г. Тюмень |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А75-9878/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 03.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 19.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75- 9878/2020 по заявлению региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Мелик-Карамова, дом 74, ОГРН 1178600001975, ИНН 8602283047) к администрации Сургутского района (628408 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Ф. Энгельса, 10, ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350) о взыскании субсидии в размере 154 011,67 руб.
В заседании принял участие представитель администрации Сургутского района - Завьялова А.В. по доверенности от 01.12.2020 N 2080.
Суд установил:
региональная ассоциация некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, РАНО) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Сургутского района (далее - ответчик, администрация) о взыскании субсидии в размере 154 011,67 руб.
Решением от 03.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе РАНО, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы истец ссылается на соблюдение им условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 29.11.2018 N 4782 утверждена муниципальная программа "Поддержка предпринимательства и развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе" (далее - муниципальная программа N 4782), в рамках которой администрацией реализовывалось мероприятие "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства".
Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства, утвержден постановлением администрации от 25.12.2018 N 5211-нпа (далее - Постановление N 5211-нпа, Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка (в редакции изменений от 15.08.2019 N 3066-нпа) целью предоставления субсидий является возмещение затрат организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства в соответствии с главой 3 Порядка.
Согласно пункту 34 Порядка возмещению подлежат услуги по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ВЗСМСП), в том числе по подготовке всех необходимых документов для осуществления государственной регистрации юридического лица (пункт 34.1.1); по изготовлению (подготовке документов и получению) электронной цифровой подписи физического лица и ВЗСМСП (пункт 34.1.2); по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию вновь регистрируемого субъекта малого и среднего предпринимательства (пункт 34.1.3); по изготовлению (подготовке документов и получению) печати ВЗСМСП (пункт 34.1.4); по оформлению доверенности на осуществление необходимых действий от лица ВЗСМСП (пункт 34.1.5); по обеспечению государственной регистрации ВЗСМСП (пункт 34.1.6), а также услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации (пункт 34.2).
Пунктом 28 Порядка предусмотрено, что перечисление денежных средств на расчетный счет получателя осуществляется не позднее десятого рабочего дня после издания постановления администрации о предоставлении субсидии, на основании представленных документов.
16.12.2019 РАНО предоставила в администрацию заявление о предоставлении субсидии с пакетом документов, подтверждающих оказание услуг по регистрации четырех юридических лиц и семи индивидуальных предпринимателей, а также услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению ВЗСМСП в пределах 1 года с момента их государственной регистрации.
20.12.2019 данный пакет документов рассмотрен экспертной комиссией и принято решение о предоставлении субсидии в рамках мероприятия "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" в размере 154 011,67 руб., о чем сообщено РАНО уведомлением от 26.12.2019 N 20-21-2283.
25.12.2019 администрацией принято постановление N 5186 "О предоставлении субсидии".
26.12.2019 между администрацией и РАНО заключен договор о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением на возмещение затрат N 1141 (далее - Договор N 1141).
В связи с опубликованием 23.12.2019 на информационном сайте URA.RU статьи "Мэр из ХМАО привлек "мертвые души", чтобы казаться успешным" прокуратурой Сургутского района принято решение о проведении проверки в отношении администрации (требование от 25.12.2020 N 01-01-10482).
На основании требования прокуратуры от 25.12.2020 N 01-01-10482 администрацией принято постановление от 27.12.2019 N 5275 о приостановлении действия постановления администрации от 25.12.2019 N 5186 "О предоставлении субсидии" до 23.01.2020.
09.01.2020 между администрацией и РАНО заключено дополнительное соглашение о приостановлении действия Договора N 1141 на срок до 23.01.2020, в связи с чем перечисление денежных средств приостановлено.
24.01.2020 прокуратурой Сургутского района вынесено представление в адрес главы Сургутского района N 03-02-2020, в котором указано на нарушение администрацией положений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а именно: администрация в рамках муниципальной программы обеспечила создание на территории района субъектов предпринимательства, вместе с тем, меры поддержки, направленные на начало и осуществление ими хозяйственной деятельности, оказались недостаточными; в отношении большинства из созданных организаций установлены признаки неосуществления предпринимательской деятельности; вследствие отсутствия хозяйственной деятельности налоговые поступления в бюджет разных уровней организации не обеспечили; впоследствии часть организаций были ликвидирована и исключена из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
05.02.2020 на основании представления прокуратуры Сургутского района от 24.01.2020 N 03-02-2020 "Об устранении нарушений закона" администрацией принято постановление N 431 о приостановлении действия постановления администрации Сургутского района от 25.12.2019 N 5186 "О предоставлении субсидии" на срок до 01.03.2020.
В адрес РАНО направлено дополнительное соглашение о приостановлении действия Договора N 1141 на срок до 01.03.2020. Указанное соглашение РАНО не подписано. В ответ направлен отказ в подписании.
10.03.2020 РАНО обратилась в адрес администрации с требованием о выплате субсидии в соответствии с Договором N 1141; 16.03.2020 направлена претензия с требованием об исполнении Договора N 1141, на которые администрация направила ответ с указанием на то, что перечисление денежных средств приостановлено в связи с проверкой прокуратуры.
В соответствии с постановлениями администрации от 12.03.2020 N 1130 "О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 29.11.2018 N 4782", от 18.03.2020 N 1193 "О признании утратившими силу муниципальных правовых актов" муниципальная программа N 4782 утратила силу и вступила в действие муниципальная программа "Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе", утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 27.12.2019 N 5263 (далее - муниципальная программа N 5263).
В муниципальной программе N 5263 мероприятие "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" отсутствовало; введено новое мероприятие "Возмещение затрат некоммерческим организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства".
30.03.2020 с учетом установленных прокуратурой обстоятельств, свидетельствующих о неэффективном использовании бюджетных средств при предоставлении субсидии РАНО в целях возмещения затрат на создание и сопровождение в течение 1 года ВЗСМСП, администрацией в адрес истца направлено соглашение о расторжении договора для рассмотрения и подписания.
Полагая, что администрацией необоснованно отказано в выплате субсидии по Договору N 1141 и неправомерно направлено соглашение о расторжении договора о предоставлении субсидии, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 21, 78, 78.1 БК РФ, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании субсидии.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности, экономности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно статье 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (абзац второй пункта 2 статьи 78.1 БК РФ).
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Таким образом, условия, цели и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, определяются нормативными правовыми актами соответствующих органов.
В рассматриваемом случае условия, цели и порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на оказание услуг по созданию на территории Сургутского района ВЗСМСП, а также услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению определены Постановлением N 5211-нпа в соответствующем Порядке и Договоре N 1141, заключенном между и РАНО.
Согласно пункту 1.2 Договора N 1141 субсидия предоставляется для реализации мероприятия "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства" подпрограммы "Поддержка малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы N 4782.
В разделе 2 "Описание подпрограммы "Поддержка малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы N 4782 указано, что целью подпрограммы является повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике Сургутского района, для достижение которой необходимо решить, в том числе следующие задачи: мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование механизмов имущественной, образовательной, информационно-консультационной и финансовой поддержки.
Эффективность решения задач подпрограммы планируется оценить по показателям: - "Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций" - увеличение с 3,5 до 4,0 %; - "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства" - увеличение с 2,6 до 2,92 тыс. субъектов; - "Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий" - увеличение с 3,5 до 4,1 тыс. человек; - "Оборот малых и средних предприятий" - увеличение с 14,2 до 16,4 млрд. руб.
На решение задачи по сопровождению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства направлено мероприятие "Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства".
Как установлено судами, для получения субсидии истец представил документы, предусмотренные Порядком, подтверждающие факт создания и государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всего 11). Представленные документы были признаны администрацией отвечающими предъявляемым к ним требованиям, в связи с чем заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в порядке, установленном Постановлением N 5211-нпа.
Вместе с тем, прокуратурой Сургутского района в ходе проведения проверки установлено, что администрация совместно с РАНО за счет бюджетных средств обеспечили создание на территории района субъектов предпринимательства, фактически не осуществляющих хозяйственную деятельность, не создающих рабочие места и не перечисляющих налоги в соответствующий бюджет. По данному факту вынесено представление главе Сургутского района.
В представлении прокуратуры Сургутского района указано, что несмотря на то, что администрация в рамках муниципальной программы обеспечила создание на территории района субъектов предпринимательства, меры поддержки, направленные на начало и осуществление ими хозяйственной деятельности, оказались недостаточными, что в итоге ведет к ликвидации организаций, их исключению из ЕГРЮЛ. Между тем, на их создание, сопровождение в течение 1 года муниципалитетом затрачены бюджетные средства, что говорит о неэффективности их предоставления в качестве субсидий РАНО и нарушает требования статьи 34 БК РФ (принцип эффективности использования бюджетных).
О неэффективности использования бюджетных средств, как установлено судами, в частности, свидетельствуют следующие обстоятельства:
из четырех юридических лиц, в связи с созданием которых подано заявление о предоставлении субсидии, налоговым органом в отношении трех организаций - ООО "Ленорт", ООО "Гринарктикконсалтинг", ООО "СТАВР" установлена недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об юридическом адресе организаций, что свидетельствует о формальной их регистрации, без реального намерения осуществления предпринимательской деятельности; в отношении других субъектов предпринимательства, по которым заявлено о выплате субсидии, объективных данных об их реальном осуществлении предпринимательской деятельности в дело не представлено.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды, установив, что действия истца по оказанию услуг, за которые предусматривалось возмещение затрат за счет бюджета района действовавшей в момент подписания договора муниципальной программой, носили формальный характер; цель предоставления субсидии, а именно поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе, не достигнута, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций также учли, что муниципальная программа N 4782, на основании и в соответствии с которой допускалось субсидирование деятельности истца по регистрации юридических лиц и предпринимателей, и в соответствии с которой был заключен Договор N 1141, признана утратившей силу, поскольку не было обеспечено эффективного использования бюджетных средств, в связи с чем правовые основания для выплаты субсидии отсутствуют.
Доводы РАНО, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9878/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (абзац второй пункта 2 статьи 78.1 БК РФ).
...
В представлении прокуратуры Сургутского района указано, что несмотря на то, что администрация в рамках муниципальной программы обеспечила создание на территории района субъектов предпринимательства, меры поддержки, направленные на начало и осуществление ими хозяйственной деятельности, оказались недостаточными, что в итоге ведет к ликвидации организаций, их исключению из ЕГРЮЛ. Между тем, на их создание, сопровождение в течение 1 года муниципалитетом затрачены бюджетные средства, что говорит о неэффективности их предоставления в качестве субсидий РАНО и нарушает требования статьи 34 БК РФ (принцип эффективности использования бюджетных)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2021 г. N Ф04-2838/21 по делу N А75-9878/2020