был заключен договор между администрацией и РАНО от 26.12.2019 N 1141, отсутствуют правовые основания для её выплаты.
Кроме того, материалами дела подтверждается формальный подход истца к совершению действий и оказанию услуг, за которые предусматривалось возмещение затрат за счет бюджета района действовавшей в момент подписания договора Программой, без доказательства достижения действительных целей субсидирования, направленных на поддержку предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе.
Так, из четырех юридических лиц, в связи с созданием которых подано заявление о предоставлении субсидии, налоговым органом в отношении трёх (ООО "Гринарктикконсалтинг" (ОГРН 1198617012109), ООО "СТАВР" (ОГРН: 1198617014606), ООО "Ленорт" (ОГРН 1198617014595) налоговым органом установлена недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об юридическом адресе организаций, что свидетельствует о формальной их регистрации, без реального намерения осуществления предпринимательской деятельности.
В отношении других субъектов предпринимательства, по которым заявлено о выплате субсидии, объективных данных об их реальном осуществлении предпринимательской деятельности в деле не представлено.
Между тем актом проверки от 10.02.2020, проведенной прокуратурой Сургутского района, зафиксировано, что администрация совместно с РАНО за счет бюджетных средств обеспечили создание на территории района субъектов предпринимательства, фактически не осуществляющих хозяйственную деятельность, не создающих рабочие места и не перечисляющих налоги в соответствующий бюджет.
Таким образом, помимо отсутствия правового основания для выплаты субсидии (отмена Программы), истец не представил доказательств достижения целей субсидирования для получения средств из бюджета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска организации.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2020 по делу N А75-9878/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9878/2020
Истец: РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА